Депутаты Волынского областного совета на очередной сессии, которая состоялась 20 марта, оказали охотникам области «медвежью услугу». Одним из результатов заседания стало продление 25-летнего договора с Любомльской организацией УООР о пользовании охотничьими угодьями, которые уже находились в законном пользовании ООО «Викинг».
Без размещения соответствующего проекта на своем официальном сайте и вопреки Закону Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте» депутаты внесли изменения в свое же решение от 21 ноября 2014 года.
Правовую коллизию областного совета, проблемы и «особенности» национальной охоты комментирует первый заместитель Волынского областного управления лесного и охотничьего хозяйства (ВОУЛОХ), председатель Волынской областной организации Общества лесоводов Сергей ШЕРЕМЕТА:
«Дело в том, что охотничьи угодья были предоставлены УООР в 1989 году сроком на 25 лет. В прошлом году срок пользования ими закончился. И для данного случая понятия пролонгации закона не существует. По закону Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте», который определяет основные принципы деятельности и государственной регуляции в отрасли охотничьего хозяйства, пользователи охотничьими угодьями обязаны заново пройти процедуру получения их в пользование, предусмотренную нормами действующего законодательства. Основным при этом является согласование права пользования охотничьими угодьями с владельцами и пользователями земельных участков. А тогда обратиться с ходатайством к ВОУЛОХ о том, чтобы оно подготовило пакет документов в Государственное агентство лесных ресурсов Украины, которое, в свою очередь, обязано подготовить соответствующее представление в областной совет. Представление Гослесагентства согласовывается с областной государственной администрацией. После этих процедур областной совет принимает решение о предоставлении охотничьих угодий пользователю.
• Статья 26 Закона Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте» прекращает право пользования охотничьими угодьями в случае окончания срока пользования. Пролонгация договора не предусмотрена законом, потому что за длительный период пользования угодьям изменились пользователи и владельцы земельных участков, изменились пределы охотничьих угодий, земля перешла в частную собственность и т. п. Ведь в далеком 1989 году районные и областная организации УООР согласовывали право пользования полевыми угодьями с колхозами и совхозами.
• С другой стороны, ввиду того, что среди основных критериев пользования охотничьими угодьями есть условие обеспечения пользователем инвестирования в развитие охотничьего фонда при обеспечении оптимальных экономических и природоохранных мероприятий по рациональному использованию охотничьего фонда, сохранению и приумножению охотничьих животных, закон предоставляет право областному совету предоставлять в пользование охотничьи угодья на конкурсной основе.
Отмечу, что сегодня ни власть, ни владельцы и пользователи земельных участков вовсе не против разных форм пользования охотничьими угодьями. Но многолетняя статистика и факты подтверждают, что на тех угодьях, где хозяйничает УООР, не делается то, чего требует упомянутый выше Закон «Об охотничьем хозяйстве и охоте».
Площадь охотничьих угодий, предоставленных в пользование обществу охотников и рыболовов области, составляет 819,5 тысячи гектаров. Учетное количество штатных сотрудников, занятых в Обществе на конец отчетного года, — 107 человек. Общая сумма расходов на ведение охотничьего хозяйства составляет 2,8 млн грн, из которых заработная плата — 1,46 млн грн (52 %).
• Законом предусмотрено, что пользователи охотничьих угодий обязаны ежегодно вкладывать средства в проведение комплексных мероприятий, направленных на воссоздание охотничьих животных, сохранение и улучшение среды их обитания, в расчете на тысячу гектаров лесных угодий не менее 30 необлагаемых минимумов доходов граждан, полевых — 25, водно-болотных — 20.
От суммы уплаченных взносов определенный процент отчисляется на содержание аппарата всеукраинской организации УООР. Сумма, очевидно, немаленькая, ведь на Волыни насчитывается около 5,5 тысячи членов охотничьей организации с ежегодным взносом каждого охотника в среднем до тысячи гривен
Выполнив простые математические расчеты, становится загадкой, на какие цели тратятся остальные средства — около 3,5 млн грн? Что остается на развитие охотничьего хозяйства, на зимнюю подкормку животных?
Конечно, государство и пользователь охотничьих угодий должны заботиться о главном потребителе охотничьих услуг — охотнике. Однако надо отходить от потребительского отношения к природе. За охоту нужно платить. И чем качественнее охотничьи услуги, тем больше.
Передача львиной доли охотничьих угодий в частное пользование приведет к ликвидации общественных охотничьих организаций, а с ней — и к исчезновению самобытной украинской охоты. То есть я за то, что право на существование имеют разные охотничьи формирования, но я против «мясной», потребительской охоты.
• Сегодня существует несколько категорий охотников. Одна — исконная — простой люд, который хочет побродить с дробовиком по не очень богатым дичью открытым охотничьим угодьям, как это делал отец или дед. Забегу наперед и попробую удивить тех скептиков, которые уверены, что, мол, все охотники — бездушные убийцы. Нет! Таких — меньшинство. А что влечет к охоте категорию охотников, которым не нужны охотничьи трофеи? Кого-то, наверное, гонит сюда городская суета, мечта провести хоть бы один день без смога, телефонов и компьютера. Кого-то — нереализованная тяга к актерскому перевоплощению. Другим хочется романтичных впечатлений от встреч с дикой фауной, кого-то «съедает скука». А есть люди, которых зовет голос потомков, не дает покоя генетическая память. И последняя — особая группа охотников. С приходом независимости в Украине появилось много зажиточных людей, которые причислили себя к касте VIP-персон, чем и было положено начало охотничьему ренессансу. Они возрождают главную барскую забаву, вытесненную из великосветского быта зарубежными развлечениями наподобие тенниса или гольфа.
Охота — вот занятие для релаксирующей украинской знати, которая, скорее, считает себя знатью. Последствия от развлечений: незаконно убитые олени и лоси, деморализованные дикарством этих «персон» лесники и егеря, потравленные и уничтоженные посевы озимой, как это недавно было в одном из районов области, физические и моральные травмы для природы.
• Существует еще один интересный вариант пользования охотничьими угодьями для отдельных бизнес-элит. Для простого обывателя и общественности он неприметен. Это — передача территории объектов природного заповедного фонда в частные руки с целью ведения охотничьего хозяйства. Заказники — это хитрое изобретение советских чиновников. Какая-либо хозяйственная деятельность в них ограничена, но ведение охотничьего хозяйства и охота законом разрешаются. По сути, это — резервации, где проводится охота местной «элиты» и ее гостей и куда не допускаются остальные. За эти последние островки «барской» охоты и держатся местные князьки, хотя и средств на их содержание как объектов ПЗФ чаще всего в местных бюджетах нет».
• Одним словом, проблем — хоть отбавляй. Для потребностей охотничьего хозяйства пользователи охотничьих угодий имеют право в установленном порядке, при согласии с владельцами или пользователями земельных участков, строить на охотничьих угодьях необходимые здания и биотехнические сооружения, выращивать кормовые культуры, создавать защитные насаждения, проводить искусственное обводнение, осуществлять другие мероприятия, которые связаны с ведением охотничьего хозяйства и не противоречат законодательству и интересам владельцев или пользователей земельных участков. Так утверждает статья 23 Закона.
Но не очень заметно, чтобы «элитные» охотники особенно озадачивались проблемами дикой фауны области. Мы идем в Европу, и, очевидно, охотничье хозяйство Украины должно строиться по европейским измерениям, хотя чиновники уже давно должны были убедиться, что у нас зарубежный опыт не подходит нигде и никак.