Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Летние колядки

На Ровенщине сохранился дохристианский обряд
16 июня, 1996 - 19:59
ФОТО ЕФРЕМА ЛУКАЦКОГО

Этот обычай очень древний. О нем упоминают еще древне-русские летописцы. Обряд водить Куст бытовал только на территории Полесья, а участниками действа, которое проходило на Троицу, были только женщины. Смысл этого праздника ученые толкуют по-разному. А кое-где в северных районах Ровенщины местные жители до сих пор водят Куст. Из экспедиции по селам Полесья вернулись ровенские этнографы. Об особенностях древнего обряда — в беседе с Алексеем НАГОРНЮКОМ, научным сотрудником Ровенского областного краеведческого музея.

— Что олицетворяет обряд вождения Куста?

— Куст — это название обрядового персонажа. Интересно именно слово, более точным является его церковно-славянское произношение. В иных случаях местные употребляют слово «кущ» или «корч». На праздник же водят именно «Куст». Это говорит о сакральности персонажа.

В обряде принимают участие только женщины. Они собираются группами, одну девушку выбирают Кустом — наряжают в зелень с головы до ног (это может быть лепеха, кленовые листья) и ходят от хаты к хате, поют троицкие песни. Хозяева ожидают прихода Куста. Интересным было и то, что если девушки обходили чью-то хату, это считалось оскорблением. В текстах сохранившихся песен есть пожелание хорошего урожая, здоровья для всех родственников. Девушкам, которые были участницами действа, хозяева дарили подарки (давали еду, деньги).

— Насколько древним является обычай и как его можно толковать?

— Обряд довольно древний. Кустовые песни датируются приблизительно VI веком. Упоминание об этом обряде есть и в литературных памятниках периода Средневековья. Все действия, которые совершаются во время вождения Куста, и тексты песен, которые дошли до нас, являются зашифрованными и не читаются прозрачно. Символы требуют объяснений. Скажем, сам образ Куста можно трактовать как божество, как символическую жертву для духа пращуров, которая переходит в иной мир. Так, девушка, которую наряжали Кустом, не пела троицкие песни вместе со всеми. В течение всего обряда она должна была молчать. К тому же, за нарядом из зеленых ветвей девушка фактически не видна. Она словно превращается в куст. Кстати, считалось, что именно в зелени находятся души русалок. А первую неделю после Троицы называли Русальной — именно в этот период активизируются эти существа, которые, в народных представлениях амбивалентны, то есть могут приносить как пользу, так и вредить. Люди верили, что их могли видеть только праведники.

Исследовательница Ольга Шар считает, что этот обычай стоит рассматривать в контексте поминальной обрядности и культа предков, которые, в соответствии с верованиями существовали в каком-то измерении, следили за живыми и заботились об их благосостоянии и достатке. Иногда пращуры могли приходить в мир живых. На Полесье умерших поминали именно на Троицу. Местные жители следовали обряду, который называли Деды. Считалось, что как раз в эту пору появляются души умерших. Поэтому перед праздником в субботу сразу после обеда хозяева пытались поспать — чтобы дать возможность предкам, которые пришли в этот мир, пообедать.

В вождении Куста принимали участие только женщины. Это можно объяснить тем, что на Полесье до ХХ века жили большими семьями. Женщина, которая вступала в брак, переходила в другой род. По всей вероятности, именно в обряде Куста она чтила память пращуров этого рода.

Девушка, которую выбирали Кустом, считала это честью. Ведь это должно было быть признаком благосостояния ее семьи и хорошего урожая. Вообще этот обряд сложный для современного понимания. Фактически это материализация образа рода.

— В какой местности этот обряд сохранился?

— Обряд был распространен на территории Полесья, в Беларуси, по всей вероятности, на Подолье. Но память о нем сохранилась только на Полесье. Похожий обычай есть в Болгарии, но там много внимания уделяли дождю. У нас же это не прослеживается.

Как такового целостного обряда фактически нет. Существует память о нем. Зато празднование Троицы и вождение Куста перестало быть обрядовым, превращаясь в своеобразный клубный вариант. Память об обычае и песнях, которые сопровождали действо, хранят старожилы села Сварицевичи и Старые Кони. Так пожилые женщины на Троицу чтят память пращуров.

Татьяна КУШНИРУК, Ровно
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ