По завершении каникул ответственные лица, как всегда, отчитываются о фактически стопроцентном охвате ученической молодежи различными формами отдыха. Однако посещение пришкольных лагерей, на которые кое-где приходится процентов семьдесят, а то и восемьдесят этого отдыха, вряд ли можно считать элементом полноценного оздоровления школьников.
Но оказывается альтернатива есть. Речь идет об идее, которая была воплощена в жизнь в Сумской области общественными организациями и уже доказала свое право на существование. А именно — о проекте под названием «Европа-вектор», который, в рамках проекта Европейской Комиссии «Развитие гражданского общества в Киеве и избранных регионах Украины», в нынешнем году внедряли областной благотворительный фонд «Благовест» совместно с экологической скаутской организацией «ЭСКО» и Федерацией детских организаций — союзом пионерских организаций (ФДО СПО) Сумщины.
Проект осуществлялся при финансовой поддержке Европейского Союза и был поддержан областным управлением по делам семьи и молодежи. Состоял он в отрабатывании модели оздоровления детей путем организации летних лагерей нового типа. Образцом такого лагеря стал палаточный городок вблизи села Курган Лебединского района. Собственно, в этой живописной местности, у реки Псел, расположилась базовая стоянка для ряда летних краеведческих экспедиций, которые меняли друг друга и участие в которых приняли несколько сот учеников области.
Каждая смена в этом палаточном лагере имела свое особое направление: художественное, природное, патриотическое и тому подобное. Так, во время наших посещений Кургана здесь дружно уживались скауты, юные химики- экологи, астрономы и лингвисты...
Построенные скаутами курени заинтересовали особенно. Руководитель проекта «Европа-вектор» и «командир» курганского лагеря Евгений Анохин объясняет: построить собственноручно курень должен уметь каждый, кто хочет стать скаутом. Это — одно из обязательных условий. А еще — рассказывают ребята, — чтобы стать скаутом, нужно пройти много испытаний. Скажем, прожить сутки на «автономном пребывании» — когда тебе выдают продукты, а ты уже сам готовишь себе еду, или же и еще и умудряешься пополнить свой рацион за счет «подножного корма»: в лесу есть грибы, ягоды. А о «нити Ариадны» слышали? Должен идти ночью через лес, держась протянутой между деревьев тоненькой ниточки. Одна ошибка, неосторожность или невнимательность — и легко заблудиться.
Рядом — летняя языковая школа, где дети, отдыхая среди прекрасной природы, в то же время изучают английский язык. Помогает им в этом американец, волонтер корпуса мира. Еще одна группа, окружив Александра Канищева, который возглавляет отдел научно-технической информации на ОА «Селми», а здесь работает в качестве волонтера, учится настраивать телескоп. Сейчас они наводят его на верхушку сосны, а ночью будут разглядывать звездное небо. А юные химики тем временем под наставничеством заслуженного учителя Алексея Гири исследуют местные грунты и речную воду: необходимое лабораторное оборудование, как и все палатки, спальники и тому подобное, были приобретены за счет проекта.
В целом идея удалась. В проекте охотно работали волонтеры — опытные педагоги. И дети остались довольны. Родители, очевидно, также. Ведь «путевки» в такой своеобразный лагерь отдыха, как в Кургане, стоят в несколько раз меньше, чем в стационарный загородный лагерь. Собственно, за символическую плату, которая расходуется на обогащение детского рациона, школьники смогли не только с пользой для себя провести время, но и полноценно отдохнуть на лоне природы.
Немного больше, конечно, болела голова у организаторов. Руководители федерации детских организаций области Светлана Завальная и Евгений Анохин, которые уже имеют немалый опыт проведения палаточного отдыха, с самого начала были готовы к неизбежному интересу со стороны санэпидстанции. Именно работники этой структуры стали едва ли не самыми частыми гостями лагеря: раз в три дня приходили как минимум. Проверяли придирчиво, не нарушаются ли санитарно-гигиенические нормы. Естественно, когда столько детей проживает в палатках и питается едой, приготовленной в «полевой кухне», вопросов возникает много. Однако весь фокус в том, что как раз для такой формы детского отдыха эти нормы пока что в законодательстве не выписаны. «Мы уже посуду моем чуть ли не в пяти тазиках, — рассказывала Светлана Завальная. — Один с водой, куда добавляется средство для мытья посуды, другой — с горячей водой, третий — с холодной...». «А молоко пьем только когда и корове, и ее владельцу сделана флюорография», — прибавляет шутя Евгений Анохин. Действительно, приходится следовать всем мыслимым и немыслимым требованиям. Скажем, жители окружающих сел благополучно пьют воду из местных колодцев. «Кургановцам» же это запретили — воду специально подвозят.
И все-таки, даже несмотря на какие-то недоразумения, позитив очевидный. С тем, что подобная форма детского отдыха имеет право на существование, соглашается заместитель председателя Лебединской райгосадминистрации Лилия Прокопова. Напоминая при этом, что средства, которые выделяются из бюджета на оздоровление детей, являются недостаточными. Вместе с тем, «палаточный» отдых по своей доступности, по-видимому, не имеет себе равных. Так почему бы не позаимствовать опыт Кургана? Конечно, нуждается в урегулировании нормативная база, потому что такие проблемы, с которыми пришлось столкнуться сумчанам, знакомы всем регионам, которые когда-нибудь практиковали что-то подобное. А желающих провести лето в палатке, думается, всегда будет достаточно. Во всяком случае в сумском регионе от такой формы отдыха отказываться не собираются.