Этот род украсил украинскую культуру Иваном Нечуем-Левицким — писателем, который ставил перед своими произведениями научные цели, и ученым, который придавал своим трудам художественную форму. Классик украинской литературы писал, что в старые времена его предки назывались Леонтовичами. Однако известный родоначальник Левицких, о. Иван, фигурирует с этой фамилией уже в середине XVIII века.
Следует подчеркнуть, что первые поколения известных предков Ивана Семеновича были греко-католиками. Уже упомянутый о. Иван был рукоположен митрополитом Атанасием Шептицким в 1742 г. к церкви св. Николая в местечке Стеблев, которое принадлежало тогда Яблоновским. В 1768 г., когда Колиивщина охватила часть Киевского и Брацлавского воеводств, а россияне заняли местные крепости и замки, произошел массовый переход церквей в православие. С ходатайством о присоединении обратился к преосвященному Гервасию, епископу Переяславскому и Бориспольскому, и о. Иван Левицкий. Но когда российский оккупационный корпус покинул Речь Посполитую, большинство приходов снова стали греко-католическими.
Тем временем о. Иван готовил своего сына Петра (родился около 1748—1749 гг.) к судьбе священника. 22 марта 1777 г. Петр Левицкий был рукоположен по православному обряду преосвященным Илларионом, епископом Переяславским и Бориспольским, и занял отцовскую должность.
В 1788 г. о. Петр проявил достойную его имени твердость, был среди немногих, не перешедших на греко-католический обряд, и утратил приход. Таким образом, о. Петр был частью исключительно народного православного движения, которое никому не подчинялось, опиралось на поддержку людей и состояло из бесправных попов. Некоторые из них путешествовали с вертепом, некоторые обучали детей. Были даже случаи ночных богослужений в храмах за большие деньги. Об о. Петре есть упоминание, что в те времена он «скитался по разным местам».
Перемена судьбы о. Петра произошла после второго раздела Речи Посполитой (1793 г.), когда Правобережная Украина была оккупирована российскими войсками. В следующем году приход св. Николая в Стеблеве перешел на православный обряд, а о. Петр вернулся на должность его настоятеля. Однако вскоре она стала несколько виртуальной, так как церковь св. Николая сгорела...
Православная жизнь Стеблева сосредоточилась в другой церкви — Преображения Господнего. Отец Петр стал ее вторым священником. Но что-то мешало о. Петру спокойно жить, хоть и семью имел, и куском хлеба обделен не был, что видно из факта обучения одного из его сыновей Дорофея в Киевской академии. Однако о. Петр начал пить и был уволен в 1811 году. Через два года он умер.
Отцовскую должность второго священника церкви Преображения Господнего занял о. Стефан Левицкий. Впоследствии он стал настоятелем этого храма, однако, как и о. Петр, был досрочно уволен с этой должности. Произошло это в 1834 году. Он еще долго жил при своем сыне и остался в памяти внуков старым дедом, так как дожил до 90 лет.
Семен Левицкий, сын о. Стефана и Ефросиньи из Коркишков, родился в 1814 году. В 1837 г. он окончил Киевскую духовную семинарию с хорошим результатом и был рукоположен 8 апреля 1838 г. после венчания на поповне Анне Лукьяновне Трезвинской. В этой семье 13 ноября 1838 г. и родился Иван — будущий украинский писатель-классик. По его воспоминаниям, о. Семен был мыслителем и книжником, а его жена — веселой и певучей женщиной. Из документов известно, что вопреки спокойному характеру о. Семен был деятельным человеком. Он организовал церковно-приходскую школу, строительство новой церкви Преображения Господнего и отстаивал права этого храма на угодья. В 1845 г. о. Семен был назначен на должность благочинного и получил впоследствии многочисленные награды.
Отец Семен вел большую переписку, читал исторические труды и любил поговорить об украинских правах и казацкой славе. Иван Семенович писал о своем отце: «В ньому була вже українська ідея, що рідко трапляється між українськими священиками».
В сентябре 1866 г. о. Семен перевелся в церковь св. равноапостольной Марии-Магдалины в Белой Церкви для освобождения должности настоятеля Стеблевской церкви для одного из младших сыновей — о. Амвросия. Рядом, в с. Трушки, жила его дочь Анна, жена священника Григория Радзиевского.
Служение о. Семена в Белой Церкви продолжалось около года. Он вышел «в заштат», вернулся в Стеблев и хотел написать казацкую повесть. Его смерть 22 января 1872 г. уничтожила эти планы.
Уходил в небытие старый украинский мир, опиравшийся на традиционное мировоззрение. Эпоха Великих реформ Александра II, мощная индустриализация, демографический взрыв начали формировать модерную украинскую нацию. Именно тогда Иван Семенович Нечуй-Левицкий написал «Старосветских батюшек и матушек» — шедевр на грани литературного произведения и этнографии. Он писал в 1880 г. из Кишинева Павлу Житецкому: «Мені схотілось обмалювати бит старого, а потім і молодого духовенства, і я попереду став на останніх вибраних громадами батюшках. Вони типічні, а найбільше матушки, і їх бит оригінальний, і вже діло минувшого часу: тим-то мені і схотілось зберегти картини того биту...»
Фото с сайта Литературно-мемориального музея И. С. Нечуя-Левицкого