Проблема коммунальных платежей обсуждается уже не один месяц, но сказать, что она уже устарела и потеряла остроту, к сожалению, еще нельзя. Большинство аналитиков считает эту проблему, в первую очередь, политической, а потом уже социальной. Сегодня сторонники повышения коммунальных платежей как аргумент приводят факт роста цен на газ. Да, за газ Украина платит вдвое дороже, но лишь вдвое, а не в три-четыре раза. Еще фигурирует аргумент изношенности коммунального оборудования. Очевидно, так оно и есть. Но правомерно ли, чтобы обновить коммунальное хозяйство страны, принудительно использовать население в качестве инвестора? Механизм инвестиций, известно, — это нечто иное. Закономерной в этой ситуации представляется также постановка вопроса о количестве и качестве коммунальных услуг. И, конечно же, если уже на то пошло, механизм ценообразования также должен бы быть понятным и доступным для ознакомления. Кто позволил местной власти (и любой власти) игнорировать право гражданина знать объективно стоимость коммунальных услуг? Наконец, кто является инициатором коммунальной драмы? Об этом разговор с почетным председателем Украинской Республиканской партии народным депутатом Левком ЛУКЬЯНЕНКО.
— Истоки проблемы коммунальных платежей надо искать (если надо) в советском прошлом. Преодолевая последствия коммунистического хозяйствования, исполнительная власть независимой Украины на протяжении 90-х годов постепенно вводила новые цены на коммунальные услуги, учитывая новые экономические обстоятельства, «правила игры» в условиях рыночной экономики. Коалиционное правительство Януковича без особых колебаний решило поднять тарифы коммунальных платежей в 3- 4 раза не постепенно, а сразу. В этом я вижу и необоснованность такого шага, и безжалостное отношение к нашим гражданам. Представитель правительства Януковича Николай Азаров объясняет такой шаг необходимостью поднять цены за коммунальные услуги к их реальной стоимости. Да, согласен. Это надо когда-то сделать. Но сомневаюсь, отвечает ли уровень коммунальных платежей затратам на коммунальные услуги. Сомневаюсь также, нужно ли делать это именно тогда, когда миллионы украинских граждан находятся за чертой бедности.
— Очевидно, ваши оппоненты могли бы вам возразить в том смысле, что повышение тарифов — мы уже об этом упоминали — продиктовано необходимостью и, кстати, было запланировано еще правительством Юрия Еханурова. И еще одно: в соответствии с действующим законодательством, проблема коммунальных тарифов является компетенцией местной власти. Так есть ли здесь вина правительства, если цены на коммунальные услуги устанавливает местная власть?
— Известно, что на газопользование в квартирах граждан Украина расходует тот газ, который сама добывает. А вот на промышленных предприятиях используется импортный газ. Отсюда и повышение затрат на отопление в кваркоммунальных услуг выросла и там, где для реализации этих услуг используется промышленный газ, а не местные угольные ресурсы. Конечно же, вины местной власти в этом нет. Другое дело, сколько накручивает местная власть свыше себестоимости. Вот здесь и начинаются претензии к местной власти, о которых я уже сказал в начале. Но цена на импортный газ зависит, как мы уже имели возможность убедиться, от правительства, от его способности договариваться, от продуманной стратегии экономических отношений с поставщиком энергоресурсов и, не в последнюю очередь, от умения правительства отстаивать национальные интересы. Здесь есть проблемы.
— Какова реакция ВР на эту проблему? Создается впечатление, что ВР самоустранялась от ее решения, переведя все на местные органы власти.
— Я бы не сказал, что Верховная Рада самоустранялась. Депутаты от оппозиции неоднократно поднимали эту проблему, требуя от правительства объяснить на конкретных цифрах структуру ценообразования за коммунальные услуги. Первый вице-премьер Азаров, к которому апеллировали депутаты, так и не смог дать соответствующих разъяснений. И оппозиция не добилась, чтобы правительство дало обоснование повышения тарифов. Парламентская коалиция еще не научилась (а может, и не собирается) считаться с правами оппозиции. Вот таковы последствия конституционной реформы.
— Некоторые юристы призывают граждан Украины не платить за коммунальные услуги и добиваться от власти обнародования схемы ценообразования. Какова позиция украинских республиканцев в этом вопросе?
— Это абсолютно нормальное требование, и Республиканская партия целиком его поддерживает. Пусть сначала власть обоснует механизм ценообразования, а потом люди оплатят коммунальные услуги. Мы понимаем, что неуплата коммунальных услуг может привести к многочисленным судебным искам. Власть вместо установления прозрачной системы ценообразования на коммунальные услуги может прибегнуть к запугиванию своих граждан через суды. Наша партия, конечно же, не будет стоять в стороне. Мы, по силе возможности, будем оказывать юридическую помощь гражданам. Партия готова и к проведению акций в поддержку граждан и с соответствующими требованиями к власти. Сегодня эти акции мы еще не проводим — надо сначала проанализировать реакцию граждан на действия власти. Проанализировать желание и состоятельность власти реализовать механизм субсидий.
— В чем состоит проблема реализации механизма предоставления субсидий?
— В первую очередь — в непродуманности действий власти, как местной, так и центральной, в отсутствии координации действий. Власть начала акцию, не подготовившись к ней. Действительно, вице-премьер Дмитрий Табачник заявил, что граждане, чтобы оформить субсидию, должны предоставить две справки. На местах таких справок требуют больше. К тому же некоторые из справок предоставлять довольно проблематично. Не надуманным является также вопрос о сроках, необходимых для проведения процедуры оформления субсидий. Но главным недостатком властной акции является необоснованность тарифов.
— И какой же вы видите выход из тарифного кризиса?
— Пока в Украине не будет ответственной профессиональной власти, подобные кризисы просто неизбежны. Препятствием к формированию эффективной власти в стране является менталитет многих главных должностных лиц нашего государства. Позади 15 лет независимости, а некоторые политики еще и до сих пор живут и действуют по московскому времени. Есть здесь и вина национал-демократических партий. Мы так и не смогли переломить ситуацию в пользу проукраинской политики нашего парламента и нашего правительства. Но, как говорится, еще не вечер!