Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Лишний «объектив»?

Без общественных мониторов права человека в местах лишения свободы опять окажутся под угрозой
7 июня, 2018 - 10:50
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Национальный превентивный механизм (НПМ) существует в Украине с 2012 года. Его построила чуть ли не с нуля предыдущий Уполномоченный ВР по правам человека Валерия Лутковская. В Украине он действовал по системе «Омбудсман+»: команда Уполномоченного посещала места лишения свободы совместно с мониторами от общественности.

В конце 2017 года, когда НПМ праздновал пятилетие, Лутковская еще оставалась на должности, несмотря на то, что срок ее полномочий устек. «День» описывал успехи и трудности в реализации этого проекта в материале «Сломать «систему унижения» (№ 216, (2017) от 30 ноября 2017 года). Нового Уполномоченного назначили с опозданием почти на год. К спорам вокруг занятия должности Людмилой Денисовой добавился еще один — общественным мониторам перекрывают доступ к НПМ.

ЗАЛОГ ДОВЕРИЯ

Бывший руководитель департамента НПМ в Офисе омбудсмана Юрий Белоусов рассказывает, что сотрудники стремились сохранить все достижения системы и после смены руководства. Он встречался с Людмилой Денисовой, чтобы подробно объяснить суть украинского НПМ и роль общественных мониторов в нем. «Нас заверили, что ничего разрушаться не будет. Однако за последний месяц ситуация изменилась, — говорит Белоусов. — Структура департамента реорганизована. Приблизительно 30% специалистов уже ушли или собираются увольняться. И самое плохое — полностью утрачен контакт с общественными организациями».

Во время встречи со Специальным докладчиком ООН по вопросам истязаний Нильсом Мельцером Людмила Денисова отметила: «В Украине есть более пяти тысяч мест лишения свободы. Каждое из них нам нужно проверить хотя бы один раз в три года. Силами Офиса невозможно провести такое количество визитов. Поэтому понятно, что нам нужны общественные деятели, которые будут объединять усилия вместе с Офисом». Такая информация размещена на сайте Уполномоченного. Там также говорится об актуализации списков участников проекта (за неполных шесть лет в визитах принимали участие 163 монитора) и их дополнительном обучении.

Исполнительный директор организации мониторов НПМ «Украина без пыток» Александр Гатиятулин демонстрирует переписку с секретариатом Уполномоченного. На предложение встретиться и обсудить изменения общественным активистам ответили «возможности нет». Отменили и запланированный ранее кластерный визит в Мариуполь. По информации правозащитников, в настоящий момент продолжается визит в места лишения свободы на Одесчине, в котором общественные мониторы участия не принимают.

«Это проблема не наших организаций, а тех, кто находится в местах лишения свободы. Именно благодаря НПМ общество узнало о проблемах, скрытых за закрытыми дверями, — акцентирует Юрий Белоусов. — А теперь есть риск, что эти люди окажутся один на один с руководством учреждений, которые будут знать, что к ним никто не приедет, кроме «своих» проверок».

Журналистка и монитор Маргарита Тулуп отмечает, что именно национальный превентивный механизм — едва ли не единственная возможность для представителей СМИ увидеть настоящее положение людей в местах лишения свободы. Ведь в отличие от официальных журналистских визитов, о которых следует предупреждать заранее и согласовывать план, приезд НПМ всегда является неожиданностью.

Дарья Свиридова, юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека и монитор, добавляет: «Я и другие мониторы видели сотни глаз людей, изолированных от мира в этих заведениях. Мы для них были единственной надеждой на помощь. Мониторы работают как волонтеры, исключительно с желанием сделать словосочетание «достоинство человека» не просто декларативной записью в Конституции, а повседневной нормой. НПМ — это не механизм наказания государства. Это реальный шанс для общества изменить в лучшую сторону места лишения свободы». Причастные к НПМ активисты отмечают: именно поддержка и участие общественных мониторов могли бы опровергнуть все упреки относительно предубежденности нового омбудсмана, которая представляет ту же партию, что и руководители силового блока.

ЗАКОННОСТЬ И АЛЬТЕРНАТИВЫ

Напомним, что Верховная Рада назначила Людмилу Денисову Уполномоченным по правам человека 15 марта. Она и две другие кандидатуры были выдвинуты еще в мае-июне прошлого года. Тогда и должен был быть избран омбудсман, но депутаты сорвали все дедлайны, сделав эту должность разменной монетой в политических торгах. Кандидатурой Денисовой были неудовлетворены и правозащитники, которые, в частности, отмечали не только процедурные нарушения, но и отсутствие у депутата правозащитного опыта. «День» описывал эту ситуацию в материале «Торги за омбудсмана» (№44 за 14 марта 2018 года).

После вступления Денисовой в должность эпопея не закончилась. Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции составило на нее административный протокол. Оказалось, что во время голосования депутат отдала голос за свое же назначение, нарушив законодательство о предотвращении коррупции. 8 июня Печерский райсуд Киева рассмотрит дело НАПК против Денисовой.

1 июня народный депутат Мустафа Найем сообщил в «Фейсбуке», что в Конституционном суде официально зарегистрировано представление 45 нардепов относительно нарушений процедуры избрания Уполномоченного и неконституционного назначения Денисовой. Таким образом депутаты поддержали инициативу общественных организаций. Следствием обоих производств может стать снятие омбудсмана с должности.

Правозащитники говорят, что от сотрудничества с секретариатом Уполномоченного они не отказываются. Говоря об угрозах для НПМ, они признают, что даже на базе офиса омбудсмана этот механизм не будет полностью независимым, хотя формально главное условие его существования обеспечено.

Факультативный протокол к Конвенции ООН против истязаний определяет, что в стране может существовать несколько национальных превентивных механизмов. Так, в Великобритании их около двух десятков, а в Новой Зеландии — семь. Поэтому причастные к становлению украинского НПМ объединились в коалицию и при поддержке международных организаций попытаются отыскать альтернативу существующему механизму.

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ