Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Лучше быть цветными, нежели серыми»

В Крымской украинской гимназии прошла презентация книг «Украина Incognita», «Две Руси» и нового издания из «Библиотеки «Дня» — «Войны и мир»
13 сентября, 2004 - 19:57
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР «Дня» ЛАРИСА ИВШИНА, ПРОФЕССОРА ЮРИЙ ШАПОВАЛ И ВЛАДИМИР ПАНЧЕНКО, ДИРЕКТОР ПЕРВОЙ КРЫМСКОЙ УКРАИНСКОЙ ГИМНАЗИИ НАТАЛЬЯ РУДЕНКО / ФОТО АВТОРА

Дискуссия главного редактора Ларисы Ившиной, профессоров Владимира Панченко и Юрия Шаповала с крымскими гимназистами о книгах «Дня» почти по Лине Костенко вылилась в поиск путей развития украинистики и формирования новых граждан в Крыму...

«Приглашаю на территорию украинского языка» — сказала директор Крымской украинской гимназии Наталья Руденко, встретив главного редактора газеты «День» Ларису Ившину, вице-президента Национального университета «Киево-Могилянская академия» профессора Владимира Панченко, руководителя центра исторической политологии Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины Юрия Шаповала, когда они прибыли в Симферополь, чтобы встретиться с гимназистами и вручить ученикам и учителям книги библиотеки «Дня». После осмотра гимназии гости встретились с учениками старших классов, которые входят в клуб интересных встреч «Харизма», и были приятно удивлены, что проблемы украинистики, процессы становления украинского государства, современная политика, культура глубоко интересуют симферопольских школьников. Ведь исследованию именно этих проблем и посвящены книги «Украина Incognita», «Две Руси» и «Войны и мир», изданные «Днем», которые Лариса Ившина назвала «пособием по обретению украинского гражданства».

Профессор Владимир Панченко, говоря о том, насколько важно знать правдивую историю своего народа, подчеркнул, что именно на таком знании формируются настоящие граждане, которые будут формировать новую европейскую Украину. Вспомнив стихотворение Лины Костенко «Кольорові миші», он отметил, что именно знание действительной истории, насколько бы тяжелой и сложной она ни была, и позволяет гражданам быть «кольоровими, а не сірими», уверенными, неповторимыми, успешными, интересными всему миру.

Вместе с тем гимназисты говорили о том, что острые проблемы украинистики еще не везде воспринимаются демократично и объективно. Например, лауреат всеукраинского конкурса ученических работ «Об’єднаймося ж, брати мої...» Борис Таторин, которому Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин вручил диплом за работу о Несторе Махно, говорил, что подобные работы в Крыму воспринимаются с неоправданным предостережением и необъективно, потому что целый ряд таких работ, победивших на всеукраинском конкурсе, на крымских конкурсах, должным образом не оценены. Наталья Руденко приводит много других примеров: в свое время выпускник гимназии Леонид Крадажан написал сочинение «Що принесла Україні Переяславська Рада», Андрей Иванченко — сочинение о Велесовой книге, был ряд сочинений об исторической роли Симона Петлюры и тому подобное, однако крымские жюри, оценивающие работы и знания школьников традиционно консервативно, оказались еще не в состоянии оценить ученическое новаторство и свежий, неординарный взгляд.

Редактор «Дня» Лариса Ившина после знакомства со многими крымскими реалиями говорила, что часто, чтобы проявлять свое украинство, нужно быть отважным и твердым человеком. В связи с этим ученик гимназии Андрей Бойчук поинтересовался, насколько книги, изданные «Днем», могут способствовать формированию в обществе справедливого отношения к Украине и воспитанию внутренней убежденности ее творцов?

— Эти книги являются пособиями по обретению гражданства именно потому, — ответила Лариса Алексеевна, — что вооружают аргументами тех людей, которые уже почувствовали себя украинцами и ищут внутреннюю и внешнюю опору, в них вы найдете факты, от которых нельзя отмахнуться. Однако история, знания не являются силой сиюминотного действия: они формируют убеждение, и таким образом люди в ранее конфликтогенных ситуациях начинают лучше понимать друг друга. Россияне, украинцы, поляки становятся ближе друг к другу в новой, уже европейской истории, независимо от того, какими были все предыдущие столетия...

Дискутируя вместе с учениками о природе и истории независимости украинского государства, Лариса Ившина сказала, что нельзя, как сейчас некоторые это делают, считать независимость государства источником всех благ и наслаждений, автоматической реализацией всех ожиданий лучшей жизни. «История в форме независимости государства, за которую боролись многие поколения украинцев, — говорила она — опять дала нам только шанс, и мы должны сами создавать новые европейские реалии, добиваться нового качества жизни». По мнению главного редактора газеты, именно «лепка новых граждан», «продуцирование новых смыслов», превращение «контактной истории» в реальную воспитательную силу является главной задачей и газеты «День», и книг «Украина Incognita», «Две Руси» и «Войны и мир».

По мнению профессора Юрия Шаповала, преимущества книг «Дня» в том, что они оценивают исторические факты и нынешние социально-экономические процессы именно с позиций Украины, — так, как они видны из Киева, а не из других столиц.

Вице-президент Киево-Могилянской академии профессор Владимир Панченко, отвечая на вопросы гимназистов о том, что им нужно делать для сохранения человеческой и национальной идентичности, сказал, что «глубокое знание истории собственного народа — это моральная категория, которая поможет молодым украинцам всегда удерживать в своей жизни свет и свободу — свет голов и свободу мыслей, мировоззрения, действий...» Он призвал молодых граждан Украины по примеру других европейских наций всегда сохранять самоуважение, гордость и независимость во взглядах.

...Встреча продолжалась долго, дискуссия проходила так активно, что никто не заметил течения времени. Однако отнюдь не сама дискуссия была результатом приезда главного редактора «Дня» в первую крымскую украинскую гимназию. Директор учебного заведения и гости из Киева договорились о том, что будут способствовать упрочению позиций украинистики в Крыму: станут более активными и более разнообразными контакты гимназии с Киево-Могилянской академией, при содействии главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной будут установлены творческие связи гимназии с Острожской академией, сама редакция «Дня» посвятит проблемам становления украинистики в Крыму ряд новых материалов, исследований, отдельных направлений работы.

Лариса Ившина вручила несколько экземпляров книги «Украина Incognita» и «Две Руси» библиотеке гимназии. Самые активные участники дискуссии были награждены. Двухтомник «Дня» за наиболее интересные вопросы Лариса Ившина вручила ученику гимназии Андрею Бойчуку, ученица Елена Бескоровайная получила в качестве приза компакт-диск с записью произведений друга «Дня» Олега Скрипки с надписью: «На вулиці Скрипка грає, ясний «День» ВЕесну ВЕртає».

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ