«Мы в ответе за тех, кого приручили», — говорит главный герой сказки Антуана де Сент-Экзюпери. В этой книге едва ли не каждое предложение — это цитата на тему гуманности», — отмечает в начале нашего разговора Екатерина КОВАЛЮК, координатор проекта «Маленький принц. Львов, который любит животных».
Так что же объединяет Маленького принца и город Льва? Образовательно-просветительский проект, который воплощают в рамках курса по биологии во львовских школах. «Маленький принц. Львов, который любит животных» из пилотного проекта в конце 2016 года уже перерос в обязательную часть школьной программы для местных учеников.
«ВЛИЯТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ»
Инициатором создания уроков гуманности к братьям нашим меньшим стала украинская компания Kormotech, которая производит питание для животных. «К сожалению, в Украине культура обращения с животными, в частности домашними любимцами, сегодня очень низка. Их заводят безответственно, не обеспечивая надлежащее благосостояние, — рассказывает об истории создания проекта его координатор Екатерина Ковалюк. — Мы в офисе неоднократно говорили, что было бы хорошо как-то влиять на процесс формирования и изменения этой культуры. Очевидно, что делать это нужно через образование. Но как в него попасть?
Тогда мы уже активно помогали ЛКП «Лев» (идет речь о ветеринарно-стерилизационном центре, который занимается контролем численности бездомных животных во Львове. — Ред.). На тот момент им руководил Олег Мацех, который, в сущности, трансформировал эту структуру. Как-то мы встретились и разговорились о такой просветительской идее. Впоследствии благодаря партнерам ЛКП «Лев» нам удалось познакомиться с Александром Богачиком, который гуманным образованием в Украине занимается с 1998 года. Его советы, рекомендации и предоставленный контент очень нам пригодились.
Непосредственной разработкой методики курса занялась Валентина Олийник из учебно-методического центра образования г. Львова. Взглянув на контент, она сразу сказала, что этот курс можно интегрировать в школьную программу урока биологии. В 7 классе во время изучения зоологии как раз есть темы, посвященные этическому отношению к животным, взаимодействию человека и животного. Мы поняли, что есть ниша, которую можно заполнить. За три месяца пани Валентина разработала методику. Так появилось пособие для учителя-биолога и рабочая тетрадь для ученика».
В конце 2016 года были отобраны 16 львовских школ для пилотного проекта. Учителя прошли двухдневные тренинги и провели серию уроков в своих школах. Такой формат внедрения гуманного образования оказался удачным. Проект поддержала городская власть, которая под свою ответственность взяла печать рабочих тетрадей для учеников. Впоследствии 230 львовских учителей-биологов прошли соответствующие тренинги. И в мае 2017-го уроки биологии в седьмом классе фактически во всех львовских школах завершили учебный год на гуманной ноте.
«ВСЕ УРОКИ ОСНОВАНЫ НА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ»
«Целью курса является поднятие культуры отношения к животным среди львовян. «Маленький принц. Львов, который любит животных» основывается на концепции биоцентризма, согласно которой все живые существа в природе являются равными, у них есть права и свободы», — отмечает координатор проекта Екатерина Ковалюк.
Структура курса «Маленького принца» — четыре урока в классе и итоговое занятие с посещением ЛКП «Лев», где ученики на реальных примерах видят последствия человеческой безответственности. «Важно объяснять детям, откуда берутся бездомные животные и кто за это несет ответственность, — отмечает Екатерина Ковалюк. — Бывало уже несколько раз, что дети с родителями забирали собак после посещений ЛКП «Лев» в рамках нашего курса».
Темы уроков курса: «Взаимодействие людей и животных», «Потребности и благосостояние животных», «Безответственное отношение к животным и его последствия», «Мы в ответе за тех, кого приручили». В рамках каждой темы ученики выполняют задания в рабочей тетради, которая интересно структурирована и имеет современный дизайн с цветными иллюстрациями. Также в ней много свободного места для того, чтобы ученики могли записывать свои мысли.
Творцы курса отмечают, что стремились стимулировать реальное общение детей между собой, поэтому все уроки основаны на интерактивных технологиях. «Методика построена так, что учитель является скорее модератором, поэтому дети имеют больше возможностей, чтобы раскрыться, — говорит Екатерина Ковалюк. — Мы приходили в школы и наблюдали за уроками. Все проходит настолько активно и эмоционально, что в процесс начинают включаться абсолютно все, даже те, кто раньше всегда был молчаливым».
Ольга Ковальская учит биологии детей во львовской школе №91. Она уже имеет опыт работы в рамках курса «Маленький принц. Львов, который любит животных». «На этих уроках мы используем разные формы работы: мини-лекции учителя, беседы о природе, мозговой штурм, дискуссии и другие разнообразные интересные упражнения. Это все позволяет ученику раскрыться, развивает его самостоятельное мышление, а также воспитывает гуманное отношение к животным», — рассказывает Ольга Ковальская.
Учительница говорит, что во время курса они фокусировали внимание на разных темах — от истории одомашнения животных до их лечебных способностей, от особенностей питания до анализа зон комфорта домашних любимцев. «Главная наша цель — воспитать гуманное отношение и развить уважение к животным. Необходимо научить детей милосердно и с сочувствием относиться к животным, — отмечает Ольга Ковальская. — Также важно, что после курса дети начинают лучше понимать своих домашних любимцев, обращая внимание на их потребности и эмоции. А как следствие лучше за ними присматривают.
Например, расскажу о задании «Сколько стоит эта собачка?». В тетради дети подсчитывают, сколько необходимо тратить денег, чтобы должным образом ухаживать за собакой. После задания кое-кто из детей говорил, что теперь на своих собачек будут тратить больше денег, отказывая лучше себе в чипсах и сладостях. Некоторые другие дети, которые не имеют домашнего любимца, потом отмечали, что, наверное, пока не будут заводить собачку. И это правильно, потому что собаку нужно заводить тогда, когда вы можете это делать ответственно, А это, как ни крути, финансово затратно.
В целом, дети признавались, что им очень понравились такие уроки. В частности, им очень нравится групповой формат уроков, во время которых было много дискуссий и эмоций».
«А дальше дети идут со своими тетрадями домой и рассказывают это родителям. Таким образом, эффект гуманного просветительства начинает распространяться», — добавляет Екатерина Ковалюк.
«К ЧЕТЫРЕХЛАПЫМ, КАК К СЕБЕ»
Интересно, что «Маленький принц» также приобщается к другим социальным инициативам. В конце 2017 года его ученики приняли участие в конкурсе детских рисунков. «К нам обратились из приюта для животных «Милосердие», — вспоминает Екатерина Ковалюк. — Попросили помочь им через проект «Маленький принц» с их традиционным календарем. Они ежегодно выпускают календарь, средства от продажи которого потом идут на потребности приюта.
Поэтому мы пригласили участников «Маленького принца» принять участие в общегородском конкурсе «К четырехлапым, как к себе». В течение октября-ноября дети делали на эту тему свои рисунки. Из 150 работ нам пришлось выбрать 12 лучших (это было очень сложно сделать из-за большого количества замечательных рисунков). Впоследствии вместе с детьми мы представили, в сущности, созданный ими календарь. А главное, что нам удалось, — это привлечь внимание к приюту «Милосердие». Благодаря такому маленькому проекту жители города, и в частности маленькие львовяне, смогли помочь бездомным животным».
«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» ГОТОВ ЕХАТЬ В ДРУГИЕ ГОРОДА»
Что дальше в планах у «Маленького принца»? «Будем и дальше работать с львовскими учителями, — отвечает координатор проекта. — С начала 2018 года будем организовывать тренинги, на которые будем приглашать зоопсихологов, кинологов, ветеринаров. Будем разбирать разные кейсы, чтобы давать учителям новые практические знания.
Радует, что этим проектом заинтересовались не только во Львове. Мы ведем переговоры о введении курса в Киеве, Ирпене и Николаеве. Пока лучше всего дела идут в Ирпене, поэтому вполне вероятно, что именно он станет вторым городом, куда поедет «Маленький принц». Здесь его ждут, а город готов помочь с печатью материалов. Вообще, движущей силой в этом проекте являются зоозащитники, ведь обычно «Маленького принца» приглашают именно они, а не педагоги. Города, в которых есть активные зоозащитники, которые имеют налаженный диалог с городской властью, проявляют больше всего интереса. Со своей стороны «Маленький принц» всегда готов ехать в другие города».
Фото предоставлено координатором проекта Екатериной Ковалюк