Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Люди должны понять: украинское — это модно»

1 февраля, 2008 - 00:00
ТИМОФЕЙ ХОМЯК / ФОТО АВТОРА

Книжный магазин «Білокнижник», расположенный в подвале старинного дома на Красной площади, уже несколько лет является культовым местом для украиноязычной общины Днепропетровска. Здесь находится творческое агентство «Арт-Вертеп», сочетающее в себе читательский клуб, художественную галерею и музыкальную тусовку, хотя, в то же время, оно является коммерческим предприятием. В небольших комнатах магазина среди книг, картин и компьютеров всегда толчется молодежь. Руководитель и основатель агентства Тимофей Хомяк — по профессии историк, по призванию — арт-менеджер, сделавший своей профессией современную украинскую культуру, утверждает, что все разговоры о ее гибели или кризисе никоим образом не соответствуют действительности. Более того, по его наблюдениям, интерес молодежи к «укрсовремкульту» растет.

— Тимофей, как случилось, что в Днепропетровске, который многие считают русскоязычным городом, появился такой «островок» современной украинской культуры?

— Несмотря на русскоязычность, Днепропетровск всегда был и является украинским городом. Поэтому чего-то странного в нашем существовании лично я не вижу. Да и само понятие украинской культуры мы рассматриваем значительно шире, чем украиноязычность. Последние пару лет мы взяли себе за слоган — «БудьСучУкр!» — то есть будь современным украинцем. А сюда подпадает все, что интересно и амбициозно. Что касается нашей истории, то началось все с музыкальной группы «Вертеп», которая 8 марта 2001 года отыграла свой первый публичный концерт. А уже через несколько месяцев музыканты группы с друзьями и коллегами собственноручно «слепили» фестиваль «Вертеп на Вертепе». С этого начался отсчет творческого агентства. В то время я занимался тем, что покупал на разных складах в Киеве компакт- диски украинских исполнителей и передавал их на реализацию в днепропетровские магазины. Назвать это бизнесом было сложно, потому что почти то же самое я тратил на поездки в Киев. Но у меня была цель: показать, что современная украинская музыка существует, и она не хуже российской. И действительно, вскоре музыкальные магазины сами начали заказывать украинские компакты. Впоследствии у нас появился творческий портал в интернете, и теперь он, наверное, самый большой в Украине. Его посещают тысячи пользователей в сутки. Представьте себе, 40 тысяч абонентов, получающих новости культуры и искусства. Наш офис, он же книжный клуб «Білокнижник», появился уже в 2003-м. Есть и другие подразделения — виртуальная галерея «Барзо»: живопись, графика, скульптура и организация выставок — все, что связано с визуальным искусством, промо-студия «Лифт» — музыкальное издательство. Что касается «Білокнижника», то откровенно скажу, что сначала никто не надеялся на что-то серьезное, но решили попробовать и два года назад почувствовали, что дело пошло. Украинские книги покупают или берут почитать, ведь мы работаем и как библиотека. Кроме того, их заказывают через интернет-магазин не только из разных уголков нашей страны, но и из России, Израиля, Германии, Аргентины. О таком ассортименте украинских книг или дисков еще пять лет назад даже мечтать было бы чудачеством. Сейчас, на мой взгляд, особых проблем с книгоиздательством нет. Издательств — сотни, а вот где продавать или как рекламировать тот или иной товар искусства — это теперь стало основной проблемой. Наш читатель почти ничего не знает ни о современных украинских писателях, ни об издающихся книгах. В Украине почти не существует арт-менеджмента и наблюдается недостаток новостей культуры во всех видах СМИ. Те появляющиеся малочисленные публикации составляют пять процентов от того, что должно быть.

— Какими именно книгами интересуются люди, и кто он — современный читатель украинского?

— В первую очередь, это молодежь — школьники и студенты. Они составляют приблизительно половину читателей. Еще двадцать процентов — преподаватели или люди, ищущие книги по профессии. Остальные — это интеллигентные люди среднего и старшего возраста, всегда интересовавшиеся культурой. Самыми популярными среди писателей уже на протяжении нескольких лет остаются Оксана Забужко, Юрий Андрухович, Сергей Жадан, Любко Дереш, Ирена Карпа. В последнее время немалую популярность приобрели Мария Матиос, Лариса Денисенко, Ирэн Роздобудько, Тарас Прохасько. Их тиражи абсолютно не завышены. Кроме современной художественной литературы, большим спросом пользуется также историческая литература, например, «Очерки по истории Украины» Наталии Яковенко или же в последнее время очень хорошо продается книга английского историка госпожи Томсон «Трубадуры империи» — о влиянии русской литературы на формирование русской великодержавницкой ментальности. Впрочем, людей интересует все, начиная от кактусов до художественных альбомов. Если это качественная книга, то она пользуется спросом.

— Если я правильно понял, в последнее время наблюдается общее повышение интереса не только к украинской книге, но и украинской культуре в целом, и молодежь идет к ней через современную музыку?

— На мой взгляд, сегодняшний флагман — это литература. Наших молодых писателей и за границей издают, и в родной стране они создают немалое движение. Поэтому нельзя говорить, что именно через музыку молодежь приходит к моде на культуру. Большое влияние оказывают телевизионные проекты: «Шанс» или «Танцы» —через них происходит «приобщение» подавляющего большинства людей. Лично для меня и многих моих друзей музыка действительно способствовала активной украинизации. Хотя «Гурт мандрівних дяків «Вертеп» за свою историю исполнял песни на русском, белорусском, польском и даже татарском. Теперь репертуар состоит только из украиноязычных песен. Это могут быть современные обработки народных песен, песни, написанные нами на собственные стихи или стихи наших друзей — Сергея Жадана, днепропетровской поэтессы Виктории Нарижной, художника Максима Паленко, который рисует для издательства «А-Ба-Ба-Га- Ла-Ма-Га». Припоминаю, когда мы записали альбом с обработками украинских обрядовых песен, я принес его в городское управление культуры просто для того, чтобы заявить о себе: вот, мы есть. Но этот диск мне почти бросили в лицо, мол, много вас здесь ходит. Мы ничего не просили для себя, а потому это было вдвойне обидно. Прошло немного времени, и именно этот альбом под названием «Підпілля» вошел в 100 лучших дисков Украины. Вот тогда городские чиновники от культуры поднесли этот диск мэру Днепропетровска со словами: «Это мы воспитали».

— Сегодня приходится слышать, что без поддержки государства украинская культура не может существовать и выжить, но, как свидетельствует ваш опыт, все не так плохо?

— За последние пару лет организованных нами творческих акций только в Днепропетровске можно насчитать несколько сотен. Нас часто спрашивают: кто спонсор? Отвечаю — мы выступаем в качестве продюсеров или создателей продукта культуры и искусства. Это наша основная работа. Но есть и работа со спонсорами, зарабатываем на направлениях, имеющих отношение к искусству — это и организация корпоративных вечеринок, и рекламные акции, и даже выборы. А почему бы и нет? Конечно, попадаются люди, которые время от времени поддерживают те или иные творческие акции — за это им искренняя благодарность. Сама культура меценатства или спонсорства тоже является новой для нашего общества. Поэтому мы «шевелим» и новую буржуазию, то есть коммерческих партнеров, и рядового гражданина. Люди должны понять, что украинское — это модно, интересно и актуально. На помощь «совковых» госслужащих рассчитывать, конечно, не стоит. Нужно полагаться на быстрое развитие арт-менеджмента и арт-маркетинга в нашей стране. Думаю, что стоит приобщаться к этому делу.

Беседовал Вадим РЫЖКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ