Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Людмила ГУРЧЕНКО:

«У меня больше нет никаких изъянов, а только возраст»...
13 ноября, 1998 - 00:00

Этой неожиданной фразой Людмила Марковна начала нашу беседу. Она не делает секрета из того, сколько же ей лет на самом деле. Откройте энциклопедию и убедитесь, что круглую, юбилейную дату отметила три года назад. 12 ноября, у примадонны обычный день рождения. Жизнь ей подбрасывала самые разные испытания: долгие годы простоя, травмы. Несколько лет назад актриса вообще была на волосок от смерти. Но и тут Л.Гурченко показала характер и выкарабкалась. На днях исполнилась ее заветная мечта — состоялась премьера мюзикла «Бюро счастья», где она сыграла главную роль.

— Людмила Марковна, поздравляю с удачной премьерой. Как родилась идея создать мюзикл по рассказу Агаты Кристи «Случай с женщиной средних лет» и подобралась блестящая команда?

— К этой работе, можно без преувеличения сказать, я шла всю жизнь. А началось с того, что на день рождения мне подарили десять томов Агаты Кристи. В одном из них нашла рассказ «Случай с женщиной средних лет». Хотя я понимаю, что мой средний возраст давно прошел. Но лучше поздно, чем никогда. Сценарий написан Александром Бородянским, знакомым зрителям по фильму «Мы из джаза». А музыку вначале предложила написать Раймонду Паулсу, но маэстро готовится к президентским выборам в Латвии. Поэтому, в итоге, договорились с композитором Виктором Лебедевым. Он автор песен к фильмам «Небесные ласточки» и «Гардемарины, вперед!» Поставил мюзикл режиссер Андрей Житинкин. Особой удачей считаю своих партнеров: Николая Фоменко, Александра Михайлова, Алену Свиридову и Гедиминаса Таранду. От репетиций с последним у меня даже синяки появились. А самое главное — настоящий, живой оркестр (50 человек) и никаких фонограмм.

Финансовый кризис в России больно ударил и по нашей команде. Представление не дешевое. Пока сыграли лишь один раз в московском Большом концертном зале Дворца науки. Планировали объездить с этим спектаклем по всему СНГ, но... К подобным ухмылкам судьбы мне не привыкать. Я верю, что найдутся спонсоры, и мы обязательно приедем с мюзиклом в Украину.

Да, ударов в жизни советской Марлен Дитрих действительно многовато. Триумфом в 1956 году после роли Лены Крыловой из картины «Карнавальная ночь» Э. Рязанова начался период фантастической популярности. Казалось, что улыбкам, рукопожатиям и поцелуям никогда не будет конца. Можно сказать, в одночасье Гурченко проснулась знаменитой. «Пачки писем со всего Советского Союза, осада поклонниками общежития. Появилась масса родственников — и в Харькове, и по всей стране, о существовании которых даже не подозревала», — вспоминает Людмила Марковна то время.

Полтора года суперславы, о которой трудно представить любой нынешней звезде экрана. После выхода фильма «Девушка с гитарой» (приятная музыкальная комедия без затей) начинается травля. В ту пору студентам сниматься запрещали, в качестве наказания лишали стипендии. Приходилось крутиться, ездила с концертами, пела свою знаменитую песенку «Пять минут». В популярной газете появляется разгромный фельетон — и пошло-поехало. «Страшное помнится долго. Прошлое, как бы ни отдалялось, живет внутри», — скажет о той поре Л.Гурченко.

За последующие годы она получит две-три роли в кино. Все было на том пути: разочарование, отчаянье, бросание в крайности, но исчезла веселая «затейница-массовичка». Людмила Марковна еле сводила концы с концами. Дошло до того, что умением шить зарабатывала себе на хлеб. Попробовала свои силы в театре. Но, то ли роли в «Современнике» предлагали не те, то ли рана не затянулась... Серая полоса растянулась почти на 20 лет. Вот тут закалился характер у этой хрупкой с осиной талией женщины. Инфаркт, а затем смерть отца...

Беда никогда не приходит одна. Ее любимые мужчины не помогли в трудную минуту. Каждый разрыв — новая сердечная боль. С позиций сегодняшнего дня она об этом говорит улыбаясь: «У меня была одна большая любовь... Вот только объекты менялись».

Испытание временным забвением она выдержала. Л.Гурченко отказывалась от того, что было ей легко, что умела. Открыла собственный закон успеха: «Для того чтобы выиграть, нужно все проиграть». Все свои мироощущения стала вкладывать в роли. Появилась новая закаленная, мудрая, израненная и очень достойная Примадонна экрана и сцены.

Волевая Анна Георгиевна в «Старых стенах», неподражаемая Корина в «Небесных ласточках», эксцентричная мадам Бокарден в «Соломенной шляпке», мудрая Ника в «Двадцати днях без войны», английская леди из спектакля «Недосягаемая». Этапными в творческой судьбе были работы в фильмах: «Сибириада», «Пять вечеров», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Прохиндиада», «Любовь и голуби», «Вокзал на двоих» и, конечно же, телевизионный «Бенефис», где она не просто шикарная актриса, но и эстрадная дива.

— Вы никогда не жалели, что эстрада для вас осталась на втором плане?

— Жизнь уже состоялась. Ее нельзя перекроить по собственному усмотрению. Музыка всегда была в моей жизни. И к песне подходила, как к небольшой истории. Я родом из военного времени. Мне ближе песни тех лет. Свои первые выступления начала еще в детском саду. Чтобы не умереть с голоду, пела перед немцами. Их часть находилась за забором нашего дома. Первый гонорар получила за исполнение «Расцветали яблони и груши...». Это была заполненная до краев кастрюлька жирного фасолевого супа. Без моих «заработков» мы бы пропали, умерли от голода.

Вы знаете, моя самая любимая песня из кинофильма «Дом, в котором я живу». С него начинался цикл песен военной поры. Несколько лет назад побывала на Бродвее. Посмотрела несколько мюзиклов. Особенно понравился «I'm Mrs. Beheaven». Он построен на шлягерах 30—50 годов. Актерам подпевал весь зал. Сидела и плакала. Ведь раньше играла крохи, а я чувствую, что сама могу не хуже их выступать. Почему-то вспомнилось событие давних лет. В СССР приезжала Марлен Дитрих на гастроли. В первом отделении выступал В.Трошин, а во втором... вначале вышел дирижер Берт Бахрах. Зазвучала увертюра из «Blue Angel», на затемненной сцене в луче прожектора появилась она. В сверкающем платье, усыпанном бриллиантами и по сцене стелится трехметровый шлейф из белых песцов. Вышла богиня. Пела немного, песен 10, но так проникновенно! Вот о такой эстраде я всегда мечтала: карнавал, великолепное шоу.

— И вдруг совершенно необычные аранжировки старых песен. Рэповский дуэт с Эм. Си. Павловым...

— В 70-е годы женщина в песне была воинственная, даже агрессивная: «Ты такой холодный», «А я в любовь, как в море, бросаюсь». Вслушайтесь, получается, он не хочет, а она набивается. Теперь другая мода: «Милый, что было, то было», «Солнце мое, где тебя носит?» Какая-то лимитчиковая жалость. А где женская загадочность, тайна?

Для меня в песне важен и текст, и музыка. Поэтому, с удовольствием спела «Фотографа» для программы «Сюрприз для Аллы Пугачевой». Я же не нафталином притрушенная бабушка. Пока носят ноги — я актриса.

По-моему, интересным получился эксперимент с Павловым. Прочтите внимательно В.Маяковского — это наш рэп. Чего стоят его строчки-лесенки? Есть у нас еще задумки. Я думаю для многих они станут неожиданностями.

— Актриса, писательница (книги воспоминаний «Мое взрослое детство» и «Аплодисменты» стали бестселлерами), в фильме «Моя морячка» вы выступили не только как исполнительница главной роли, но и как композитор. Скоро, перечисляя ваши регалии, будем добавлять: член Союзов писателей и композиторов?

— Что вы, что вы! (Машет руками и смеется). С писательством я уже покончила. Все, чем хотела поделиться с читателями выплеснула на страницы своих двух книг. Я писала о близких людях, попыталась разобраться, почему именно так складывались обстоятельства. Нужен определенный толчок, да и время. Пока не чувствую потребности вновь садиться за письменный стол.

Картина «Моя морячка» — милый пустячок о нереализованной актрисе. Семейные обстоятельства заставляют ее прозябать в курортном городе, развлекать отдыхающих как массовик-затейник. Вместе со мной там играли Татьяна Васильева и Михаил Державин. Съемки приходилось несколько раз останавливать из-за отсутствия денег. Все костюмы из моего гардероба. Экономили как могли. Там звучат несколько песен. Одна наивная, которой главный герой Державина утверждал свой талант:

«И когда на море качка

И бушует ураган,

Приходи ко мне, морячка,

Я любовь свою отдам».

И, так сказать, программная:

«С волками жить,

По-волчьи выть».

Во всяком случае, они получились нисколько не хуже, нежели у маститых композиторов.

— Нынче только с театром связываете свои планы. Почему отказываетесь от съемок в кино?

— Если бы мне лет семь тому назад сказали, что не буду сниматься по собственному желанию, то просто убила бы этого человека. Я слишком дорогую цену заплатила за право называться киноактрисой. Назовите хотя бы одну роль, в которой вы жалеете, что не я играю? То, что предлагают — тысячу раз сыграно другими и мною. Я не говорю: «До свидания, кино!» Может свершиться чудо. Появится интересный сценарий. Даже в самые тяжелые моменты жизни я не представляла себе другой профессии. В 48 лет получила звание народной артистки, но ничего в тот момент не испытала. С трех лет, когда решила стать артисткой, чувствовала себя неотъемлемой от зрителей. Самая большая трагедия — их огорчить. Недавно ушла из театра им. А.Чехова. Играю в спектаклях театра Сатиры и антрепризах.

— В вашем репертуаре есть песня на стихи Е.Евтушенко с такими строчками: «Понял я, что в этой жизни столько жизни, сколько раз любили в жизни мы». Чего было больше — радости или разочарований?

— Люди, посвящающие себя искусству — фанатики. За это приходится платить страшной ценой — собственным личным счастьем. От мужчин я ждала восхищения: какая талантливая, умная. А им нужна была домашняя дурочка, слушающая их с открытым ртом. Все, с кем связывала меня судьба, были замечательными людьми, но мы не составляли половинку друг друга. Я никогда не боролась за лидерство. Считаю, что в семье женщина должна оставаться женщиной: мягкой, доброй, терпеливой. Увы, эти качества мне не присущи. Часто ради съемки или спектакля забрасывала домашние дела, забывала, что дома дочь. Это ненормально. Иллюзия жизни, но крутиться в будничных «радостях»: магазинах, кухне, пеленках, — я тоже долго не могла. Актриса — это всегда трагедия!

— Но сейчас вы нашли идеального супруга?

— Сергей Михайлович — умный и очень талантливый человек. Он говорит правду в глаза, порой жестоко. Как настоящий мужчина, крепкий, гордый и честолюбивый. Впервые за многие годы чувствую себя защищенной. Лишь однажды я увидела его беспомощным. Лежала в больнице с редким заболеванием, похожим на заражение крови. Врачи сказали, что шанс на то, что выживу, один к ста. Он дежурил возле меня. Несколько дней я не приходила в себя... И вдруг очнулась, прохрипела: «Не плачь, я еще поживу».

— Жизнь научила вас всегда держать удар. А чего вы никогда не смогли бы простить?

— Я многому в жизни научилась, насмотрелась на фальшивые улыбки, неискренние слова. Никогда не прощу удара в спину. Особенно от человека, которого считала своим другом. Боюсь не лиц, а масок.

— Вы — харьковчанка, часто ли бываете на родине?

— Нашего дома по ул. Клочковской уже давно не существует, там проходит магистраль. Я до сих пор с первой фразы узнаю своих земляков по нашему говору: «Шо гарыте?». С харьковским акцентом очень долго боролась. Мои ВГИКовские педагоги Сергей Апполинариевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова поставили ультиматум: «Не научишься правильно говорить — вылетишь из института». Пришлось много потрудиться. Закладывала лесные орехи за щеки и тараторила скороговорки. Хотя стоит пару дней побыть в Харькове, и за собой замечаю «любимый» акцент. Последний раз ездила на родину в апреле.

— А какой возраст вы считаете лучшим?

— В 36—37 лет началась моя волна подъема. Роли, работа — так здорово! Поздновато. Но я все-таки очень долго была «дурой». Травмы, житейские переломы...

Помните у Л.Толстого князь Андрей в «Войне и мире»: «Жизнь еще не кончена в 31 год окончательно и бесповоротно». Для меня главное успеть осуществить намеченное. Надо спешить, будильник времени тикает.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ