Уже стало хорошей традицией для наших соотечественников на зимние праздники приезжать в буковинское местечко Вашкивцы — посмотреть, как водят Маланку. Действо Маланка-Переберия имеет давние религиозно-исторические корни, а как праздник он неоднократно претерпевал концептуальные изменения, как формы так и содержания. Сегодня, по-видимому, немногие поверят, что римская великомученица Мелания, которую канонически почитают, собственно, 13 января имеет что-либо общее с карнавалом переодетых до неузнаваемости немного хулиганского поведения мужчин, которые, к тому же, с чувством выполненного долга могут разломать тебе полдома?
Кроме того, сегодня, как и когда-то, украинцы продолжают верить в силу и красоту этого маскарадного действа.
Вечером в канун Старого Нового года чуть ли не в каждом вашковецком доме от маленьких детей до степенных хозяев переодеваются в фантастические маски и костюмы: дедов, баб, цыган, медведей и других сказочных существ. И в таком странном наряде Маланка-Переберия ходит от дома к дому, поздравляя хозяев и отгоняя всевозможных злых духов. А после в полночь собираются на перекрестках улиц на «маланкарские тусовки». И горе зевакам, которые попадут в эту ночь в руки Переберии: если их только побьют веником и обольют водой, то они легко отделались... А на следующий день, на Василя, вся шумная Переберия с колокольчиками, кнутами, петардами, на фурах, коровах, автомобилях сходится из трех вашковецких улиц: Гнатишиной, Затеплишной и Горишней — на Хрестовой дороге. Здесь «медведи» меряются силами, «деды» братаются с «цыганами», «бабы» пугают подростков, а «казаки», «сигналя» в свиты, пытаются придать этому рейваху какой-то порядок.
Эта традиция в Вашкивцах имеет уже свою древнюю историю. В местечке был чуть ли не единственный на всю Буковину костюм «бук-шандаря». Его история — своеобразное отражение истории самих буковинцев. Когда-то давно служил в почетном карауле цесаря Франца-Иосифа вашкивчанин по фамилии Курик. Парень удался ростом ничего себе — до двух метров, меньших же и не брали на такую службу. Отслужив, привез из Вены домой роскошную парадную форму — шапка с «павой», «полеты», то есть эполеты, красивый кожаный ремень. К цесарским игрушкам подобрали народную «ношу» — так и возник костюм «бук-шандаря». Поговаривают, ту «паву» с «полетами» унаследовало еще и нынешнее поколение «бук-шандарей». Костюм «казаку» или «вулану» шила его девушка, и по этому в местечке говорили, умелая ли из нее рукодельница. При Австрии «казаки» подвязывались сине-желтым поясом с надписью «Січ у Вашківцях». А когда носить национальную символику запретила румынская власть, то приходилось повязывать сверху на такой пояс традиционную народную кромку.
Каждая группа имела свое руководство, в которое входили «казак», «улан», «бук-шандар» и сама Маланка — переодетый молодой женщиной парень. Среди первых трех участников избирался самый старший — калфа (слово происходит от восточного халиф — то есть «старший»), который направлял Переберию по определенному маршруту. Кроме того, на него полагались обязанности собирать «коляду», а на наколядованные деньги после праздников калфа организовывал забаву, когда, как говорили, «пьют коляду». Характерно, что в Переберии мог принимать участие кто угодно, а вот к руководству допускались лишь парни «после войска».
Костюмы маланкары шили самостоятельно. Вот как готовился костюм «медведя». «Туловищем» служил тулуп наизнанку, «лапами» — рукава из старого тулупа, которые перевязывались плетеной из соломы косичкой. Маску на голову изготовляли преимущественно из морды кабана или теленка. «Медведь» подвязывался цепью, которую следовало стянуть как можно плотнее, — чтоб во время борьбы с другим «медведем» соперник не смог продвинуть под цепь руку и бросить на его землю.
В Вашкивцах издавна существует и такое уникальное ремесло, как изготовление масок. Старожилы с увлечением вспоминают замечательные маски работы народного мастера Георгия Гараса (музей которого хранит память об этом умельце), с уважением называют имена мастеров Владимира Мигована и Владимира Леонтюка.
Вашкивская Маланка — это уникальное явление в Украине. И ничего из Переберией не могли сделать ни татары, ни турки, ни австрийцы, ни румыны, ни большевики. Почему так ненавидели Маланку все, кто как захватчик приходил на нашу землю? Потому что Маланка иронией и острым словом, сарказмом и народной сатирой высмеивала поработителей нашей земли.
С древнейших времен парни готовятся к Маланке предварительно. Разучивают коляды, распределяют роли, мастерят костюмы, плетут кнуты и чинят другой нужный инвентарь. Много вещей изготовляется «для смеха», например, ожерелья для Цыганки могут быть из картофеля, фасоли и бобов, в нос Цыгану вкладывают кольцо, а внутрь «Дідьчого хвоста» — колючий провод, чтобы, когда кто-то из посторонних захотел бы его поймать, то поколол бы себе руки.
Еще один важный момент. Костюмы и маски должны сильно изменять внешность. Голос тоже нужно изменять, чтобы не узнавали. Потому что, когда угадают кого-либо, то он должен немедленно прекратить забаву.
Со временем маски и персонажи обновляются, и здесь дают о себе знать злободневные проблемы и модные веяния. Часто рядом с Чертом можно увидеть какого-то известного политического лидера или героиню телесериала. Не говорю уж об американских полицейских, «бетменах» и других «народных любимцах». Однако нет одних и тех же самых персонажей даже в селах по соседству. В каждом маланкуют по-своему.
Одним словом, Вашкивскую Маланку нужно видеть. I мой вам совет — не медлите!