С 2002 года 12 июня в мире отмечается Всемирный день борьбы за ликвидацию детского труда. Украина также присоединилась к этой инициативе: за последние годы перед международным содружеством взяла на себя целый ряд обязательств защищать права детей на всестороннее развитие и ограждать их от трудовой эксплуатации. Но едва ли не самая большая проблема Украины заключается в том, что у нас нет четкого разграничения между трудовой эксплуатацией и трудовым воспитанием детей, которое, бесспорно, очень важно в каждой семье. Зато существует сильная традиция (особенно в селе) помогать взрослым по хозяйству, на огороде, в саду. Таким образом у нас дети шести-семи лет уже работают в поле, возле домашних животных, на стройке, к тому же, как показывает исследование Государственного института развития семьи и молодежи Украины, они даже не смеют отказаться от навязанной им старшими работы. Закономерно, что такой перегиб в воспитании приводит к ухудшению успешности в школе, здоровье также не становится крепче.
Причина распространения детского труда прозаична: так дети помогают родителям пополнить семейный бюджет. Хотя детский труд есть во всем мире, больше всего детей эксплуатируют в неразвитых странах, а также в тех, где ведутся военные действия, где существуют межэтнические конфликты. И наоборот: чем выше уровень экономического развития страны, чем больше у ее граждан прав и свобод, тем больше защищен ребенок. Защищает ли Украина права маленьких граждан на отдых и обучение, как можно обезопасить детей от недобросовестных работодателей, рассказала «Дню» советник секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины, кандидат исторических наук Лидия СМОЛА.
— Пани Лидия, до недавнего вы возглавляли Государственный институт развития семьи и молодежи, занимались изучением этой проблемы, в том числе и социологическим. Насколько ныне проблема детского труда актуальна для Украины?
— Сегодня у нас существование проблемы детского труда признано на официальном уровне. Социологические данные говорят о том, что в Украине труд детей в возрасте до 16 лет (официально признанная украинским законодательством граница начала трудовой деятельности) существует, и, выполняя трудовую деятельность, дети часто становятся жертвами физического, психологического насилия, страдают от тяжелых условий труда. Поэтому были сделаны шаги для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Так, Украина ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка, а также ряд конвенций Международной организации труда. В частности, № 138 «О минимальном возрасте для найма на работу» и №182 «О запрете и немедленных действиях по ликвидации худших форм детского труда». Она очень важна, так как в ней речь идет о трех формах худшего детского труда — рабстве, принудительном труде, торговле детьми и использовании их в военных конфликтах, а также привлечении их к проституции и порнографии.
Проблема детского труда возникает, когда не выполняется хотя бы одно из требований Общей декларации о правах ребенка: несоблюдение надлежащего возрастного минимума; ребенок принимается на вредную для его здоровья работу; трудовая деятельность мешает получению образования; труд негативно влияет на его физическое развитие, моральное состояние и умственное развитие.
В нашем законодательстве есть очень жесткие нормы, регулирующие трудовые отношения несовершеннолетних. Так, в Кодексе законов о труде в 188 статье утверждается, что принятие на работу лиц младше 16 лет не допускается. Также Закон Украины «Об охране труда» запрещает занятость несовершеннолетних на тяжелых и вредных работах; в опасных условиях; под землей; на работах, связанных с перемещением тяжелых вещей и тому подобное. Труд подростков 14—18 лет очень четко регламентирован, а труд детей до 13 лет без официального оформления трудовых отношений — вне закона. По согласию одного из родителей или лица, его заменяющего, может быть исключение — принятие на работу лиц, достигших 15 лет. Также согласно этому кодексу, учреждение, берущее на работу несовершеннолетних, должно вести специальный учет детей до 18 лет, работающих там. То есть, если оценивать наше законодательство, у нас оно жесткое, но оно может быть действенным лишь при осуществлении надлежащего контроля за его выполнением и при разработке новых нормативов, которые бы учитывали требования современного рынка — в негосударственном, семейном секторах, на предприятиях.
— Но, как свидетельствует опыт и социологические исследования, эта законодательная база не работает, а детей и дальше привлекают к тяжелой работе...
— Государственный институт развития семьи и молодежи, проведя в 2000 году исследование этой проблемы (потом таких уже не проводили), обнаружил, что уровень детской занятости у нас зависит от благосостояния семьи: в семьях, где совокупный доход низкий, детский труд используется чаще. Также на привлечение детей к труду влияет их количество в семье — чем больше детей, тем выше их трудовая активность (по необходимости делать больше материальных расходов). Выходит, что в семьях, где воспитывается один или два ребенка, уровень занятости значительно ниже, чем в семьях, где воспитывается трое- четверо детей и больше. Кроме того, анализ показал прямую зависимость экономической деятельности детей и от общей экономической ситуации в стране. И она не содействует тому, что в ближайшие годы мы ликвидируем детский труд. Потому мы можем говорить о привлечении детей к труду с целью улучшения материального положения семьи.
Также я хотела бы отметить, что феномен детского труда с целью заработка достаточно нов. И одним из основных вопросов является дифференцирование понятий эксплуатации ребенка и трудового воспитания, имеющих противоположное воздействие на здоровье ребенка, его образование, воспитание, развитие вообще. Естественно, трудовое воспитание необходимо для полноценного развития ребенка, но эксплуатация влияет негативно. Трудовое воспитание основывается на том, что ребенок проявляет свою способность, активность, оно способствует социализации ребенка, расширяет его жизненный опыт, навыки, совмещает теоретические знания с практическим опытом. А вот детский труд влияет негативно на здоровье физическое, психическое и моральное. Какое осуществляется воздействие трудовой деятельности — позитивное или негативное — зависит и от того, как он сам относится к работе. Неприятная работа — в сфере услуг, например, на стройке — плохо влияют на психическое состояние ребенка и его отношение к работе. В общем, каждый пятый опрошенный отмечал, что идет на работу без удовольствия.
— В каких сферах детей чаще всего привлекают к работе?
— Больше всего там, где развиваются нерегламентированные (юридически неоформленные) экономические отношения. Например, таковым является сельское хозяйство. Проведенное нами в 2000 году исследование показало, что 40% сельских детей были заняты в этой сфере. За ней — торговля (четверть детей) и сфера услуг (19%). Причины высокой занятости, кроме уже упомянутых, экономических, — высокий уровень наличного оборота денег, низкие требования к качеству рабочей силы и большой масштаб использования ручного труда, не нуждающегося в квалификации. Также стоит добавить полное отсутствие контроля за использованием рабочей силы и толерантное отношение. Например, когда ребенок пропалывает свеклу вместо того, чтобы сидеть за партой, это не воспринимается так негативно, как ребенок, бегающий на базаре и подносящий ящики.
Если говорить о видах деятельности детей, то, например, в селе распространена работа на гумне во время жатвы, уход за скотом, подсобные работы на стройке, мойка автомобилей, пошив обуви, продажа товаров, сбор металлолома. Больше 50% сельских детей назвали постоянной работу на приусадебном участке. В городе наиболее распространенная форма детского труда — торговля и услуги. В промышленности и строительстве — около 5% детей, это обусловлено конкуренцией со взрослыми. Есть проблема неоплаты труда детей. Подавляющее большинство детей получают деньги наличными, при этом каждый десятый опрошенный ребенок сказал, что ему не заплатили за выполненную работу. Больше всего — в сельской местности. Там такое случается практически с каждым пятым ребенком.
Еще один аспект, который я бы хотела отметить, — это выполнение домашней хозяйственной работы. Актуальность влияния работы на детей нуждается в большом внимании и комплексном изучении врачей, психологов, других специалистов. Потому что лишь углубленное изучение воздействия труда на детей, на здоровье даст возможность контролировать и должным образом охранять права юного поколения. К тому же эта деятельность должна контролироваться общественностью. К сожалению, у нас этого нет, поэтому единственный источник информации — это изучение отношения детей к работе в домашнем хозяйстве с помощью социологических исследований. Опрос показал, что дети не могут отказаться от выполнения возложенных на них обязанностей — даже если они плохо себя чувствуют. Выходит, что работа в домашнем хозяйстве часто имеет принудительный характер.
— С какого возраста у нас дети начинают работать?
— Средний возраст — 11—13 лет. Но есть случаи, когда в сельской местности работают и девятилетние, и шести-семилетние дети. Привлечение детей к труду зависит от местожительства. Уровень экономической занятости сельских детей значительно выше, нежели городских, там дети начинают работать раньше. Число детей, начавших работать в семь-девять лет в селе, почти вдвое превысило число детей, начавших работать в городах.
Основной критерий эксплуатации детского труда — наличие или возможность причинить ребенку вред любым способом, ограничение его прав и свобод, отсутствие адекватного вознаграждения за работу. Кстати, исследования показали, что каждый пятый работающий подросток мерзнет и простужается, четверть — имеют постоянное желание отдохнуть, а 4% — употребляют алкоголь как тонизирующее средство. Я уже говорила о селе, а в городской местности дети работают в торговле, также принимают стеклотару, работают реализаторами, грузчиками, моют машины. Многие из них работают в барах или в фотомодельном бизнесе.
Отдельной большой проблемой является труд маргинальный групп детей — тех, кто попрошайничает, бродяжничает, — «детей улицы». Они привлечены к самым худшим формам детского труда: использованию их в проституции, порнографии и криминальным действиям... Труд «детей улицы», социальных сирот — более конфликтный, он их буквально травмирует, ведь с ними никто не считается, и детей часто обижают. Причем преимущественно взрослые — те, кто предоставлял им работу. Родители таких детей не заботятся о них, нередко сами заставляют их идти на заработки, чтобы иметь определенную выгоду с детского труда. Но самой большой опасности подвергаются попрошайничающие дети, предоставляющие секс-услуги, чей труд связан с криминальной сферой.
Треть работающих детей отмечали, что их работу никто не контролировал. Как правило, это касалось работы на самоорганизованных местах. При такой организации труда чрезвычайно высока вероятность травмирования, отсутствует любая социальная защита, то есть такую трудовую деятельность необходимо отнести к худшим формам детского труда.
Кроме негативного воздействия на развитие ребенка, есть и другой аспект: когда дети получают деньги, у них часто нивелируется желание учиться. Мол, зачем учиться пять лет в университете, если я уже могу зарабатывать? У них нет понимания, что это — минимум, который заставит их всегда работать лишь на низкооплачиваемых работах.
— Как родители относятся к тому, что дети работают?
— В основном, положительно, считая, что активное привлечение детей к выполнению работы в домашнем хозяйстве, особенно в селе, не является угрозой для их развития. Половина опрошенных родителей оценивала это как помощь, больше трети — как элемент трудового воспитания. Работу в домашнем хозяйстве разновидностью труда признал только каждый седьмой взрослый, но не считал, что дети перерабатывают.
С недавних пор у нас возникло такое явление, как семейный бизнес: именно он способствует привлечению детей к выполнению определенных работ, причем денег за это часто они не получают. Сложно определить, какие конкретные виды работ они выполняют, и не мешает ли это обучению, это нуждается в отдельных исследованиях. Однако можно предположить, что такая работа негативно влияет и на обучение, и на развитие детей в возрасте до 15 лет.
Большинство проживающих в городе детей ответили, что решение работать они приняли самостоятельно. Думаю, что во многих случаях позиция родителей может быть решающей: например, если родители скажут: «Ты будешь учиться, а не мыть машины, чтобы в дальнейшем мог сам купить машину, а не постоянно ее мыть», на ребенка это повлияет и мотивирует его учиться. Но такое случается реже, чем того хотелось бы. К тому же четверть детей отметили, что инициатором их труда были именно родители.
К сожалению, сейчас мы еще не можем говорить об искоренении детского труда. Считаю, что категоричный запрет детского труда со стороны государства обусловит переход детей в теневой сектор экономики. То есть это не облегчит положение детей, просто работодатели еще больше будут скрывать то, что у них работают дети. Учитывая и то, что нет четкого разграничения между феноменом детского труда и трудовой эксплуатацией, многие будут декларировать детский труд как необходимое трудовое воспитание, формирующее личность, дающее ей жизненный опыт. Трудовое воспитание — необходимое условие развития полноценного человека, но оно не должно препятствовать другим составляющим развития ребенка.
Думаю, что стоит ныне говорить о контроле над детским трудом — постоянном мониторинге, в том числе и общественном. Также необходимо повышать экономический уровень наших граждан. Уменьшение эксплуатации детей состоится и тогда, когда уменьшится теневой сектор экономики. Закончить хочется на позитиве: то, что произошло за последние несколько лет, особенно — с 2005-го, когда был внедрен ряд программ с превентивными целями, — говорит об улучшении ситуации. К счастью, государство уже понимает, что нынешнее подрастающее поколение — это и стратегический ресурс государства, и объект национальной безопасности Украины. Это внушает надежду на дальнейшее улучшение жизни детей.