В Министерстве здравоохранения до сих пор не подписали необходимые договоры для снабжения реагентов, по которым проверяется кровь от доноров. Из нее изготовляют препараты для лечения детей с онкогематологическими заболеваниями. Средства на приобретение необходимых препаратов в Минздраве есть. Как заявили в Опекунском совете Национальной детской специализированной больницы «Охматдет», проблема возникла по причине частых кадровых ротаций в ведомстве.
ЧТО ПОШЛО НЕ ТАК С ЗАКУПКАМИ?
С 2015 года Украина закупает лекарства в соответствии с государственными программами через международные организации. Такое решение было принято для того, чтобы поставки лекарств были своевременными, без ценовых завышений, с экономией для государственного бюджета и с гарантиями, что пациенты будут получать лекарства качественные и с надлежащим сроком использования.
Если в первые годы перехода на международные закупки форс-мажоры еще можно было как-то обосновать неготовностью Минздрава или нехваткой документов, или даже тем, что необходимых лекарств на рынке нет в достаточном количестве для Украины, поскольку заказ нужно делать предварительно. То теперь по поводу отсутствия препаратов для проверки крови «Охматдет» обвиняет Министерство здравоохранения.
«Впервые за многие годы в Минздраве провалили закупку тестовых систем, которые дают возможность проверять кровь доноров на наличие гепатитов и других болезней, — объясняла народный депутат, член Опекунского совета «Охматдета» Виктория СЮМАР. — Заместитель министра здравоохранения Андрей Семиволос неоднократно обещал, что все необходимые препараты будут доставлены, но этого не состоялось. Поэтому нужно или изменить систему закупок, или активизировать Минздрав, который отвечает за снабжение лекарств. В настоящее время министерство несвоевременно готовит документы для сотрудничества с международными организациями. Хотя средства в бюджете были, а договоры на снабжение реагентов не подписаны».
В Опекунском совете считают, что подготовка документов зависла в воздухе из-за постоянных смен в министерстве. После назначения на должность министра Зоряны Скалецкой члены команды прежней руководительницы Ульяны Супрун написали заявления на увольнение. Часть из них готовила открытое письмо правительству, в котором отмечалось, что работа министерства парализована, в частности и подписание важных документов.
Прежние руководители директоратов Минздрава писали в письме к Кабмину, что состоянием на сентябрь (прошлого года) не было подписей министра на документах относительно закупок и снабжения лекарств для тяжелобольных пациентов, также заблокированы закупки машин экстренной медицинской помощи, приостановлен процесс автономизации Национального института рака, Института сердца и «Охматдета». Среди настоящих документов оказались и договоры с международными организациями на снабжение тестовых систем для детской больницы.
Андрей Семиволос обещал решить этот вопрос, однако в Опекунском совете говорят, что такие обещания слышали в течение последнего полугодия. Сейчас нет официальных заявлений от Минздрава, как новый министр Илья Емец собирается разрешать проблему. Вместе с тем ответственный за это направление Андрей Семиволос остается работать в ведомстве. По крайней мере, на своей странице в «Фейсбук» он объявил о своем увольнении и возобновлении на работе в Минздраве с разницей в один день.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
Медики «Охматдета» встревожены, ведь без тестовых систем не могут гарантировать качественное и безопасное лечение своим пациентам. С помощью реагентов лаборатория проводит проверку крови пациентов и донорской крови на опасные бактерии и вирусы, в частности на гепатиты В, С, G и ВИЧ. Это позволяет на ранних стадиях обнаружить возбудителя болезни у ребенка, подобрать антибиотик для лечения, а также проверить донорскую кровь, прежде чем она пойдет к маленьким пациентам, объясняют врачи. Безопасная проверенная кровь ежедневно нужна маленьким пациентам с онкогематологическими и иммунными болезнями.
«Ежегодно в больнице лечится приблизительно 1000 детей с тяжелыми онкогематологическими заболеваниями. Они ежедневно нуждаются в переливании компонентов крови. За прошлый год мы обследовали свыше 6 тысяч доноров, это 153 тысячи исследований, а каждое исследование требует реагентов для тестирования крови на ВИЧ, гепатиты В и С, на сифилис и другие трансмиссивные инфекции, которые могут быть перенесены с препаратами крови. В настоящее время сложилась катастрофическая ситуация, мы не можем тестировать донорскую кровь и очень скоро не сможем проводить исследования HLA-типирование, — объясняет заместитель главного врача НДСБ «Охматдет» Марина ГОРОБЕЙКО. — До этого времени благодаря качественной и своевременной диагностике ни один ребенок не был заражен инфекциями. Кроме того, эти дети нуждаются в другом дорогостоящем обследовании, благодаря чему можно ставить диагноз, следить за количеством препаратов в крови и следить за выздоровлением ребенка. К сожалению, мы не можем тестировать донорскую кровь».
В настоящее время тестовые системы «Охматдет» получил как гуманитарную помощь от благотворительного фонда «Таблеточки». Но, как отмечает его руководительница Ольга КУДИНЕНКО, запасов хватит до середины марта. «У нас нет столько ресурсов, чтобы оплачивать еще и реагенты. В начале февраля мы закупили их на 300 тысяч гривен, — добавляет она. — Пока еще родители не платят за проверки донорской крови, но если Минздрав не закупит тестовые системы, им придется это делать. Проверка одного донора стоит в среднем 500 гривен. Но за неделю это может быть до 10 тысяч гривен, потому что не каждый же донор подойдет. Если не проверять донорскую кровь, то каждый пятый ребенок заболеет гепатитами и ВИЧ. А лечение от дополнительного заболевания может составлять свыше 20 тысяч долларов».
Поэтому Опекунский совет «Охматдета» обращается к новому премьеру Денису Шмигалю и руководителю Минздрава Илье Емцу, чтобы провели срочное совещание и решили вопрос снабжения реагентов для больницы. Ближайшие дни считают показательными: или ситуация разрешится, в частности и путем волевых решений и кадровых перестановок в Минздраве, или все зайдет в тупик.