Уже много написано и сказано о формировании в Украине государственной гендерной политики, то есть сознательного вмешательства государства в наиболее частную сферу общественных отношений — отношения между полами. Несомненно, самым весомым основанием для такого вмешательства является наличие дискриминации по половому признаку в современном украинском обществе. Вопреки доминированию мнения о высоком общественном положении современной украинской женщины, статистика свидетельствует, что женщины сегодня получают около 70% заработной платы мужчин, лишь 5% женщин представляют интересы своего пола в парламенте, нет ни одной в правительстве, около 6% женщин занимают должности первой категории, выполнение естественной функции значительно усиливает экономическую зависимость женщины, лишает ее возможности реализовать свои профессиональные знания и умения, распределение функций относительно ведения домашнего хозяйства приводит к двойной нагрузке и тому подобное. Существует проблема и в мужском социуме, но об этом ниже.
Статистика ООН свидетельствует, что в большинстве случаев рождение девочки вызывает у ее родителей разочарование. Ожидание рождения мальчика обусловлено желанием иметь потомка, продолжателя рода, носителя фамилии, надежды на защиту и поддержку на склоне лет. Хотя практика свидетельствует, что дочерей мужчины любят едва ли не больше, чем сыновей, и старость спокойнее при наличии именно дочери. Логичен в таком случае вопрос, почему надежды на благосостояние и спокойную старость родители возлагают в большинстве случаев именно на сына?
Попробуем проследить процесс формирования гендерной идентичности на примере двоих детей разного пола. Родились мальчик и девочка — и родители и родственники покупают для них необходимые вещи: пеленки, одежду — но обязательно разного цвета: для мальчика — голубые, для девочки — розовые. А имеет ли значение для новорожденных цвет этих вещей? Очевидно, нет, но общество уже с первых минут жизни начинает «клеить» на это тельце определенные традиционные характеристики каждого пола. Начинает ребенок ходить и это уже становится испытанием для его (ее) пола. Упала девочка — мама целует ее, успокаивает, и девочка со временем поймет, что слезами можно достичь определенных преференций. Упал мальчик — та же мама приказывает: «Не плач, ты — мужчина, ты должен быть сильным!» Дальше — больше.
Только начинают наши дети осознавать действительность, как родственники начинают их активно воспитывать. Не самое ли распространенное средство воспитания — сказка, трудно переоценить ее роль в формировании гендерной идентичности. Какие сказки читаем нашим детям? Думаю, что те же, которые когда-то в детстве читали и нам, а если вспомнить, что детство большинства современных родителей было советским, то и сказки преимущественно были русские. Например, странная русская сказка о Емеле. Дурак, лентяй, тридцать три года с печи не слезал, зато щука хвостом махнула, и женился наш Емеля на самой умной, самой красивой, самой богатой девушке — царской дочери! Вот как воспитывается культ мужчины! Можно вспомнить об еще одной отрицательной черте, которую воспитывает в детях эта русская сказка — это лень. Ничего делать не нужно, все блага будут обеспечены магическими предметами.
А какие же качества воспитывает украинская сказка? К сожалению, она также источник патриархальных гендерных стереотипов. Возьмем едва ли не самую известную — «Пан Коцький». Жила себе в лесу лисичка-сестричка, у вдруг встретила в лесу старого, грязного, голодного (зато ничейного) мужчину-кота. «Давай, котик, будем жить вместе?!» — «Давай!» И начали они жить вместе. Накормила кота лисичка, вымыла и пустила слух в лесу, что появился у нее муж, да такой сильный и грозный, что в лесу еще не было. Какова мораль этой сказки? Поднялась ли сама Лисичка на высшую ступень общественной лесной иерархии? Нет, она, как и украинская женщина, являющаяся зачастую умнее, хитрее, красивее, всячески содействовала повышению общественного статуса своего мужа! Не напоминает ли это ситуацию, когда женщина пишет контрольные за мужа-заочника, зарабатывая больше, рассказывает, что это он, ее муж заработал, купил, подарил и тому подобное? Не будем забывать, что особенностью детского восприятия сказочных персонажей является то, что ребенок представляет себя главной героиней, или героем сказки. Поэтому и приобретает качества такого персонажа.
Приходит время, и родители ведут своего ребенка в первое общественное заведение — детский садик. Обращали ли вы, уважаемые читатели, внимание, как расположены игрушки в детской игровой комнате в садике? В одном углу — куклы, одежда для них, посуда, утюги и другие вещи домашнего хозяйства; в другом — оружие, машины, кубики, конструкторы и др. Нигде не написано, что первый угол — для девочек, а второй — для мальчиков, но когда детей впускают в игровую комнату, они сами расходятся по углам по своему половому признаку. Только отдельные дети, рискуя вызывать удивление друзей, интересуются противоположным углом. Даже когда девочки привлекают мальчика к своим играм, они его сажают за стол и наперегонки подают ему воображаемые блюда. Вот так и формируется осознание мальчиком обслуживающей роли девочки, усиливающееся примером мамы, няни и воспитательницы.
Но подросли наши дети, и повели мы их в школу. Мое поколение училось по одинаковым букварям, где после стишка о Володе Ульянове шли картинки по развитию речи. Помните ли вы первую из них? Напомню: мама — с пылесосом, бабушка вяжет, папа читает газету, дедушка смотрит телевизор (или наоборот). Обращая внимание на силу первых школьных впечатлений ребенка, подчеркну, что и мальчик, и девочка убеждены в правильности такого распределения семейных ролей. Первым прочитанным предложением для многих поколений наших соотечественников является классическое: «Мама мыла раму». Это предложение присутствует и в современных букварях. Я видела только один гендерно сбалансированный букварь, выпущенный во Львове в 2002 году, где даже количественно соблюдено равное представительство женских и мужских образов: за компьютером — девочка и мальчик, огород копают — девочка и мальчик, посуду моют — девочка и мальчик, в футбол играют — девочка и мальчик, где ребенку читает книжку папа, а не мама, и т. д., но даже там есть вышеупомянутое предложение. Впечатление второстепенности женщины-девочки закрепляет точная наука математика. Если Вася решил шесть задач, то Леночка на две… (догадайтесь: больше или меньше? Намеком может служить название известной телевизионной программы «Самый умный»). Хотя практика свидетельствует, что в школе лучше учатся именно девочки, и в высшие учебные заведения они также поступают на равных.
Следовательно, вся система образования и воспитания направлена на воспитание традиционных характеристик «женственности» и «мужественности», которые в науке получили название «феминность» и «маскулинность», а именно: девочка должна быть красивой, нежной, ласковой и трудолюбивой — в общем — слабой и депрессивной, а мальчик — обязательно умным, смелым, мужественным и богатым — в общем — сильным и агрессивным. Таким образом, общество готовит детей к выполнению во взрослом возрасте основных функций: для женщины — материнство и ведение домашнего хозяйства, для мужчины — защита (себя, семьи, родины) и обеспечение (себя, семьи, родины).
Но ведь в современном мире уже давно утеряно четкое разграничение функций по половому признаку. Сегодня женщина также вынуждена уметь защищать и себя, и семью, и родину, а для мужчины едва ли не важнейшей функцией является отцовство. Т.е. в процессе социализации человек, независимо от пола биологического, приобретает как феминные, так и маскулинные эмоциональные, поведенческие, ментальные и другие характеристики, это и является ее гендерной идентичностью. Гармоничное развитие личности предусматривает наличие у нее феминности и маскулинности в соотношении 50/50.
Проблема же в том, что образование и воспитание все еще остаются преимущественно традиционными, их субъектами являются преимущественно женщины — носители патриархальных взглядов на воспитание детей, и в семье, и в учебных заведениях, что приводит к психологическим травмам как у девочек, так и у мальчиков. Ведь именно традиционные представления о «женственности» и «мужественности» толкают тех, кто не соответствует ожиданиям общества, в гомоэротические отношения. Т.е. если мальчик или мужчина является носителем большого процента феминности, мужской социум определяет для него женскую функцию, и наоборот.
Патерналистская политика государства относительно женщин советского периода превратила женщину в социального инвалида, однозначно определив мужчину субъектом политики, а женщину — ее объектом. Но мужской социум содержит не меньше проблем, являющихся существенной угрозой общественному развитию.
Так, мужчины в Украине живут на 12 лет меньше, чем женщины и на 15 лет меньше, чем в развитых странах. В возрасте 25 — 29 лет мужчины умирают в 4 раза чаще, чем женщины, от несчастных случаев, алкоголизма, наркомании и др. В возрасте 40 — 45 лет мужчины в 7 раз чаще, чем женщины умирают от сердечно-сосудистых заболеваний. Если ситуация не изменится, каждый четвертый сегодняшний десятилетний мальчик не доживет до 45 лет. Не страшно ли? Не является ли это основанием для государственного вмешательства? Но государственные институции традиционно заботятся только о женщинах.
Почему же такая грустная статистика относительно причин смертности мужчин? Именно обострение маскулинных качеств в процессе воспитания мальчиков и приводит к пренебрежению ими собственным здоровьем и даже жизнью. Сегодня мужчину в больницу можно отнести разве что на носилках, потому что забота о собственном здоровье — это признак феминности, т.е. слабости.
Когда в доисторические времена жена в прямом понимании поддерживала очаг, мужчина, чтобы принести домой кусок мяса, должен был несколько дней бегать за мамонтом, убить его, разделать, притащить в пещеру. Жена готовила еду. Кому она могла положить самый большой, самый жирный кусок мяса, побольше гущи, самый жирный бульон? Ему, любимому. Потом — старым родителям, потом — детям, а себе уже то, что останется, или кто что не доел. На то время этот жир требовался мужчине, чтобы завтра снова тратить калории на поиск добычи. Что же изменилось в этой традиции сегодня? Только способ добывания пищи для семьи. Т.е. научно-технический прогресс привел к тому, что мужчина чаще уже не прикладывает таких усилий, чтобы содержать семью. Утром он завтракает (по описанному выше порядку), садится в транспортное средство, едет на работу, преимущественно сидячую, нервничает там, принимает «суперважные» решения, которые почему-то очень сильно задерживают его на работе. Приходит домой редко раньше восьми — девяти вечера, а жена ему снова — самый большой, самый жирный кусок мяса, побольше гущи, самый жирный бульон, да еще и приговаривает: «Ну что для тебя одна тарелочка борща? Съешь, как минимум, две. Ну что это ты скушал только две котлетки, ты себя плохо чувствуешь? Ты же мужчина, должен быть сильным, скушай еще!» Именно такая жена является образцом «хорошей жены и матери», именно ее сначала муж, а потом и сын не знают, где их штаны, где носки (помните рекламный ролик?). Она как будто не понимает, что воспитывая таким образом сына, она отдает его в полную зависимость к будущей жене, потому что сам он не способен обслужить себя в быту.
Еще одна грустная статистика относительно мужчин. В Украине ежегодно происходит в среднем 15 тысяч суицидов, из них две трети — среди мужчин. Что может толкнуть на такой страшный шаг «сильного, умного, смелого и мужественного»? По-видимому, несоответствие подобным ожиданиям общества, неспособность преодолеть слабость, бедность, разочарование… А может проблем у женщин меньше, чем у мужчин? Что же держит на этом свете нас, женщин? Исконный вопрос: что будет с моими детьми, престарелыми родителями, с тем же мужем? Почему же семейные чувства не препятствуют последнему шагу мужчины? Потому что патриархальное общество не включило в высшие ценности мужской морали ни его собственную жизнь, ни будущее семьи.
Подытоживая, следует отметить, что в Украине и до сих пор «мама моет раму», но уже наступило время разрешения проблемы образования и воспитания с учетом формирования полноценной, высоко развитой личности каждого пола. Для этого необходимо сместить акценты в воспитании как девочек, так и мальчиков, на формирование высокой ценности личной жизни и здоровья, долга как материнства, так и отцовства, человеческого достоинства, развития личных способностей и талантов и гарантии их реализации в общественной жизни.