Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мама на заказ

Услуги суррогатных матерей — последняя надежда для бездетных семей
11 декабря, 2007 - 19:53
ФОТО ВЕРОНИКИ БАРКОВСКОЙ / «День»

По статистике, в Украине насчитывается свыше миллиона супружеских пар, которые не могут иметь детей. Неофициальные данные, считающиеся врачами более приближенными к действительности, еще печальнее: бесплодна у нас каждая пятая супружеская пара. Дают о себе знать неблагополучная экология, наследственные болезни, нездоровый образ жизни. Но поставленный врачами диагноз еще не означает, что в этой семье никогда не прозвучит веселый детский смех: при помощи современных репродуктивных технологий ныне можно решить самые сложные проблемы, связанные с деторождением, и достичь результатов, которые несколько десятков лет назад считались бы чудом. Одна из них — суррогатное материнство.

«И ВСЕ-ТАКИ Я СДЕЛАЛА ДОБРОЕ ДЕЛО»

Стать суррогатной матерью Наталья решила, прочитав в одной из киевских газет объявление материально обеспеченных супругов. «А что? — подумала она. — Я молодая, здоровая. Почему бы и не попробовать? Заработала бы денег на квартиру... Вот только что на это скажет муж?»

Степан, муж Натальи, сначала разговоры жены о материнстве «не от него» воспринял очень негативно. «Ты, случайно, мне не изменила?» — все допытывался он. Но потом согласился: «Дети у нас есть, а тот по крови будет чужим... А за полученные деньги хоть какое-то жилье купим». Поэтому Наталья поехала в клинику, где ей назначили тщательное обследование состояния здоровья, потом познакомили с генетическими родителями.

«И вот я стала суррогатной матерью. Живу в загородном доме, принадлежащем очень богатой бездетной семье. Прекрасное отношение, хорошо кормят — каждый день свежие овощи и соки. Раз в неделю осматривает врач. Говорит, что плод развивается нормально. Да, именно плод. Не могу думать о нем, как о своем ребенке. Мои дети дома, и я должна заработать деньги, чтобы они не росли в коммуналке», — позже писала Наталья в дневнике, который начала вести во время беременности.

«Ночью родился мальчик, его сразу же забрали — в груди немного заныло. Но когда на следующий день увидела его сияющих родителей, которые принесли огромный букет цветов, подумала, что сделала доброе дело. И уверена: ты будешь счастливым, малыш! Через несколько дней я вернулась к своим детям, которые очень соскучились по своей маме. А еще скоро мы переезжаем в новую квартиру...» — после этих слов записи в дневнике женщины, предоставленном журналисту «Дня», обрываются.

ЗАЧАТИЕ В ПРОБИРКЕ

Как уверяет директор Института репродуктивной медицины, заслуженный деятель науки и техники Украины, профессор Федор Дахно («отец» первого в Украине ребенка, зачатого в пробирке в Харьковской медицинской лаборатории в 1991 году), методика суррогатного материнства является огромным достижением науки, потому как позволяет достичь рождения новой жизни, когда природа бессильна (например, у женщины удалена матка).

Суть методики в том, что половые клетки генетических родителей сливаются в пробирке, и образованный эмбрион переносят в матку другой женщины. Сегодня реализовать подобные медицинские программы имеет право каждая украинская клиника, получившая лицензию на лечение бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий. А воспользоваться услугами суррогатной мамы могут женщины, у которых от рождения или вследствие оперативного вмешательства отсутствует матка или есть ее патологические изменения, делающие невозможным нормальное вынашивание малыша. Кроме того, суррогатное материнство предлагают семьям, которые безрезультатно испробовали все самые современные методы лечения бесплодия.

По словам Федора Дахно, при помощи суррогатной матери в их институте ежегодно рождается шесть—семь детей. Если же учесть, что подобных центров в Украине насчитывается 20, то число семейных пар, воспользовавшихся этой методикой, невелико.

— В моей практике первая суррогатная мать была в начале 80-х, а первое оплодотворение женской клетки in vitro удалось получить в 1984 году. Мы выращивали эмбрионы, переносили их в матку, но первенец из пробирки родился лишь 19 марта 1991 года. Ничего противозаконного в применении этой методики нет, Уголовный кодекс Украины предусматривает даже ответственность медиков за непредоставление медицинской помощи. Главное, чтобы четко придерживались интересы всех сторон. В Украине ребенок, рожденный суррогатной матерью, по закону принадлежит родителям-заказчикам, — рассказывает Федор Дахно.

По словам экспертов, большинство матерей-инкубаторов руководствуется преимущественно материальным интересом. Из альтруистических соображений на такой шаг соглашаются лишь родственницы или близкие подруги генетических родителей.

— У нас был случай, когда женщина не могла иметь детей из-за тяжелой болезни, так ей ребенка выносила сестра-близняшка. Сколько счастья было в этой семье! — вспоминает Федор Дахно.

Если же кандидатуры на «должность» суррогатной матери у семьи нет, то с поисками поможет клиника: почти у каждого такого специализированного медицинского учреждения есть свой конфиденциальный список потенциальных суррогатных матерей, а единой общеукраинской базы данных не существует.

КОЕ-ЧТО О НЮАНСАХ

Охочих подзаработать таким способом, как убеждают специалисты, немного. Требования к претенденткам строгие: возраст — до 35 лет, физическое и психическое здоровье, отсутствие вредных привычек и наличие хотя бы одного ребенка в семье (чтобы женщина могла перенести на него свои материнские чувства). Позволить себе услуги женщин-инкубаторов могут, в основном, лишь обеспеченные люди: только по программе суррогатного материнства расходы составляют около пяти тысяч долларов, а еще нужно компенсировать почти год жизни, который суррогатная мать посвящает чужой семье. Сумму материального вознаграждения стороны обсуждают предварительно и заверяют договор нотариально. Обычно услуги мамы-инкубатора для семьи-заказчика стоят 20— 30 тысяч долларов.

Тайной остаются психологические нюансы, как правило, не афишируемые участниками «суррогатных программ». Как отметил Федор Дахно, каждый из причастных к договору, предварительно обдумывает все преимущества и недостатки программы. Суррогатная мама обычно воспринимает ситуацию спокойно, настраиваясь на будущий результат. А вот предварительное согласие мужа на работу жены «инкубатором» медики рекомендуют зафиксировать письменно, хотя украинским законодательством это не предусмотрено.

Если физическое состояние суррогатной матери устраивает врачей, а ее личностные качества соответствуют запросам генетических родителей, стороны подписывают договор. В него можно внести любые пункты, но специалисты советуют непременно оговорить медицинское заведение, где будут проходить оплодотворение и роды, женщина обязана выполнять врачебные предписания, ее местожительство в период беременности, последствия рождения неполноценного ребенка, а также финансовые расходы.

По словам Федора Дахно, работой украинских репродуктологов особенно интересуются граждане других стран, где суррогатное материнство запрещено законом, как, например, во Франции или Германии. А в Канаде и Израиле в подобных репродуктивных программах исключают коммерческую основу.

РЕПРОДУКТИВНЫЙ «ТУРИЗМ»

— Сегодня в мире развивается практика так называемого репродуктивного туризма. Клиника нашего Института пользуется большим авторитетом в мире, поэтому к нам приезжают лечиться из разных стран. Но перед этим с ними ведется двух-трeхмесячная переписка, чтобы выяснить всю необходимую информацию. Пациентам из Германии мы вынуждены отказывать: в соответствии с тамошним законодательством, детей, рожденных суррогатными матерями-украинками, Германия не признает своими гражданами, — отметил Федор Дахно.

Стабильный спрос иностранцев на украинских суррогатных матерей объясняется юридическими нюансами, гарантирующими потенциальным родителям права на будущего ребенка. Например, в России мама, родившая ребенка для бесплодных супругов, может передумать и оставить его себе, а на Западе — получать на него алименты, доказав отцовство своего клиента. По украинским законам ребенок, зачатый и имплантированный в организм другой женщины, принадлежит исключительно генетическим родителям. Поэтому соответствующий иск суррогатной матери суд даже не будет рассматривать. Однако, к счастью, подобных инцидентов с украинками не было.

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ЗИЛОВ, адвокат:

— Суррогатное материнство в Украине разрешено действующим законодательством. Основным документом, в соответствии с которым регулируются отношения между участниками программ, является договор, который они составляют и подписывают. Обязательно этот документ следует заверить у нотариуса, ведь именно это позволяет, в случае обжалования договора в суде, подтвердить добровольность сторон. В условиях договора должны быть оговорены все детали — от оплаты, условий проживания, порядка дня суррогатной матери и вплоть до форс-мажорных обстоятельств (например, неблагополучные роды, после которых женщина не сможет больше иметь детей). Невыполнение любого пункта документа может стать основанием к обжалованию в суде. Если же соглашение подписывается с иностранными гражданами, то документ должен быть составлен в двух экземплярах — на украинском и соответствующем иностранном языке и, непременно, при подписании договора следует пригласить нотариуса. Хотя я не помню случая, чтобы по поводу суррогатного материнства кто-то обращался в суд.

Инна БИРЮКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ