Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мариуполь. И солнце всходит

Как прифронтовой город становится точкой притяжения для актуальных художников
19 ноября, 2018 - 19:05
ФОТО ЕВГЕНИЯ СОСНОВСКОГО

В Мариуполь непросто добраться, поездом из Киева это свыше 17 часов, поэтому случайных гостей здесь, наверное, нет. В начале ноября сюда приехали 13 художников из Одессы, Запорожья, Харькова, Днепра, Киева, чтобы в течение двух недель во время резиденции «З.міст» знакомиться с разными идентичностями города, а затем презентовать определенный концепт, который можно было бы здесь воплотить.

Проводит резиденцию независимая арт-платформа «ТЮ!», основанная Дианой Берг, дизайнером из Донецка, которая организовывала последние проукраинские митинги в городе перед его оккупацией «ДНР». Как не раз подчеркивала Диана, свежий взгляд художников помогает увидеть те грани города, которые для его жителей уже попали в «слепое пятно», также проект помогает строить «мосты, которые невозможно подорвать».

Мариуполь интересен художникам — сначала эксперты должны были отобрать десять резидентов, в конечном итоге из 43 заявок приняли упомянутые 13: Даниила Галкина, Валентины Петровой, Максима Финогеева, Ксении Гнилицкой, Сергея Барбудаза (Barbudaz), Алины Якубенко, Добрыни Иванова, Владимира Кузнецова, Маши Прониной, Ольги Федоровой, Богдана Бунчака, Евгения Коршунова и Ксении Платановой.

В прошлом году, когда резиденция проходила впервые, возникали недоразумения с местными жителями. Например, Алексея Салманова обвинили в вандализме из-за граффити на воротах дома — а дело в том, что эти надписи быстро исчезают. В этот раз организаторы решили уделить больше внимания диалогу с местными и подготовили большую программу с дрейфами по городу в компании знатоков, экскурсиями на заводы и в заброшенные советские лагеря и тому подобное. Проект даже поддержала власть Мариуполя, а также — Украинский культурный фонд.

ФАСАД

Диана Берг показывает надписи на здании платформы «ТЮ!»: «Против ЛГБТ», «Мариуполь за нормальную семью», «Мариуполь против Берг» и тому подобное, что появились года полтора тому назад. «Здесь была куча нацистских символов вперемешку: 1488, свастика, «white power» («белая сила». — Ред.). В итоге мы закрасили нацистские знаки, а остальные оставили как следы истории, вещественное доказательство. Мы обратились в полицию, было заведено дело за статьей 161 Уголовного кодекса, то есть это преступление на почве ненависти, что очевидно. И ничем это не закончилось. Дело пытались переквалифицировать, я через суд добивалась, чтобы этого не было, потому что важно, что происходит невосприятие другого», — рассказывает Диана.

В МАРИУПОЛЕ НЕМАЛО СТАРИННЫХ КРАСИВЫХ ЗДАНИЙ, НЕКОТОРЫЕ В ДОВОЛЬНО ПРИЛИЧНОМ СОСТОЯНИИ, ДРУГИЕ РАССЫПАЮТСЯ. СРЕДИ ПОСЛЕДНИХ, ПОЖАЛУЙ, САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ — ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА НА ГЕОРГИЕВСКОЙ, 18, ПОСТРОЕННАЯ В 1880-Х ГОДАХ

Некоторые надписи переосмыслили художники — например, «WP», аббревиатуру «white power», активистка и художница Тася Живкова переделала на «Мир». Но преступников и вандалов так не перевоспитывать. На одном из окон — след от пули. А в августе этого года на платформу напали, побили школьников, участников группы, которая здесь выступала, и некоторых членов команды «ТЮ!». До сих пор никто не наказан, дело расследуется.

После резиденции на фасаде платформы появились другие надписи, которые призывают, условно, переходить на сторону добра. Автор — Ольга Федорова из Харькова, которая на резиденции уже во второй раз.

На финальной презентации Ольга рассказала, что в Мариуполе хотела продолжить тему, с которой работала здесь в прошлом году, идет речь об аффирмациях, таких себе коротких словесных формулах в публичном пространстве. Художница объясняет, что это действует, как мантры, самоубеждение себя в чем-то позитивном. В настоящее время Ольга сделала надписи, которые должны настраивать на активность. Каждая фраза текстового полотна на фасаде начинается с «Я сделаю все, чтобы...», а дальше — чтобы больше не бояться, чтобы никто не смог диктовать мне, как жить, чтобы иметь возможность свободно дышать и тому подобное.

Ольга подчеркивает, что это установки на конкретные действия, чтобы изменить что-то в своей жизни и мире, а не оставаться безразличным. Сделали такие надписи именно на фасаде «ТЮ!», потому что это место транслирует такие идеи, привлекает людей с активной позицией. Подобные «мантры» появились и на некоторых других локациях в городе, художница считает, что было бы круто, если бы такие надписи легально сделали в публичных местах.

ВНУТРИ

В «ТЮ!» в настоящее время проходит выставка «Эфирная история» — можно сказать, что здесь представлены артефакты, которые остались после закрытия киевской мастерской ЭFIR, важной точки для независимой культуры. Привлекает внимание баннер художника Владимира Кузнецова с цитатой убитой Екатерины Гандзюк: «У заказчика в шкафу висит мундир». А еще, когда Екатерина погибла, участники резиденции поддержали местную акцию памяти и солидарности.

Но вернемся к зданию платформы. Она за несколько десятков лет своего существования сменила несколько идентичностей. «До того, как мы сняли это помещение, оно стояло пустым, здесь было что-то похожее на ангары. Оно было, как будто коробка: просто окрашено старой бежевой краской, зеленый пол и еще ужасный офисный потолок типа «армстронг», — вспоминает Диана. — До этого здесь был спортзал. А после войны (Второй мировой. — Ред.) лет десять здесь размещалась церковь, потому что храм разбомбили — во время войны архитектура Мариуполя довольно сильно пострадала».

Основатели «ТЮ!» полностью переделали помещение — видоизменили потолок, достроили второй этаж. Здесь появились работы украинских художников — Гамлета Зинькивского, Саши Довгого, Сергея Барбудаза, американского фотографа Брендана Гоффмана.

УЛИЦА

Художница из Киева Алина Якубенко впервые попала в Мариуполь четыре года тому назад. «За это время, во-первых, у людей здесь появился досуг, видно, что они отдыхают, гуляют, больше молодежи и хипстерских кафе, — делится наблюдениями Алина.       — Когда «ТЮ!» только открылся, мы делали рейв, и туда пришло человек 20-30, а сегодня уже на лекции приходит человек 50, а на рейвы, по-видимому, придет больше 100 человек. Не понимаю, или этих людей раньше не было в городе, или была такая психологическая ситуация, что никто никуда не ходил. Но  сейчас Мариуполь стал более спокойным, более «прогулочным».

ПО ВОСПОМИНАНИЯМ СОВРЕМЕННИКОВ, ТАРАС ШЕВЧЕНКО ОЧЕНЬ ЛЮБИЛ ЦВЕТЫ, ПОЭТОМУ, НАВЕРНОЕ, ЕМУ БЫ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА РАБОТА ЕВГЕНИЯ КОРШУНОВА (НА СНИМКЕ ЕЕ ДЕРЖИТ, СОБСТВЕННО, АВТОР). У ЕВГЕНИЯ ЕСТЬ ИДЕЯ РАЗДАРИТЬ СВОИ НЕСТАНДАРТНЫЕ ПОРТРЕТЫ ТГШ РАЗНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ, ВРОДЕ ЗАВОДОВ И ШКОЛ, А В ЦЕЛОМ ОН ПЕРЕОСМЫСЛИВАЕТ «ЗАБРОНЗОВЕЛЫЙ» ОБРАЗ ШЕВЧЕНКО — КЛАССНОГО ХУДОЖНИКА, ИНТЕЛЛЕКТУАЛА И ПРОСТО ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА

Сюда Алина приехала с почти готовой работой по мотивам картины «Украинская ночь» Архипа Куинджи, знаковой для города фигуры (художник родился под Мариуполем, несколько его работ хранятся в местном музее, здесь есть улица и центр современного искусства, названные  в его честь, конечно, памятник). «Я хотела сделать переосмысление этой работы             — посмотреть, как сегодня выглядит украинская ночь. Тем более, в таком регионе, привоенном и пограничном с «ДНР», — говорит Алина Якубенко. — До этого я несколько раз была в Мариуполе, знала, какие здесь приблизительно пейзажи, какая проблематика. Впервые была здесь как раз, когда началась война, эта зона была достаточно проблематичной, здесь стояли блокпосты. Еще тогда я познакомилась с местными, начала записывать на диктофон их рассказы о городе. Они нас выгуливали, кроме обычных разговоров, могли сказать, например: «Здесь был «МакДональдз», а здесь упал снаряд, здесь кого-то убили». Я записывала все это на диктофон, разговоры об этом пейзаже. Сначала хотела сделать блог с этими аудиозаписями и видео с пейзажами, как фон разговора. Но материал лежал, а теперь я приехала сюда и решила, что нужно это дополнить и доделать».

ПАМЯТНИКИ

Что точно объединяет большинство украинских городов и местечек — памятники и бюсты Шевченко, а также его портреты в публичных местах. В частности, в Мариуполе можно увидеть мозаику с классическим изображением сурового Кобзаря на одноименном кинотеатре. С темой Тараса Шевченко работал Евгений Коршунов. В технике выжигания он сделал несколько нестандартных портретов поэта, например, на одном из них тот полуобнаженный и в тюрбане вместо каракулевой шапки.

«Уже поговорил с Ars Altera (независимое арт-пространство в одном из торговых центров Мариуполя. — Ред.), буду говорить с Союзом художников, чтобы они выбрали от себя пять художников, которые бы тоже создали работы на тему Шевченко. Здесь задача — переосмыслить эту заезженную тему, потому что из Шевченко уже сделали какое-то чучело, он сакрализован, как будто Ленин. О нем нельзя говорить плохо, какие-то черты живого человека вовсе не раскрываются, кажется, что вот всегда ходил гневно задумчивый усач и только об Украине и думал. В действительности это был очень разносторонний человек — и первоклассный художник, и вообще интеллектуал, причем какой-то непосредственный, самородок,      — рассуждает Евгений. — Когда я прочитал именно критическую литературу о Шевченко, то он начал нравиться мне значительно больше, чем образ, созданный с советским подходом, который мы видим в Украине».

Евгений задумал потом раздарить все эти работы разным организациям — заводам, библиотекам, школам и тому подобное. И, конечно, интересно, в каких публичных пространствах можно будет увидеть эти портреты.

Художник Богдан Бунчак исследовал религиозную тему, в частности в контексте позорных столбов. Свидетельство об этом типе наказания за не слишком серьезные нарушения, рассказывает он, появляются где-то с ХІІІ века, снова столбы появились на Майдане в 2014 году как вид народного самосуда, есть недавние примеры с Харькова, Чернигова, Чопа, территории, подконтрольной «ДНР». Художник предлагает поставить несколько таких столбов в Мариуполе — но как знак того, что данная практика является неприемлемой, а пересечь «красную линию» достаточно просто. Это должно быть напоминанием о том, что правосудие не работает, что государство не вмешивается в определенные негативные процессы, а иногда даже их лоббирует.

МУТАНТЫ

В Мариуполе важную роль играют заводы, работу которых можно почувствовать буквально с первого вдоха, выйдя из вокзала. И это не просто эмоции — Мариуполь возглавил рейтинг городов страны по уровню загрязнения атмосферы в первом полугодии 2018 года, данные приводила Центральная геофизическая обсерватория.

Ксения Платанова из Запорожья создала монстров из папье-маше, которые отображают страх за будущее в контексте экологических проблем. Художница работала с детьми, которые посещают городской Центр поддержки семьи. «Дети сделали рисунки. Предложила им на выбор или дымящий завод,  или мутантов, как они себе их представляют. Сначала спросила, боятся ли дети этого. Они ответили, что нет, что любят мутантов. Вообще в настоящее время много мультиков, где у персонажей изменены формы, и для детского воображения это именно то, что нужно. Поэтому дети с радостью согласились и нарисовали и завод, и мутантов. У всех заводы разные — я работала с достаточно маленькими детьми и специально не распечатывала картинку, как выглядит завод, чтобы они не копировали то же. Но во всех получились опознаваемые клубы дыма, темный воздух. Дети все прекрасно понимают, ведь они живут в этом, вынуждены дышать этим воздухом», — акцентирует Ксения.

Детские рисунки стали элементами костюма двух мутанток — они одеты в комбинезоны, украшенные своего рода принтами из них. Вообще Ксения часто делает подобные монструозные создания. «Они кажутся мне милыми, — сознается художница. — Мне нравятся измененные формы — они надоедают не так, как все правильное и прекрасное, от которого быстро устаешь. Деформации вынуждают всматриваться, раскрывается то внутреннее, что у нас не всегда бывает красивым — страхи, сомнения. Как будто обнаженные эмоции, без идеальной маски. С другой стороны, если есть эмоции, которые мешают, лучше вынести их в объект, посмотреть на это извне, это как будто процесс очистки».

КСЕНИЯ ПЛАТАНОВА СОЗДАЕТ ИЗ ПАПЬЕ-МАШЕ МУТАНТКУ, КОТОРАЯ ОТРАЖАЕТ СТРАХ ЗА БУДУЩЕЕ ИЗ-ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ БЕДСТВИЙ. ХУДОЖНИЦЕ ПОМОГАЕТ АДМИНИСТРАТОРКА «ТЮ!» КСЕНИЯ ЧЕПА, В ЕЕ РУКАХ — ПРОТИВОГАЗ, КОТОРЫЙ РЕШИЛИ НАДЕТЬ НА ФИГУРКУ СОБАКИ, ДАВ ЖИВОТНОМУ ШАНС НА СПАСЕНИЕ

Ксению тревожит экологическая ситуация в родном Запорожье, собственно, она напоминает ей мариупольскую. «Думаю, если привлечь детей, если мы вместе будем создавать монструозных мутантов, как будто таких, что, возможно, будут рождаться после экологических бед, есть слабая надежда, что это подействует на ситуацию. Понимаю, что это как будто утопическая идея, но, по крайней мере, мы попробуем и что-то сделаем», — убеждена Ксения Платанова.

Художница добавляет, что детям понравилась идея создать не только мутанток, но и собачку, которую они оберегают, надевая на нее противогаз. Ксения говорит: «Дети решили, что им уже как будто все равно, себя они не спасут, но на собаку надевают противогаз, чтобы спасти любимое животное».

Между прочим, собаки — особенная тема для Мариуполя. Здесь много безнадзорных собак, но почти все они миролюбивы — даже человек, который боится собак (например, автор этих строк), может спокойно бродить по городу.

ЛЮДИ

С началом войны в Мариуполе поселилось немало жителей городов и сел, которые разрушены или оккупированы. Владимир Кузнецов предложил идею инициативы «Прямая линия», когда бы переселенцы проводили экскурсии для коренных жителей. Причем термин «переселенцы» в данном контексте художник использует лишь для презентации, поскольку, отмечает, что он приемлем не для всех.

Владимир встречался с горожанами, работниками социальных центров, активистами, представителями широкинской громады (село Широкино фактически разрушено из-за обстрелов и «тотально» заминировано), с руководством соцслужб по делам семьи и молодежи. В итоге художник констатирует, что все стороны открыты к сотрудничеству и заинтересованы в творческих инициативах. По мнению художника, цель экскурсий не должна заключаться в обязательной интеграции или адаптации новых мариупольцев — важны общие разговоры и встречи, общие исследования города, которые можно проводить в теплое время года. Дополнительно Владимир Кузнецов предлагает рассмотреть возможность экскурсии в городе или за городом  с военными.

Возможно, больше праздника в жизнь города мог бы внести индустриальный карнавал, который предлагает устроить Сергей Барбудаз. «В Мариуполе большие проблемы с праздниками. Посещал День металлурга, и обычно это очень нудное событие, максимум — фейерверк в конце, по поводу которого рабочие говорят, что это их деньги вылетают в небо. Максимум — какой-то концерт. Интересных праздников в Мариуполе, к сожалению, нет, разве что День Нептуна, тоже нудный, — делится впечатлениями художник. — А вот индустриальный карнавал. Во-первых, в Украине вообще с карнавалами плохо, а это интересная тема, много чего можно сделать. Должна быть тенденция к индустриальной тематике, возможно, также к морской. Должен быть король, которому, согласно традициям, мэр должен вручать ключи от города и власть на один день, еще — скульптуры, маски, костюмы, работа с огнем. Очень важна музыка».

Художник убежден, что настоящий искренний праздник поможет преодолеть травму войны и немного изменит отношение горожан к Мариуполю, покажет, что они живут в интересном городе.

СУВЕНИРЫ

Фотограф из Одессы Максим Финогеев раньше делал два проекта: о туризме как явлении, о его влиянии на инфраструктуру своего города и природу. В Мариуполе  он хотел исследовать, как завод влияет на город, который когда-то был курортом. «Общаясь с людьми, я заметил проблему в том, как они представляют себе будущее, — делится Максим. — Никто не видит будущее, которое пугает, в сравнении с другими имеющимися проблемами. Отсутствие представления о будущем вынуждает людей покидать  эти места — не только  Мариуполь, но и  Украину в целом».

Участник резиденции говорит, что у Одессы и Мариуполя очень разные мифы. «Мариуполь — это все-таки индустриальный город, который обитаем и продолжает жить за счет тяжелой промышленности. Одесса формировалась, по большому счету, как портовый город, когда там появился режим порто-франко, то стала возноситься легкость жизни. И хотя этого уже не существует, это до сих пор создает отголосок легкости, легких больших денег, флер витальности, что здесь какая-то земля обетованная. Хотя очевидных предпосылок так считать я не вижу, потому что за время независимости здесь не было создано ни одного важного инфраструктурного проекта — и это на город-миллионник. Я считаю это провалом местной власти, государства. И опять-таки, это вопрос о будущем. Нет никаких планов, предпосылок для того, чтобы наши дети, внуки жили в лучших условиях», — рассуждает Максим.

Среди идей Максима — разработка сувенирной продукции с запущенными точками города, например здание Радиоузла, в уборке которого вместе с местными активистами принимали участие резиденты. Цель понятна — привлечь внимание к таким проблемам.

КОСМОС

Много зависит от смелости и открытости горожан. В действительности немало хороших инициатив можно воплотить и с небольшими ресурсами — было бы желание. Теперь жители Мариуполя могут обсуждать идеи художников, определять, что им хочется воплотить. Кстати, недавно заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань говорил журналистам о планах сделать Мариуполь аналогом Западного Берлина, образцом реформ и развития на границе с оккупированными территориями. Напоминает  красивые изречения, а реформы и развитие нужные во всех областях страны, но потенциал создавать что-то своеобразное и крутое у Мариуполя есть. Хотя, говорит Диана Берг, пока нет мощной стратегии развития города.

«Здесь есть много классных запущенных помещений, которые, как в том же Берлине или где угодно, можно использовать в качестве креативных пространств. Это те же индустриальные цеха, помещения заводов. Вот «ИЗОЛЯЦИЯ» в Донецке располагалась на территории бывшего завода изоляционных материалов, в настоящее время в Киеве это судоремонтный завод. Единственное — хочется сделать нормальную дорогу, а не так, чтобы 20 часов добираться, — рассуждает Диана. — Если заниматься этим всесторонне, потенциал у Мариуполя, безусловно, есть. Море, индустриальный пейзаж — здесь есть чем заняться урбанистам и художникам, можно устраивать рейвы. Думаю, это был бы классный путь. Знаю, что в настоящее время городское управление развития туризма и промоции как-то ориентируется на наш туристический потенциал, там занимаются созданием туристических маршрутов. Единственное, хочется, чтобы это была инициатива не только горсовета и его партнеров, а, чтобы были включены все институции, в частности андеграундные культурные пространства».

Фотограф Наталья Дяченко, которая снимала приключения резидентов, в Мариуполе уже, по меньшей мере, в четвертый раз, раньше приезжала сюда с другими художественными инициативами. «Для меня Мариуполь — абсолютно космический город. Когда я сюда попадаю, он не имеет для меня какого-то локального значения, принадлежности к любой стране, он не ассоциируется у меня ни с Украиной, ни с Россией, ни с постсоветским пространством, ни с Америкой или Австралией и тому подобное. Он очень изолирован, здесь совмещается несовместимое, например, промзона и природа. Здесь леса и реки плавно переходят в огромные заводы, и наблюдать это странно. Это будто постапокалипсические, потусторонние картины, — говорит — У меня сложилось такое впечатление, что Мариуполь никогда не станет для меня понятным, будто ты прилетел на Марс и постоянно находишься в суперудивленном состоянии, пытаешься просто смотреть и визуально впитывать эту информацию, чтобы потом ее проанализировать».  

Кстати, относительно космоса. На панно «Покорители космоса» Виктора Арнаутова, который располагается на мариупольском Доме связи, акцент в композиции делается не только на ракетах и тех, кто их создает, но и на солнце. Поэтому солнце в этом городе есть всегда, и это только один из многих поводов сюда приехать.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День», Киев — Мариуполь — Киев. Фото Натальи ДЯЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ