Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мастер «внутреннего объема»

Наталья БАЛАБАНОВА: Если профессионал может конструктивно проявить свою позицию, то это просто стоит уважения
2 декабря, 2010 - 19:23
КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УКРАИНСКИХ МАСТЕРОВ ПОКОРЯЕТ МИР И ЕВРОПЕЙСКУЮ ПРЕССУ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» ШОУ «ПУЛЬС» ДЕБЮТИРОВАЛО В ПАРИЖЕ, А НЕДАВНО ЕГО ПОКАЗАЛИ В КИЕВЕ В РАМКАХ ПРАЗДНОВАНИЯ 10-ЛЕТИЯ УКРАИНСКОЙ СЕКЦИИ INTERCОIFFURE ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО НАТАЛИЕЙ БАЛАБАНОВОЙ ТРЕНД-КОЛЛЕКЦИЯ НАТАЛИИ БАЛАБАНОВОЙ 2011 ГОДА ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День» НАТАЛЬЯ БАЛАБАНОВА: «МЫ НЕ РАБОТАЕМ С МАНЕКЕНАМИ, МЫ РАБОТАЕМ С ЛИЧНОСТЯМИ» ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / &laq

Говорят, в советские времена все у всех было одинаковым: пальто, обувь и даже прически. Кажется, такая уравниловка не должна была бы способствовать креативному развитию, в частности, украинских парикмахеров. Но когда Украина стала независимой, оказалось, что наши парикмахеры — одни из лучших в мире.

Благодаря таланту и профессионализму тех, кто создавал украинскую секцию объединения элитных парикмахеров Intercoiffurre Mondial и тем, кто сегодня продолжает их дело, за всего-навсего одно десятилетие украинские парикмахеры серьезно заявили о себе на международном уровне. Поэтому они вовсе не льстят ни себе, ни всем нам, утверждая, что украинский национальный продукт влияет на развитие международной моды.

Это утверждение, конечно, может озадачить тех, кто привык только нарекать, но факт остается фактом: украинцы влияют на мировую моду, не только она на нас. Впрочем, привилегию и право диктовать что-то миру (то ли моду, то ли политику) получить не так просто. Сначала нужны титанические инвестиции — творческие, профессиональные... Но тех, кто готов двигаться вперед, мир, скорее всего, не разочарует.

Успехи украинской секции Intercoiffure Mondial (а их немало) — это в большей степени заслуга Натальи Балабановой, вице-президента секции, фешн-координатора региона Восточной Европы, обладательницы титулов с поэтическими названиями «Рыцарь Ордена Шевалье», «Творец моды», «Личность года». По случаю 10-летия украинской секции Intercoiffure Mondial, а также в силу характерного журналистского интереса к талантливым личностям «День» пообщался с Натальей БАЛАБАНОВОЙ.

— Я выросла в Харьковской области. Помню, как мои сверстницы охотились за модными вещами, импортированными из Венгрии, Чехословакии, а потом на парадах все выглядели одинаково. Лично я никогда на это не покупалась. У меня было собственное представление о том, как я хочу выглядеть. Поэтому сама создавала образы, а воплощали их специалисты из ателье мод (ведь тогда даже понятия дизайнера у нас не существовало). Стремление выглядеть индивидуально было мне присуще. Когда приехала в Киев, мне было 25 лет. Моим учителем стал Вячеслав Дюденко. Это человек, который знаменует для меня опыт и профессиональный рост. На то время — а речь идет о начале 1990-х — Вячеслав уже издавал специальные буклеты с технологиями причесок разнообразных стилей. Это позволило мне как специалисту участвовать во всевозможных программах и создании фотоколлекций, которые продвигали в украинское общество модное мышление.

— Какова была первая реакция общества?

— Дело в том, что мы не ждали восторженной реакции. Но в салоне Вячеслава Дюденко обслуживались известные, авторитетные люди, которые занимавшие активную позицию в обществе. Они доверяли стилистам-парикмахерам, и то, что им предлагали, становились своеобразными ориентиром для окружающих.

Работа в команде позволила мне осознать правильное направление профессионального движения: помимо того, что надо каждый день делать хорошие прически, необходимо также расширять рамки своих интеллектуальных возможностей. Уже тогда инициировались мастер-классы, на которые съезжались парикмахеры со всей Украины. Мы создавали не просто модные прически, но и стили, направления. И когда в 1994-м году мы поехали в Ригу, уже было что показать, ведь уже была своя база, мы развивались согласно своим собственным представлениям. Чуть позже, после открытия салона «Линия стиля», я начала создавать шоу-показы и фотоколлекции. И потому к 2000 году (когда и была основана украинская секция Intercoiffure) мы подошли уже созревшими специалистами. И именно по разработкам, которые у нас на тот момент уже были, нас и пригласили в объединение элитных парикмахеров Intercoiffure. Не стоит думать, что в 2000 году мы были «малышами», которым только открылся мир. Да, мы все учимся, мы постоянно находимся в движении, но к 2000 году мы, безусловно, пришли личностями. За десять лет украинская команда дважды создавала шоу на Mondial Performance в Париже, а мне приходилось трижды участвовать в создании megatrends от стран Восточной Европы.

— Члены Intercoiffure каждый год собираются в Париже, чтобы определить тенденции на год. Знаете, это чем-то напоминает масонскую ложу... Как это происходит? Каков процесс создания тенденций?

— Во-первых, проводится семинар, который определяет, что происходит в мире кино, музыки, искусства, моды, как развивается пространство мира, которому мы должны предложить соответствующую его стремлениям прическу. Эта информация носит закрытый характер, ее по всему миру собирают агентства-разведчики, а потом продают крупным модным корпорациям, каждая из которых эти направления развивает по-своему. Когда тенденции уже названы, каждый стилист должен представить собственное видение того или иного направления в виде конкретной прически. Приходит модель, стилист оценивает ее по категории «личность, индивидуальность» и реализовывает одну из тенденций, помня о том, что каждому лицу нужна своя геометрия, а не просто модная прическа.

— То есть это не просто модель, это личность?

— Естественно, мы не работаем с манекенами, мы работаем с личностями. Когда вы смотрите на фотографию, вы же не оцениваете только прическу, а пытаетесь понять, каков этот человек и идет ли ему его образ. Если его образ вам близок, вы можете примерить эту прическу себе. Это как влюбленность: ты не думаешь, какие у него глаза, как он говорит, — он тебе просто нравится. Это интуитивное притяжение. Так же и в прическах. Из тысячи вариантов человек выбирает ту, которая ему соответствует. Вот для чего все эти собрания, умозаключения и красивые слова — для того, чтобы вы нашли свою индивидуальность.

— С одной стороны — индивидуальность клиента, с другой — индивидуальность мастера. Важно ли для парикмахера быть человеком широких взглядов? В конце концов, это не первооснова его профессии...

— Это важно и для парикмахера, и для каждого человека. Но для парикмахера — особенно, ведь он должен за пять минут определить статус, настроение, равновесие человека, структуру его волос, овал лица и, как скульптор, за час выполнить ту работу, которую скульптор выполняет иногда годами. Создать, как говорил Роден, «внутренний объем». На самом деле это интересная профессия, которая обязывает парикмахера быть и психологом, и дипломатом, и художником, владеть основами этики и эстетики, уметь поддержать любой разговор, если клиент хочет поделиться наболевшим.

— Приходилось слышать от вас фразу о том, что члены «Intercoiffure Украина» — патриоты. Парикмахер-патриот — он какой? В чем проявляется его патриотизм?

— В 2001 году у меня был выбор: вложить достаточно крупную суму денег в то, чтобы достойно представить Украину на первом для украинской секции Intercoiffure шоу «Intercoiffure Mondial» — либо купить однокомнатную квартиру, машину или устроить себе еще какое-нибудь благо. Но для меня было важно представить миру наше видение моды, показать, что украинский парикмахер есть, что его уровень не ниже, чем в других состоявшихся экономически странах. Вот что важно. Именно это я и называю патриотизмом. Мы не били себя в грудь, мы просто сделали то, что считали нужным. Если профессионал может конструктивно проявить свою позицию, то, наверное, это достойно уважения.

— Вы не просто мастер, стилист, человек искусства, вы пытаетесь делать бизнес в нашей стране. Президент ветировал новый Налоговый кодекс, но все же: как вы оцениваете эту ситуацию?

— По-моему, такое крохоборство со стороны состоятельных людей выглядит крайне странно. Они пытаются обобрать и без того обобранный средний класс. Тогда как во всем мире его, наоборот, поддерживают, ведь именно средний класс «держит» всю экономику страны.

Я тоже создала свой бизнес, взяв этим на себя определенную ответственность. Каждый день мне приходится беспокоиться о том, что будет завтра. Но, тем не менее, свой бизнес я не закрою, это невозможно.

— Кроме прочего, в Intercoiffure вы являетесь арт-координатором региона Восточной Европы. Можно ли сказать, что у этого региона, и в частности у Украины, есть свое, уникальное лицо в плане стиля?

— Румыния, Венгрия, Россия, Украина, Польша, Македония, Болгария — эти страны были объединены в один регион по географическому принципу. Но, конечно, у каждого из нас — свой путь развития, своя творческая мысль, свой способ реализации, темперамент, мелодичность в прическах. Иногда обсуждение тех или иных вопросов проходит достаточно активно. Признаюсь, бывает очень нелегко. Ведь у каждой страны — своя культура, представление о моде, свои президенты и арт-директора, у которых, соответственно, есть их личное мнение.

— Понимает ли молодое поколение парикмахеров важность индивидуального подхода, а не ориентирования исключительно на тренды?

— По крайней мере, их этому учат. Но когда человек покидает учебное заведение, иногда он начинает гнаться за иностранными технологиями и забывает о важности классических методов. Ему хочется как можно быстрее испробовать какую-то модную прическу, которая, скорее всего, идет далеко не всем. Он стремится отработать техничность и какие-то смелые решения, контрасты. Но от специалиста всегда требуется трезвый взгляд, свою технику необходимо использовать грамотно. Пусть это смелая работа, но она должна быть технически безупречной и всегда индивидуальной по отношению к клиенту.

— Недавно с одним из дизайнеров мы говорили о том, что у нас в обществе несправедливо сложилось несколько пренебрежительное отношение к моде как к «гламурчику». Но мода — я имею в виду одежду — может влиять на человека на энергетическом уровне, уравновешивать его или, наоборот, разбалансировать. А прическа?

— С прической то же самое. Я вообще не разделяю моду на прически, одежду, обувь и т.д. Я не работаю конкретно с головой, с ушами, глазами и носом. Поэтому и говорю, что парикмахер — это такая особенная профессия, которая предполагает целую систему знаний о человеке. Если парикмахер необразован, он не сможет определить, какая прическа нужна клиенту, и донести свое понимание до клиента.

— То есть тут важен психологический момент: сам парикмахер должен брать на себя ответственность за выбор прически...

— Да, и только парикмахер. Он должен тонко почувствовать, готов человек на перемены или не готов. Это очень тонкая и глубокая человеческая психология, которая завязана именно на волосах. Волосы — это антенны во внешний мир, а парикмахер — это человек, который соприкасается, можно сказать, с определенным таинством. Кстати, природа волос до конца еще не изучена. Если у человека плохое настроение, волосы могут лечь не так идеально, как вчера, когда жизнь казалась ему прекрасной. В то же время волосы — это своеобразное досье, они записывают всю информацию о нас, все, что происходит в нашей жизни. Парикмахеру приходится соприкасаться со счастьем и несчастьем, радостью и печалью...

И в одно прекрасное утро обязательно захочется изменить Все. Часто кардинально изменить цвет волос или коротко подстричься, подразумевая полное обновление в своей жизни. И тогда нам важно оценить, насколько сильно намерение этих перемен, оправдаются ли надежды. Слегка намекаю: а может, лучше обновить гардероб? Что-нибудь яркое из бутика...

СПРАВКА «Дня»

В апреле 2000 года украинские парикмахеры первыми среди своих коллег из стран СНГ стали участниками Intercoiffure Mondial — организации, которая выступает за повышение уровня и утверждение престижа парикмахерского искусства, определяет тенденции развития причесок и объединяет лучших парикмахеров всего мира. Объединение элитных парикмахеров было основано 85 лет назад. По словам нынешнего президента Intercoiffure Mondial Клауса Петера Окса, главная идея основателей этой организации заключалась в развитии моды и искусства во всем мире. Сегодня членство в Intercoiffure Mondial имеют 60 тысяч парикмахеров из 55 стран мира. Украинские мастера уже дважды успешно представляли свои шоу-программы на событии Mondial Performance, которое ежегодно проходит в Париже. Кроме того, четыре наших парикмахера входят в состав так называемой Artistic Pool — высшей лиги, объединяющей креативных мастеров, готовых в любой момент собраться в любой точке земного шара и создать модную коллекцию.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ