Сотрудник Института математики НАН Украины Ирина Егорченко на днях опубликовала сообщение, как одна школа готовится к проведению Года математики: конкурсы, викторины, рисунки, брейн-ринги, олимпиады, логические игры, квесты — всего около 40 различных мероприятий в течение года. Напомним, что официально нынешний учебный год посвящен именно математике. Ответственное за его организацию — Министерство образования и науки. Однако, судя по плану школы, все ложится на плечи учителей, для которых это дополнительная и неоплачиваемая нагрузка.
Хотя замысел Года математики был не столько в засилье специальных тематических мероприятий в школах, сколько в привлечении внимания к точной науке в целом и создании на уровне государства ресурсов и платформ, которые дадут детям возможность изучать предмет интересно и неординарно.
СТРАННЫЙ ОТЧЕТ МИНОБРАЗОВАНИЯ
Сначала о необходимости проведения Года математики заявлял экс-министр образования и науки Анна Новосад — после ошеломляющих результатов международного исследования PISA, которое показало низкий уровень математических компетенций у наших школьников. Впоследствии в Офисе Президента был официально подписан указ о проведении математического года. В президентском указе, который разместило у себя и МОН, говорилось о новых улучшенных учебниках и пособиях по математике с использованием ресурсов PISA, о создании электронных учебных ресурсов для развития математических компетенций, о разработке индивидуальных программ для учащихся, нуждающихся в дополнительной поддержке в освоении предмета, о ВНО по математике как обязательном, а еще конкурсах, олимпиадах и школьных соревнованиях, расширении сети математических кружков и создании образовательных площадок для изучения математики на базе публичных библиотек.
Что именно внедряет Минобразования в рамках года математики с главой Сергеем Шкарлетом — на сайте ведомства нет никаких публикаций. Полученный ответ на запрос «Дня» несколько озадачил, ведь в тематических мероприятий пресс-служба причислила много вещей, которые этого не касаются. К примеру, открытие «Музея науки» на ВДНХ. Да, МОН привлекалось к этому как партнер, однако к Году математики это не имеет отношения, так как замысел создать такое интерактивное пространство в Малой академий наук, как одной из организаторов, возник еще пять лет назад.
Или увеличение часов математики по базовым государственным стандартом среднего образования, которое тоже трудно отнести к именному году, поскольку работа над нормативной базой длилась неодин год, просто стандарт утвердили относительно недавно, что совпало с Годом математики.
Также в ответе упомянута выдача новых учебников по математике для 3 и 7 классов, закупка STEM-оборудования для учебных лабораторий за бюджетные средства 2019 и 2020 годов и выделение шести миллионов гривен «Украинскому институту развития образования» на разработку математического онлайн-ресурса для учеников и учителей. Это только план на будущее. Из сделанного — МОН отчитывается также о летней математической школе, проведенной в режиме онлайн с 20 по 24 июля именно в рамках Года математики.
«В ОБЩЕСТВЕ ЕСТЬ ЗАПРОС НА ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ»
Собственно, проводила мероприятие Малая академия наук. Какая же роль образовательного ведомства в решении проблемы, что школьники не знают математики, им не хватает мотивации, а учителям — ресурсов и поддержки? Где советы или рекомендации, что может делать школа сейчас, чтобы математика осталась в приоритете на годы? Вопросы без ответов. Вместе с тем, разговор с доктором физико-математических наук, заведующей лабораторией прикладной математики НЦ МАНУ, старшим научным сотрудником ИПММС НАН Украины Екатериной ТЕРЛЕЦКОЙ, доказал — при желании детей можно «затянуть» в математический мир и объяснить, что знать предмет — потребность современного мира.
— Я не представляю МОН, а являюсь частью команды Национального центра Малой академии наук, но отмечу, что мы активно участвовали в формировании планов мероприятий года математики. Этот план был введен МОН, и мы вместе с Анной Новосад формировали эту программу. Она собирала математиков, ученых, общалась с методистами, процесс кипел. Тот план, который утвердил Кабмин летом, учел очень много предложений, которые были сформированы МАН, ведущими учителями, учеными, Институтом математики, то есть очень много людей принимало в этом участие, предполагалось немало разноплановых мероприятий. Речь шла о создании дополнительного учебного курса по математической логике, о курсах повышения квалификации учителей математики, был большой запрос на летние лагеря для учителей. Должно быть пять или шесть лагерей для подготовки учителей к году математики, чтобы дать им летом инструмент, с которым бы они могли прийти 1 сентября в школы. Планировались лагеря для школьников, проведение математических квестов и конкурсов на достаточно высоком уровне.
Первая проблема, которая возникла, — пандемия, к сожалению, все лагеря были отменены. Мы все же провели курсы «Математическое лето». Однако вынуждены были пойти в онлайн, это пять недель лекций, тестов, курсы проводились для всех желающих. Цель — заинтересовать всех математикой. Мы хотели рассказать самое интересное. У нас было более двух тысяч регистраций из разных уголков Украины. Эти лекции затем пересматривались в записи, каждая лекция набирала даже от нескольких тысяч просмотров. Представьте, 350 участников летом делали домашку. Это имело успех на самом деле довольно неожиданный. То есть у общества есть чрезвычайный запрос на изучение математики. Мне писали дети и учителя, таких задач они никогда не видели.
ЗАДАЧИ ДЛЯ ЖИЗНИ
— О каких задачах говорится, вероятно, не из школьного учебника?
— Да, цель была — просто заинтересовать, показать, что математика — не сухая, в ней есть элементы развлечения, и решение таких задач может приносить удовольствие. К примеру, была лекция «Математика и любовь», о том, как выбирать себе партнера, предлагалась задача о разборчивой невесте. Как выбрать себе лучшего жениха — на самом деле это серьезная математическая задача, задача «оптимальной остановки», она имеет математическое основание: если мы имеем претендента и есть план посмотреть 10 претендентов, можем точно сказать, какой лучше, какой хуже, но если ему отказано, то он больше не вернется. Какая должна быть стратегия, чтобы выбрать лучшего с большой вероятностью? Ответ, который дает математика, что мы должны пропустить 37% соискателей, а затем взять первого, который будет лучше предыдущих. Вот это математика для жизни.
Также мы изучали и демонстрировали красоту математики как элемент человеческой культуры, то есть связь математики и искусства. Мы искали математику и задачи в произведениях Льюиса Кэрролла. Иногда они кажутся бессмысленными, но на самом деле там невероятное количество математических задач. Мы смотрели на картины Мариуца Эшера, который был троечником, не любил математику, но его картины висят на фоне выдающихся математиков ХХ века. Не будучи математиком, он рисовал серьезные математические вещи. Кстати, он их воплощал в искусстве.
Неожиданный успех вдохновил нас на продолжение. К сожалению, мы до сих пор живем в условиях неопределенности, поэтому запускаем что-то онлайн, что-то в офлайн-режиме. Национальный центр начал новый онлайн-проект — «Математика как инструмент мышления», автором этого курса является Тарас Тимошкевич, кандидат физико-математических наук, который воспитал очень много призеров олимпиад. Здесь цель несколько иная — не заинтересовать, а все же научить.
В проекте также будут лекции, решение задач. Первая лекция — о методе «узких мест», то есть когда на математических задачах отрабатываются какие-то принципы, которые можно применять в жизненных ситуациях. К примеру, смотришь на проблему и есть много вариантов ее решения, которые можно перебирать. Но на самом деле можно сузить это количество до нескольких случаев, которые можно просмотреть и очень быстро решить задачу. Это формально — логика. И она была прописана в плане математики. Все, что дается в рамках этого курса, это не школьный материал. Я не понимаю, почему логические задачи не дают в рамках школьного курса, потому что много взрослых эти задачи не решают, так как их просто этому не учили.
Поскольку многие учителя приходит к нам на курсы, мне кажется, существует большой спрос именно на такой продукт. Поэтому наша главная аудитория — это учителя. Поскольку ресурсы ограничены, то наиболее эффективно их использовать к учителям, чтобы они потом учили детей. Будем проводить для них мастер-классы от профессиональных и известных ученых, и это будет формат диалогов, когда будут спрашивать, что интересного удалось на уроке, какие инструменты и фишки могут предложить другим учителям. Потому что математика — это творчество, которое требует определенных знаний.
И, конечно, должна быть популяризация математики, надо раскручивать учителей и показывать обществу выдающихся математиков. У нас очень сильная школа Марины Вязовской, которая решает задачи и получает международное признание, Елена Ванеева также на международном уровне представляет математическую Украину. Математика — это круто, но это все надо показать. Мне кажется, что это как раз функция МОН.
«ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ТОТ, КТО НАУЧИТ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЗАДАЧ»
— Как показывает ваш опыт, интерес есть от учителей, от родителей и детей, то есть не надо ждать указаний сверху, можно брать что-то и делать уже. Что школы могли бы делать сами прямо сейчас и оставить эти инициативы на постоянной основе?
— Очень много есть интересных вещей, в открытом доступе можно много чего найти. Но это время и ресурс, которого нет у учителя. Можно участвовать в открытых мероприятий МАН, в открытых проектах, например научно-популярном лектории «Настоящая наука». Он касается в основном Киева, планируется, что в школы будут приходить ученые и проводить лекции. Есть же интересные лекции, которые читают ученые Института математики, они связаны с религией, теорией игр, есть интересный лектор Алексей Игнатенко, который объясняет через теорию игр такой феномен, как доверие. Когда люди друг другу не доверяют, общество не развивается, и это легко доказать на примерах.
Мне кажется, существует необходимость сочетания научных, школьных учителей и запроса от детей. Если все это связать, это и будет идеей и синергией.
— Что мотивирует детей работать с математикой — учиться, познавать, творить, общее впечатление такое, что этим интересуются единицы?
— Есть дети, которым сразу все дается легко, это естественно. На самом деле математика — это определенный наркотик, просто вопрос, умеете ли вы от этого получить удовольствие интеллектуальное. Если учитель научит ребенка получать удовольствие и покажет, что решение математической задачи — это как научное исследование, как «Эврика», если поможет, пройдет с ребенком несколько раз этот этап, а это терпение, тогда будет интерес. У каждого ребенка это должно выйти, вопрос — сколько раз мы его к этому будем подводить. Если получится, то появится мотивация.
Хороший учитель тот, кто научит получать от решения задачи удовольствие, ребенок будет дальше сам двигаться по этим ступенькам. Если учитель не любит предмет, он будет ребенка натаскивать шаблонами, стандартными задачами, а ребенку это не подходит. Так он закрывается и ненавидит предмет. Все должны понимать — это нелегко, это сложно. Мне, например, было тоже непросто, речь шла о серьезных занятиях и часах тренировок, но в конце концов ты научился получать удовольствие, после чего тебя уже не остановить. Вопрос в том — готовы ли учителя? А ученые настроены спуститься до школ? Ведь если дети сейчас не пойдут в науку, если такого круговорота не будет, то и науки не будет.