Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Майдана-2 не будет

Юрий РУБАН: «Уличные акции в Украине превратились в спланированные технологии»
26 марта, 1996 - 19:11
ВЧЕРА ОКОЛО 2 ТЫС. МАРШРУТОК, ВОДИТЕЛИ КОТОРЫХ БАСТОВАЛИ ПРОТИВ ПОЛИТИКИ КИЕВСКИХ ВЛАСТЕЙ, ЗАБЛОКИРОВАЛИ ЦЕНТРАЛЬНУЮ ЧАСТЬ СТОЛИЦЫ. А В ЭТО ВРЕМЯ МЭРИЮ КИЕВА ПИКЕТИРОВАЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ТРАНСПОРТНОЙ, РИТУАЛЬНОЙ СФЕР, А ТАКЖЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ ТОРГОВЫХ КИОСКОВ, ПАЛАТОК, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРОФСОЮЗА МЕДИКОВ С ТРЕБОВАНИЕМ ОТСТАВКИ ЛЕОНИДА ЧЕРНОВЕЦКОГО С ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ КИЕВСКОЙ ГОРАДМИНИСТРАЦИИ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Вчера оппозиционеры из Партии регионов, как и обещали, провели в столице и ряде крупных городов страны акции протеста против «хромой» антикризисной политики правительства Юлии Тимошенко. С одной стороны, разумеется, на то она и оппозиция, чтобы власть не дремала, и с этой точки зрения соратники экс-премьера Януковича имеют полное право организовывать разного рода акции, митинги, протесты, манифестации. Однако, с другой стороны, оппозиционеры, несмотря на публичное обещание Виктора Федоровича, озвученное еще 19 февраля, и по сегодняшний день так и не обнародовали альтернативную концепцию выведения страны из кризисного пике. Кроме того, кому, как не дважды бывшему руководителю Кабинета Министров — господину Януковичу знать, что ста дней для преодоления столь «многогранного» кризиса не просто мало — катастрофически недостаточно.

Тем не менее, оппозиционеры не намерены ограничиваться серией уличных акций протеста: в грядущий вторник Партия регионов может заблокировать парламент и удерживать блокаду до тех пор, пока власть не заявит о своей отставке. Такие планы «сине-белых» озвучил заместитель председателя ПР Борис Колесников.

«События будут развиваться следующим образом: 27 марта мы проводим общенациональный митинг «Кризис — стоп!». Если в понедельник, 30 марта, нам не предоставят на согласительный совет ВР антикризисный план, а во вторник не защитят его вместе с изменениями в бюджет, то Верховная Рада будет заблокирована, пока власть не уйдет в отставку», — отметил в частности Борис Викторович.

Началась эта «наступательная» история, напомним, 11 декабря прошлого года, когда удрученный созданием новой коалиции Виктор Янукович объявил «збанкрутілій помаранчевій владі» ультиматум: «В случае, если власть за сто дней не наведет порядок в стране, мы поднимем всю страну. Это последняя оранжевая зима!».

Тогда же лидер ПР отметил, что «так называемое большинство в парламенте» не хочет рассматривать антикризисную программу, предложенную Партией регионов. «Это означает, что нас хотят исключить из процесса», — обиженно заключил лидер «сине-белых». Отметим, что антикризисной программы «регионалов» по сей день никто не видел. 19 февраля Виктор Янукович пообещал журналистам «в ближайшие дни» оформить и обнародовать оппозиционные антикризисные рецепты, однако обещание осталось невыполненным.

«Я знаю, что сегодня правительство и премьера беспощадно критикуют, но я хочу, чтобы вы верили, что в этих тяжелых условиях, с этим всем критиканством и безответственностью наших оппонентов, мы все равно уверенно держим страну в состоянии финансовых балансов», — заявила на днях Юлия Тимошенко. Комментируя уличные акции протестов, инициированные Партией регионов, хозяйка Кабмина отметила: «Я хочу полностью опровергнуть все эти безосновательные вопли оппозиции, что антикризисной программы не существует. Она существует, она идентична антикризисным программам в других государствах. И мы ее выполняем, хотя это и тяжело дается».

Политологи, между тем, убеждены: сегодня в Украине нет политической силы, которая бы могла организовать мощные акции протеста. «Партии, которая может массово вывести народ на улицу, устроить серьезный протест, нет. В условиях кризиса люди не выйдут на улицу с акциями протеста, поскольку будут бояться потерять работу. Они прежде всего думают о том, как прокормить свои семьи. Так что никакой революции не будет. Революции происходят тогда, когда в целом неплохо, но могло бы быть лучше», — говорит директор Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.

Руководитель Школы политической аналитики НаУКМА Алексей Гарань соглашается с коллегой: «Социальный протест возможен, он может быть и неконтролированным, если будет ухудшаться экономическая ситуация. Но перерастет ли это в политическую революцию? Я не уверен. Когда яблоко падает, должен быть кто-то, кто подставит руки и схватит его. У нас этой политической силы, которая может пойти на протестном электорате, нет».

В свою очередь, председатель правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко уверен: чтобы произошла революция или политический бунт, необходим лидер, который будет призывать к насильственной смене власти. «У меня есть большое сомнение, что «регионалы» в состоянии это сделать. Они реалисты и понимают, что если собрать большую толпу, она — не дай Бог, конечно, но может быть агрессивной. А у них ведь свои дома в центре Киева, свои авто, свои бутики. Кто же захочет рисковать своей собственностью?» — заключает эксперт.

Больше трети украинцев готовы принять участие в акциях протеста. Такие данные социологического опроса обнародовал на днях директор Национального института стратегических исследований Юрий Рубан. О том, к чему может привести совпадение желания оппозиции выводить людей на улицу с протестным настроением наших соотечественников, «День» говорит с господином Рубаном.

— Юрий Григорьевич, сегодня с подачи Партии регионов в столице и ряде крупных городов нашей страны стартуют акции протеста против политики правительства Юлии Тимошенко. Как вы считаете, насколько, во-первых, оправдано, актуально ныне проведение митингов, а во-вторых, могут ли повлиять уличные акции на антикризисную тактику Кабмина с учетом того, что госпожа Тимошенко уже назвала их оплаченными?

— Позволю себе сделать следующее предположение: несмотря на то, что треть украинцев выражают готовность принять участие в разного рода уличных протестах, это вовсе не означает, что в пятницу все эти люди принимали участие в мероприятиях, инициированных Партией регионов. Тут все намного сложнее. Готовность — не значит непосредственное участие. Более того, знаете, складывается устойчивое впечатление, что подобные акции в Украине превратились в налаженные технологии и количество их участников зависит не столько от благополучия и настроения людей, сколько от экономических возможностей организаторов. Тем не менее, очевидным фактом является следующее: согласно нашим исследованиям, половина граждан Украины почувствовали на себе задержки зарплат, пенсий и прочих бюджетных выплат. И это мы говорим о первом квартале текущего года, а на первый квартал традиционно приходится всего до 20% всех бюджетных выплат. Другими словами, настоящая нагрузка на бюджет начнется во втором квартале.

— Словом, пока наши соотечественники не почувствуют мощный удар по собственным кошелькам, даже несмотря на экономические возможности политических сил, инициирующих уличные протесты, ничего массового и действенного в Украине не произойдет? А потом, во втором полугодии, чего стоит ожидать?

— На самом деле кризис уже ударил по семейным бюджетам украинцев, однако все же остается некий запас, если хотите — накопления надежд и ожиданий. Пока что правительству (не буду, правда, говорить о механизмах) в принципе удавалось производить бюджетные выплаты. Но я утверждаю, что если с бюджетными выплатами возникнут проблемы, это создаст абсолютно реальный потенциал не эдакого протеста на кухне (его и так достаточно) — а потенциал готовности людей выйти на улицу. Проще говоря, наименьший сбой бюджетных выплат будет означать, что без средств существования останутся миллионы людей, которые вряд ли будут сидеть сложа руки.

— Мы сегодня наблюдаем за уличными акциями и в ряде европейских стран. Там и слезоточивый газ, и стычки протестующих с полицией. У нас, даже если люди выйдут на улицы, будет все спокойно или все-таки есть риск?..

— Интересный вопрос. Спасибо. Подтекст его читается ясно. Знаете, один француз сказал, что революции на самом деле делают не голодные люди, а сытые, которых вовремя не накормили.

С кризиса конца 1980-х украинцы не опускают руки и традиционно ищут выход, новые способы для заработков. Украинцы как нация заряжены на поиск, скажем так, индивидуального выживания. Нельзя сказать однозначно, плохо это или хорошо. Но мне, например, эта черта нравится. На мой взгляд, наш индивидуализм приближает нас к европейцам.

Если же говорить о вероятности уличных беспорядков в Украине, стоит отметить следующее. У нас есть опыт оранжевой революции, когда огромный по масштабам общественный протест прошел мирно, безо всякого насилия. Это очень важно! Вспомните, миллионы людей стояли на улицах, и ни одна витрина не была разбита. Я не думаю, что украинцы склонны к агрессивным акциям протеста, поэтому не более чем технологией представляются заявления некоторых наших радикальных добродетелей с усами о том, что в определенный день народные акции сметут всех. Лично я к подобного рода заявлениям отношусь весьма скептически. Однако есть еще один, на мой взгляд, весьма важный момент — ответственность политического класса. Ведь на самом деле выход из экономического кризиса, в чем я глубоко убежден, состоит не в потрясениях и революциях (с экономической точки зрения потрясения очень дорого обходятся, их потом много лет откашливают), а в экономических реформах. Очень важно, чтобы политический класс продемонстрировал, если хотите, минимальное проявление самосохранения. А если говорить высоким стилем — то минимальное проявление ответственности и патриотизма. Мне кажется, и в Верховной Раде, и в правительстве, и на Банковой есть люди, готовые к консолидации ради реформ, позволяющих вывести Украину из кризисного пике. В таком случае шансы выйти из тупика серьезно возрастают.

— Это крайне важная, однако, наверное (увы), не близкая перспектива. Тем не менее, вчера уже стартовали массовые акции протеста, организованные Партией регионов. На ваш взгляд, имеет ли право на проведение таких акций оппозиция, которая не предложила (несмотря на публичное обещание Виктора Януковича) альтернативной антикризисной программы?

— Любая оппозиция, конечно же, пытается выиграть на неудовольствии электората и, как говорят россияне, заклеймить позором власть. Я бы сказал, что это в принципе нормальное поведение оппозиции. В том, что сторонники оппозиции выходят на уличные акции протеста, тоже нет ничего страшного, ведь мы — демократическое государство и, слава Богу, у нас не разгоняют мирные демонстрации. Однако проблема в том, что корни нынешнего кризиса закладывались еще в 2004 году, и нынешняя оппозиция имеет к этому прямое и непосредственное отношение. Именно в конце 2004-го были нарушены балансы, грубо говоря, между экономическим ростом и ростом благосостояния людей, выстроенные в период 1999—2002 гг. Давайте говорить откровенно: именно нынешняя оппозиция в ходе последних президентских выборов развязала гонку: а кто же больше наобещает обществу? Тогдашнее правительство Виктора Федоровича Януковича стало на этот скользкий путь и повело за собой украинскую экономику. Так что сейчас оппозиция открывает людям глаза на промахи нынешнего Кабмина (а промахи действительно есть, и проблема правительства состоит в том, что оно не имеет политической воли, чтобы сойти со скользкой тропы популизма) и молчит о том, что старт был задан ими же.

И, кстати говоря, когда теперешняя оппозиция была у власти в 2006-м, они продолжали эту неадекватную экономической ситуации популистскую политику. Но мне кажется, мы сегодня вплотную подошли к черте, когда невозможно продолжать бесконечную борьбу всех против всех. К слову, сегодня уже есть признаки «потепления», ведь имеем же мы пример совместной работы над Меморандумом с МВФ. Тяжело, с муками, но, тем не менее, идет работа по внесению изменений в бюджет и т.д. Также есть общая позиция Президента и премьер-министра при обсуждении вопроса модернизации украинской ГТС. Видите, постепенно мы все-таки приходим к осознанию того, что две внешние политики одного государства — многовато будет. Да, мы учимся на собственных ошибках, а не на чужих, и действительно тяжело усваиваем уроки. Тем не менее, мне кажется, что повод для оптимизма есть. Надеюсь, наш политический класс сможет достичь хотя бы минимального согласия. А вы, кстати, совершенно справедливо говорите о том, что оппозиция не предлагает четкого, внятного, развернутого плана действий по выходу из экономического кризиса. Премьер Тимошенко говорит, дескать, дайте мне всю власть — и все будет хорошо. По аналогичному принципу, к огромному сожалению, действуют и оппозиционеры, заявляя, мол, дайте всю власть премьер-министру Януковичу — и страна в миг заживет счастливо и благополучно. Для политических фанатов этих политиков, очевидно, это неплохие тезисы, но для многих украинцев, для бизнесменов, для представителей промышленности такие сигналы не являются убедительными. Массовые акции протеста также не дают внятных ответов. Акции протеста — это стимул, чтобы власть начала что-то думать и предпринимать. С этой точки зрения акции оправданы: пусть правительство зашевелится, увидев неудовольствие людей.

— Несколько выше вы сказали о необходимости консолидации представителей нынешней власти и оппозиции ради выведения страны из кризисного пике. А как вы считаете, какие шансы дает кризис новым политическим игрокам, таким, скажем, как экс-спикер Яценюк, бывший лидер пропрезидентской фракции Кириленко, экс-министр обороны Гриценко и другие?

— Экономический кризис действительно меняет политический ландшафт. И недавние выборы в Тернополе, кстати, — очередное подтверждение этой гипотезы. Правда, не думаю, что эти выборы можно и нужно экстраполировать на всю Украину, но, тем не менее, они о многом говорят. Однако украинское общество достаточно консервативно, так что быть молодым, энергичным, профессиональным, чтобы уже сегодня вступить в равноценное состязание с теми, кто не один год создавал стойкую электоральную базу, — мало. Кстати, у, как вы говорите, новых игроков, часто рейтинги более высокие, чем у нынешней политической топ-тройки. Но симпатии электората у нас в большой степени пересекаются. Скажем, пересекается электорат Партии регионов и коммунистов, БЮТ и «Нашей Украины» и так далее. С этой точки зрения шансы новых лиц в украинской политике ослабляются. Кроме того, уверяю, у них будет чрезвычайно высокая цена электоральной ошибки, ведь у них — дебют в серьезных политических конкурсах. Вы правильно в этом контексте упомянули экс-спикера, бывшего министра обороны и бывшего руководителя «Нашей Украины». Однако давайте откровенно: их же никто по-настоящему еще не рвал. Я хорошо помню парламентские выборы 2002 года, когда по-взрослому рвали Виктора Ющенко. А что происходило на президентских выборах в 2004-м?! Я к чему: к тому, что новых игроков нужно увидеть в качестве бойцов. Ведь одно дело — выступать по пятницам на «Свободе слова» и совершенно другое — бороться, когда против вас миллионными тиражами печатают компроматы, высосанные из пальца, когда вас не пускают ни на один телеканал и когда все телеканалы поливают вас грязью.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

В мире мало политических элит, которые производят столь циничное впечатление, как украинская. Такое мнение на своих страницах высказала на днях венская газета Die Presse, комментируя экономический кризис и политическую ситуацию в Украине.

«Сигнал тревоги звучит все громче из-за драматически ухудшающихся экономических показателей. А политики стоят на земле, которую трясет, и ссорятся, ссорятся — будто их не касаются экономические и социальные неурядицы. В мире мало политических элит, которые производят такое циничное впечатление», — говорится в редакционном материале.

«Политики «оранжевого лагеря», которых с таким восторгом воспринимали на Западе, в конце концов показали себя прежде всего популистами, а не самоотверженными реформаторами, работающими на благо страны», — цитирует «Немецкая волна» венское издание. «В итоге груда обломков, на которых танцуют, ругаясь, Президент Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и лидер оппозиции Виктор Янукович, становится все больше. В довершение все трое хотят сделать хорошее па, поскольку каждый из них жаждет, чтобы его избрали президентом. А депутаты в парламенте дерутся, блокируют трибуну или запускают шарики», — говорится в статье.

По мнению Die Presse, «слово «цирк» слишком невинно для этих печальных парламентских игр».

«Украинский народ видит это все и с отвращением отворачивается. Последние социологические опросы показывают низкую поддержку власти. Возможно, фрустрация вскоре достигнет такого уровня, что даже с этого терпеливого общества станет довольно», — заключает издание.

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ