Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мечтаю, чтобы Львов стал городом №1 в Украине»

Мэр Андрей САДОВЫЙ об архитектурных памятниках, воде, мусоре и конкуренции
12 мая, 2006 - 19:02
НОВЫЙ МЭР ХОЧЕТ СОЗДАТЬ ФОНД РАЗВИТИЯ ГОРОДА, ЧТОБЫ СОХРАНИТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ УКРАИНЫ, НО И ДЛЯ ВСЕГО МИРА АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЛЬВОВА / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Вряд ли какой-либо еще мэр Украины во время инаугурации мог держать в руках такие старинные и ценные вещи — символический ключ от города ХVIII века, положенный на церемониальную подушку, изготовленную в 1827 году специально для возложения краеугольного камня в фундамент львовской ратуши. Печатку магистрата с изображением герба — льва во вратах с тремя башнями и надписью на латинском языке: «SIGILLUM MAGISTRATUS REG. METROPOL. LEOPOL»; цепь главы города (из мастерской Яна Яжина — серебро, эмаль, литье, золочение), которая должна украшать мантию. Ладонь же свою, провозглашая клятву честного служения львовянам, мэр традиционно кладет на Острожскую Библию — первое полное издание на церковнословянском печатника Ивана Федорова, густо украшенную заставками, концовками, инициальными буквами, – всемирно признанную шедевром славянского книгопечатания!

Все это свидетельствует о том, что председательствовать в таком городе весьма почетно. И об этом с пиететом можно было бы долго рассуждать, если бы к присяге избранного мэра приводили в благополучные времена политической и экономической стабильности. Новый мэр Львова Андрей САДОВЫЙ пришел в ратушу через несколько месяцев после того, как мятежный депутатский корпус «сбросил» предыдущего мэра, когда практически наступил цейтнот — не за горами 750-летие Львова, на которое выделены немалые средства. Их нужно немедленно, причем с головой, осваивать, — иначе неиспользованные деньги Киев заберет, и община этого уже не простит. То есть тесто замешивали одни, а каравай печь другому, и вкус его при любых условиях должен быть изысканным…

ЧИНОВНИКИ И ОБЩИНА

— Пан Андрей, какие вы сегодня ставите перед собой неотложные задания?

— У каждого городского главы есть три основных задания — кадры, финансы и безопасность городских жителей. На сегодняшний день мое самое первое задание — структуризировать работу городской власти, городских органов руководства. Уже избраны главы комиссий, секретарь, заместители и члены исполнительного комитета. Теперь, если депутаты поддержат, будет принята новая структура управления, более логичная и понятная львовянам. Она не будет сложной, просто четко и прозрачно определит — кто и за что отвечает, и с кого в конце концов спрашивать. При этом хочу подчеркнуть — я не сторонник того, чтобы иметь много заместителей. Серьезные полномочия у начальников департаментов, то есть они решают политику отраслей. К руководству должны прийти сильные, мудрые, деятельные, талантливые люди. Это должна быть и молодежь, и люди старшего поколения — команда, которая совместно с общиной города должна наводить порядок. Обязательно — вместе с общиной!

Львов сегодня упрекают в том, что город стал грязным. Соглашаюсь. Но давайте рассуждать: вы сегодня заходите в подъезд и видите разломанные почтовые ящики, разрушенную лестничную клетку, лифты, в которые страшно войти. И кто же это сделал? Люди, приехавшие из других стран или городов? Нет! Это сделали сами жители домов. Поэтому мы должны довести до сознания граждан, что чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят. Должны пройти сложную и длинную дорогу осознания определенных, казалось бы простых истин, без которых, как ни крути, в Европу нам не войти.

Чиновников в городе Льва много, на сегодняшний день это 1350 человек, однако если даже увеличить их количество в два раза, за каждым жителем все равно не поубираешь, потому что бывает и так, что выбрасывают мусор просто из окна или доходят до других безобразий. Поэтому мы должны начать показывать положительные примеры, то, как граждане самостоятельно могут обустроить свою жизнь. Лично я после всех выходных, (которые у нас во Львове очень часто используются, чтобы на огородах картошку посадить), собираюсь чуть ли не каждый день выезжать к жителям, у которых есть проблемы. Выезжать вместе с руководителем района, кем-то из заместителей, ответственных людей, и проводить производственные совещания прямо на местах. Так проще и быстрее решаются проблемы. А решить их необходимо столько, что за одно или даже за десять интервью и не перечислить!…

— Такая организация как «Самопоміч» будет нужна вам после победы?

— «Самопоміч» была, есть и будет. Вы приятно удивитесь, когда увидите, как она сегодня активно работает. Знаю, что многие просто ждут: вот позвонишь по указанному номеру, а там тебе уже не ответят! Конечно, немало людей рассматривали «Самопоміч» в контексте только предвыборной борьбы. А «Самопоміч» — это для меня без преувеличения – жизнь, и я верю, что ее практика распространится и на другие города Украины.

— Кто ее будет содержать?

— Сегодня, кстати, есть немало международных организаций, готовых поддержать такую деятельность. Ясное дело, «Самопоміч», во-первых, будет обращаться за поддержкой к европейским организациям, во-вторых, это не большие средства. «Самопоміч» работает совместно с телерадиокомпанией «Люкс», газетой «Поступ», Институтом развития города. То есть это структура, задействованная в их деятельность и поэтому вопрос денег не стоит на первом плане. На первом месте — качественная, активная, логическая ее деятельность.

— Кто теперь руководит всем этим?

— Лично я никогда ими не занимался. Я являюсь соучредителем телерадиокомпании «Люкс» и согласно законодательным актам, передал свои акции в управление. Относительно «Самопомочі», то мы только задали импульс. Это структура, призванная решать общественные проблемы — не только говорить, где и что в обществе «болит», а объяснять человеку, что ему с этим делать. Когда кто-то приходит со своей проблемой сразу в жэк, то его могут легко отфутболить, если же ты будешь вооружен соответствующими законами, постановлениями, то тебя отфутболить сложнее, и чиновник будет вынужден действовать, крутиться. Работники юридического, коммунального, социального или психологического отделов «Самопомочі» отрабатывают человеку логистику его движения, они фактически дают ему зеленый свет.

— А вам какой свет открыла «Самопоміч»?

— Я понял, что необходимо сотрудничать не только с «Самопоміччю», но и со всеми другими общественным организациями, существующими в Львове. И я сегодня благодарен всем общественным организациям, заострившим проблему площади Рынок. Они действовали правильно, потому что работы проводились без должного конкурса на проектные, строительные задания, было сделано немало нехороших вещей. Вот сегодня мы в цейтноте, в июне пойдут дожди, и если немедленно, большими темпами не начать строительные работы, то возникнут просто грандиозные проблемы. С другой стороны, деятельность на каждом сантиметре площади должна быть согласована с людьми, отвечающими за состояние исторических памяток в городе Львове. Что на сегодняшний день, кстати, и происходит. Чтобы это организовать пришлось потратить несколько дней, состыковать немало вопросов, переговорить с нашей львовской политехникой, институтом архитектуры, директор которого пан Черкес взял на себя определенные функции наблюдения за ремонтными работами со стороны общественности. На сегодня и строительные работы возобновлены, и археологи работают, и все происходит достаточно слаженно.

ПРОЗРАЧНОСТЬ И КОРРУПЦИЯ

— Не на каждую каденцию приходится такая дата как 750 летие…

— Поверьте, каждую копейку успеем правильно применить, более того — требуется намного больше средств, чем выделенные. В моем понимании приближающийся праздник должен почувствовать каждый житель, я категорический противник каких-то больших акций, действ, которые прошли — и все (при условии безразмерного бюджета — да, пожалуйста ), а сейчас нужно, чтобы жители почувствовали праздник порядком в доме, ремонтом дорог, освещением улиц, улучшением безопасности. Каждый из нас должен почувствовать, что стало лучше. А сделать какой-то перформенс, о котором забудут через пять минут, при наших трудных условиях нецелесообразно.

— Кстати, относительно выделенных и использованных средств у общественности немало вопросов…

— И поэтому у депутатов есть желание исследовать рациональность использования средств до сегодняшнего дня. То, что идет уже с моей подписью, будет максимально открыто, прозрачно, чтобы каждый житель при желании знал, как используются средства общины. Только публичность может спасти от коррупции и негатива, существовавшего до сегодняшнего дня. Насколько я знаю, существует отчет, который сделала Счетная палата, и депутаты собираются привлечь к этой работе и работников правоохранительных структур, то есть это должна быть достаточно серьезная аналитика.

Сознаюсь, у меня есть мечта, чтобы Львов наконец стал городом № 1 в Украине. По уровню жизни, обеспеченности его жителей, экологической чистоте окружающей среды, культурой общения наконец… Существуют определенные европейские стандарты, к которым необходимо прийти. Скажите, а кто среди львовян этого не хочет?

Знаете, в Германии долгое время не было выходных. У них воскресенье стало выходным только после 1960 года. Вот и мы должны засучить рукава и работать каждый день, с утра до вечера. Люди, которые входят в мою команду, это осознают. Иначе навести порядок невозможно. Необходимо, усердно работая, еще и проводить постоянно серьезную просветительскую, разъяснительную деятельность. Потому что можно взять еще на тысячу больше чиновников, но это ничего не изменит (а их нужно уменьшать, что и будет), нужно работать с людьми. Нужно вернуть доверие общины к власти, потому что когда есть доверие, мы все сделаем.

— Что в ратуше вас поразило или удивило?

— Неэффективность структуры управления, о чем я говорил выше. Чиновники сидят в кабинетах и ждут, когда их пригласят, то есть не проявляют инициативы. Вообще такое впечатление, что в этом доме жизнь остановилась. Имею в виду экономическую жизнь, с политической все в порядке, она бурлит. Но первичной все же является экономика. Можно привести и такие элементарные примеры: я с удивлением узнал, что у городской диспетчерской службы есть перерыв на обед. Это все равно, что установить перерыв в службе «02» или для пожарников или скорой. Это — нонсенс, который нужно устранить.

Очень нужны мудрые люди, однако именно такие иногда и не хотят идти в мэрию, одного такого я пригласил на совещание, после которого он сразу же сказал: «Простите, я не пойду сюда работать, здесь так просто ничего не изменить, надо позвоночники ломать…»

— Говорят, что предыдущего мэра Буняка сместили не потому, что он конфликтовал из- за своего неистового упрямства и недипломатичности, в частности, неумения работать с журналистами. Это все была только верхушка айсберга, на самом деле он хотел сломать некоторые коррупционные схемы и ему этого не простили?... Возможно, что и вам не дадут этого сделать?

— Говорили, что мне даже не дадут и мэром стать. Однако не удалось. Когда ты все делаешь с ноля, это проще сделать, когда приходишь на готовое — да, сложно. Нужно все разобрать и построить новое. Иначе дела не будет.

РЕФОРМЫ И ИНВЕСТИЦИИ

— А вода, которую львовянам так поспешно пообещали дать в течение двух лет? Вы нам ничего не хотите пообещать?

— Относительно воды, то существует нерациональное использование средств, которое в конечном счете можно называть по-разному. К тому же, когда в городе учитывается только 30 процентов воды, порядка не достичь. Нужно вести стопроцентный учет воды и потреблять не больше необходимого. Остановить утечку воды, и делать это не через месяц после аварии, а немедленно. Все перечисленное — как будто отдельные вопросы, из которых складывается одна большая проблема.

Кроме работы над поставкой воды, необходимо осуществлять реформу жилищно-коммунальной сферы. Повысить качество услуг, не поднимая цену и постепенно сокращая работников, ввести туда частный капитал. Если люди выскажут желание создать в доме объединение владельцев, то поддержать их в этом, и тогда уже они будут работать без посредников, напрямую. Но к этому всему должна быть готовность жителей. Сегодня же мы вынуждены работать с жэками, забирающими основные средства, расходующими их на зарплату, и тогда ты не находишь крайнего. В прошлом году только по квартплате жэки собрали 128 миллионов гривен, это очень большие деньги и за эти деньги, согласитесь, можно должным образом обслуживать дома.

— Какова очередь на квартиры во Львове? И уменьшится ли она за время вашей каденции.

— Насчитывается больше 40 тысяч очередников. Но чтобы очередь была меньше, нужно менять принципы. То есть людям, стоящим в очередях, следует предоставлять возможность получать квартиру по себестоимости. Вы помните кооперативное движение? Когда сегодня за метр просят 200-300 долларов — это нормально, а по тысяче — абсурд. Если город строит для льготников, очередников жилье, то оно должно стоить намного дешевле. Раздавать же бесплатно (речь не идет о социальном жилье, инвалидах, аварийном жилье), не знаю, будет ли у города такая возможность?..

Конечно, в первую очередь нужно думать о тех, кому труднее всего. Когда, например, встала проблема беспризорных зимой, я лично этим занимался, и убежден: в городе должен быть приют, мы должны вообще к людям с особыми потребностями относиться по-человечески. Это и львовяне, которые плохо видят, сегодня им тяжело выходить на улицу из-за того, что машины стоят на тротуарах. А владельцы магазинов для постройки ступенек в полуподвальное помещение забрали полтора метра тротуара. Это и дети улиц, которые нуждаются в немедленной опеке. Это все наши люди, львовяне, и мы не можем от них отворачиваться.

— Еще одна болезненная проблема — состояние памятников архитектуры. Как вы собираетесь ее решать?!

— В Украине больше половины архитектурных памятников находится во Львове. Ими мы сейчас занимаемся. Есть и идея создать Фонд развития города. Уже существует предварительное согласие Президента Украины и президента Польши, что они становятся соучредителями этого фонда. Так вот, я хочу говорить еще и с другими президентами Европы, ведь Львов — это достояние мира, это не только достояние Украины. Это достояние представителей различных национальностей, представителей различных культур. Это и поляки, и армяне, и чехи. Можно говорить и о других национальностях. Поэтому идея сделать презентацию дней Львова в Брюсселе должна найти скоро свое воплощение. Через несколько дней приезжают депутаты Европарламента, которые хотят разместить в нашем городе свой офис. То есть мы являемся городом мира и должны быть городом, открытым для всего мира. Уверен, если бы наш разговор состоялся на несколько месяцев позже, он был бы содержательнее и его аспекты стали бы более широкими.

— О чем вы будете говорить с представителями Евросоюза? О возможности получить гранты для Львова?

— Деньги — понятие абстрактное. Если идет речь об экологических проектах, то здесь все взаимосвязано. Наши реки текут по территории нескольких стран. Если речь идет о структуризации коммунальной инфраструктуры, то Чернобыль показал, что есть беды, присущие всей Европе. На самом деле Украина должна вернуть себе доверие мира. Мы же не просим — дайте нам за просто так деньги на бедность. Мы хотим получить возможность пользоваться деньгами, которыми пользуется весь мир, — под небольшие проценты. А у нас это 15–20 процентов, то есть многовато. Мы должны проводить более агрессивную политику, доказывая наше право жить жизнью, которой живет весь мир.

Мало того, что я хочу, чтобы Львов стал городом № 1 в Украине, я хочу, чтобы и в мире такое понятие, как Львов, что-то означало. Через 20 лет люди реже будут говорить, из какой они страны, а будут говорить, из какого они города. Львовяне должны это произносить с гордостью.

Понимаю, что лучшие проекты для Львова, связаны с рабочими местами, — нужно максимальное привлечение инвестиций, чтобы здесь создавались новые производства и люди, которые вкладывают во Львов деньги, были уверены, что работать им здесь будет хорошо. Города же между собой конкурируют, можно вложить деньги в Донецк, а можно в Харьков, можно в Одессу, а можно и во Львов. Я хочу, чтобы во Львов. Это мой родной город. И этим все сказано.

— Вы, вероятно, исследовали историю мэрии? В этом кабинете работало очень много уважаемых людей…

— Но мне почему-то вспоминается Тадеуш Рутовский, который был городским главой в переходные времена, когда австрияки отходили, а россияне приходили. Тогда забрали все деньги из банков, и город стоял на грани голодной смерти. Практически обворованной осталась вся городская верхушка, потому что люди держали деньги в банках. Рутовский был не бедным человеком и фактически содержал город несколько месяцев за свой счет.

Это был пример большого самопожертвования и преданности — человек спасал свой родной город. (Потом продержались зиму и пошло на улучшение.) То есть должно быть самопожертвование каждый день. Я знал, куда я иду, и должен быть ответственным за все, что делается в городе. Моя независимость основывается на том, что я не являюсь ответственным ни перед одной партией, я отвечаю перед общиной города, и не хочу, чтобы моя совесть меня потом мучила.

Ирина ЕГОРОВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ