В этом году золотыми и серебряными медалями были награждены 20 тысяч украинских абитуриентов — это 8% от их общего количества. В Тернопольской, Винницкой областях — каждый 14-й выпускник закончил обучение «на отлично», в Житомирской, Полтавской, Черновицкой, Хмельницкой, Волынской — каждый 12-й, в Киеве — каждый 9-й. Для сравнения: еще в 2009 году медали получали только 4% выпускников.
На первый взгляд, это позитивная тенденция. Ученики наконец начали учиться добросовестнее, но директор Центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук советует не радоваться заблаговременно:
«Мы провели исследование, в котором сравнили баллы ВНО, которые получили медалисты, так как хотели выяснить, подтвердили ли они свои знания. Мы не против того, чтобы выпускник школы, который на протяжении 11 лет хорошо учился, занимался развитием, формированием мировоззрения, получил за это награду. В конце концов, практика награждения золотыми и серебряными медалями достаточно давняя. Она существовала в системе образования еще царской России, где выдавали медали действительно из чистого золота. Впоследствии такая идея перекочевала в СССР, а затем — и в независимую Украину. Правда, с 1991 года медали начали делать из сплавов металлов. Сейчас стоимость этой медали номинально полностью соответствует ее стоимости как показателя знаний, ведь средний балл ВНО медалистов —174 балла. Это эквивалентно «четверке» по пятибальной шкале».
Лишь 9% медалистов попали в шкалу 190 — 200 баллов и таким образом фактически подтвердили свои знания. 3% медалистов сдали ВНО хуже, чем среднестатистический выпускник (ниже 149,5 балла). Есть медалисты, которые получили неудовлетворительный результат (менее 124 баллов): по украинскому языку и литературе такой один, по истории Украины — 9, по математике — 28. Что касается среднего результата по предметам, то хуже всего медалистам давались иностранные языки. Средний балл, который они получили по английскому — 166,3, немецкому — 165,4, испанскому — 168,1, французскому — 163,5.
Наихудшая ситуация сложилась в сельских школах. Среди медалистов из сельской местности не подтвердили свои знания в два раза больше людей, чем среди «городских» отличников.
«Проблема в том, что эти студенты получают преимущество над другими, — говорит Игорь Ликарчук. — Золотая и серебряная медаль предполагает высокие баллы аттестата, чаще всего — это 11, 12, очень редко — 10 баллов. В этом году абитуриенты получали за аттестат 60 баллов, что давало людям с хорошими аттестатами значительное преимущество».
Интересно, что среди людей, получивших максимальное количество баллов за тест, медалисты далеко не все. В частности, среди пяти человек, которые сдали на 200 баллов три теста, один человек медали не имеет. А среди учеников, которые сдали на максимум два теста, — таких несколько десятков.
Наиболее соответствующими аттестату были баллы ВНО у выпускников Киева, Львовской, Ровенской, Донецкой и Сумской областей.
По мнению Игоря Ликарчука, исследование результатов медалистов подтверждает тот факт, что средний балл при поступлении учитывать не стоит:
«Высокий балл аттестата не является гарантией высоких знаний, потому если мы дальше будем сохранять практику учета среднего балла во время вступительной кампании и предоставления преференций владельцу этих оценок, это будет нарушением конституционного принципа равного доступа к высшему образованию этих людей по сравнению с другими абитуриентами. Также возникают вопросы к заведениям образования, в которых человек получил такую медаль. Вполне вероятно, что там имеют место коррупционные действия, потому эти учреждения нуждаются в специальных проверках».
Новопринятый закон о высшем образовании сохраняет норму, по которой балл аттестата должен учитываться в сумму баллов при поступлении, но не должен занимать более 10% от общей суммы. Игорь Ликарчук убежден, что для учета каких-либо баллов необходимо реформировать систему среднего образования.
«Учителя жалуются: если убрать этот балл, дети перестанут учиться. Но я считаю: для того, чтобы дети учились, нужны реформы системы среднего образования. Не стоит заставлять гуманитария учить математику в старших классах, ему достаточно и базовых знаний. Лучше перебросить его силы на изучение профильных предметов. Это будет иметь намного лучший эффект».
Результаты исследования уже появились на сайте МОП. Эксперты Центра оценивания качества образования надеются, что они станут поводом для руководства задуматься над возможностью проверок, а для учителей — более тщательно подходить к оценке знаний учеников.