Этот документ «Рекомендації щодо зовнішнього вигляду (дрес-коду) працівників Секретаріату Кабінету Міністрів України» № 155 от 30 сентября 2010 года — очень своевременное и значимое событие в нашей деловой жизни. В последние годы появление политиков на публике часто было похоже на показ мод в поселковом доме культуры. Это вызывало возмущение наших соотечественников и ухмылки, иронию, а порой и насмешки наших зарубежных партнеров, с которыми мы стараемся установить отношения равноправия и взаимного уважения. Введенный в действие с 1 ноября 2010 года, этот документ, несомненно, будет способствовать укреплению «позитивного іміджу й авторитету органів державної влади й державної служби в цілому», потому что, как правильно сказано в документе, «зовнішній вигляд державних службовців свідчить про рівень їх ділової культури, надає їм упевненості у собі, відображається на кар’єрному зростанні».
Упомянутый приказ вызвал отклики всех украинских масс-медиа. Однако, за исключением редких и вялых одобрений, статьи журналистов были полны иронии, а то и ерничества. Никто не смог дать профессиональных комментариев и толкований данного документа. А толкования были бы необходимы, потому что приказ имеет много обтекаемых определений и неточностей. На последних я бы и хотел остановиться, потому что, как показалось читателям этого документа и мне самому (не буду утверждать наверняка), в нем использованы материалы моей книги «Искусство быть преуспевающим».
Указания Рекомендаций рассчитаны в первую очередь на сотрудников правительственных учреждений, которые являются людьми представительской сферы деятельности, и лишь в одном пункте вскользь упомянуты посетители. А на это стоило бы обратить внимание. Касается это прежде всего журналистов, которые должны появляться в правительственных апартаментах в одежде, приличествующей ситуации, а не в футболках, свитерах и джинсах. Представители творческих профессий — дизайнеры, стилисты, журналисты, художники, артисты и т.п. — могут позволить «творческие» наряды только в помещениях своих редакций, студий, ателье, но не на деловых пресс-конференциях или в здании Верховной Рады.
Итак, приступим к комментариям отдельных положений приказа.
Такий стиль викликає повагу, довіру, дає змогу контролювати партнерів і тримати дистанцію. — Очень бы хотелось пояснений авторов данного документа, каким образом своим внешним видом они контролируют партнеров. Этот метод контроля лично мне пока неизвестен. Что касается выдерживания дистанции, то от этой фразы веет советийным чиновничеством, где главным установлением делового этикета было «я — начальник, ты — дурак». Современные деловые люди, в том числе и политики, напротив, всячески стремятся ликвидировать дистанцию — будь то партнеры, сотрудники, посетители — и строить отношения на взаимопонимании и единстве позиций.
Під час вибору одягу слід ураховувати особливості фігури людини (зріст, поставу, повноту), колір шкіри, очей, волосся, а також вік.— Возраст, конечно, важный показатель индивидуальности, и его следует учитывать при выборе светских нарядов. Тенденции же деловой одежды — вневозрастные.
Елегантність одягу також досягається шляхом поєднання кольорів (стилісти радять поєднувати їх не більше двох). — Следует добавить, что в этом случае необходим (и допустим) один аксессуар, оживляющий строгую одежду: галстук — у мужчин; шарф, нашейный платок, воротник — у женщин.
Діловому вбранню державного службовця притаманні традиційні забарвлення, які можна назвати класичними: темно-синій, сірий, бежевий, темно-коричневий, оливковий, кремовий, колір слонової кістки. — В деловой одежде (и в мужской, и в женской) исключен коричневый цвет — такова дань традиции (других объяснений искать не стоит). Выбор цвета зависит от времени года (темные можно носить круглый год, светлые — только в теплое время года), от времени суток (на мероприятия после захода солнца — только темные наряды) и, конечно, от индивидуальности (это могут посоветовать стилисты).
Стандартний набір чоловічого одягу працівника Секретаріату повинен містити кілька класичних костюмів (з вовняної чи напівшерстяної тканини), піджак, темні, у тон піджака брюки, набір сорочок, краватки, білизну, темні довгі шкарпетки чи гольфи, тонкий трикотажний пуловер з V-подібним вирізом чи жилет, туфлі, класичні черевики. — Возражение вызывает только трикотажный пуловер: трикотажные и вязаные изделия запрещены для людей представительских сфер деятельности.
Двобортний піджак вважається більш формальним ніж однобортний. До нього завжди вдягають краватку. — Двубортный пиджак не считается более формальным — все зависит от телосложения; двубортные пиджаки полнят и укорачивают рост. Галстук деловому человеку необходим при любом покрое пиджака.
Якщо на однобортному піджаку два ѓудзики — нижній не застібають. Якщо ѓудзиків три, то застібають лише середній. — Вопрос об обязательном расстегивании нижней пуговицы, если на пиджаке их только две, остается спорным. А если пуговиц больше двух, то можно расстегивать только нижнюю.
Допускається також (имеется в виду цвет костюма) коричневий, бежевий, оливковий тощо. — Как было отмечено выше, коричневый цвет запрещен для деловой одежды представительских сфер деятельности. Оливковый костюм для мужчин — светский стильный вариант, но не деловой.
Правильною є така довжина піджака, коли кінчики пальців (руки вільно опущені, долоні звернуті до тіла) торкаються його низу. — Такая длина пиджака рекомендована мужчинам только высокого роста (от 180 см), тем, кто ниже 175 см — длина пиджака должна совпадать с длиной рукавов.
Правила етикету встановлюють, що за будь-якої погоди чоловік повинен бути у піджаку. Однак він може зняти його, перебуваючи у приміщенні або за інших обставин. — В деловых помещениях, будучи в поле зрения окружающих, ни при каких обсто ятельствах снимать пиджак нельзя.
Сорочки. ...у спеку допускаються короткі рукава, але у цьому випадку краватку не носять. — Никакой связи галстука с длиной рукавов сорочки нет. Другое дело, что рубашка с короткими рукавами, как бы дорога она ни была, не производит впечатления респектабельности и создает провинциальный имидж; предназначена она только для активного отдыха.
Згідно з правилами етикету манжети сорочки повинні виступати на 2 сантиметри з-під рукавів піджака. — Это положение верное, и еще раз доказывает, что люди, хотя бы поверхностно знакомые с деловым этикетом, рубашки с короткими рукавами под пиджак никогда не надевают.
Следует добавить, что сорочки с вышивкой не являются частью деловой одежды, они уместны только на фольклорных мероприятиях (праздники, фестивали, ярмарки и т.п.). Носить рубашки-вышиванки — это вовсе не показатель патриотизма, а непонимание аборигеном той ситуации, в которой он находится. Так, например, национальной одеждой жителей Северной Америки является наряд индейцев, но вряд ли в нем вы встретите обитателей деловых кабинетов.
Матеріал, колір і малюнок краватки мають певне символічне навантаження і не повинні бути надто яскравими. — Никакой символической нагрузки рисунки на галстуках не несут. Другое дело, что рисунки не должны быть очень витиеватыми.
...колір краватки повинен збігатися з кольором смужок, бути темнішим за колір сорочки, але світлішим — костюма. — Из последнего следует, что черные, бордовые и темно-синие галстуки запрещены?
Довжина краватки у зав’язаному стані повинна бути до середини пряжки паска брюк. — Это утверждение верно для людей среднего роста (175 см). Для тех, кто выше — на 1,5 — 2 см длиннее; для тех, кто ниже среднего роста — на 1,5 — 2 см короче.
В ідеалі колір чоловічих шкарпеток повинен бути темнішим, ніж колір костюма, але дещо світлішим за колір взуття. — Не следует усложнять ситуацию там, где не нужно. Действительно, носки должны быть или цвета обуви или цвета брюк, но оттенки светлее-темнее в данном случае не важны.
«Ділове вбрання жінки — державного службовця»
...не рекомендується одяг із тканин у квіточки, інші малюнки... — Вполне допустимы костюмы и платья с рисунком (полоска, клетка, орнаменты), главное, чтобы они не были контрастными и яркими. Что же касается цветочного орнамента — разве не подходят жакеты с гобеленовой приглушенной расцветкой? Такой характер сочетания цветов и подбора красок выглядит сдержанно, благородно, элегантно и женственно.
...не варто зловживати брючними костюмами і брюками... — Для женщин представительских сфер деятельности брючные костюмы следует исключить. Прецеденты в данном случае не являются доказательством.
...не рекомендується використовувати масивні та яскраві прикраси, а також рюші, волани, бахрому, пір’я, банти... — Заступлюсь за рюши, воланы и банты. Если они не очень пышные и крупные, то могут деликатно дополнять женский деловой наряд.
...довжина — до середини коліна, на 5 сантиметрів нижче або вище коліна... — Длина делового наряда не может быть выше колена.
...чим щільніші і товщі колготи, тим нижчою повинна бути висота підборів... — Никакой связи между толщиной колгот и высотой каблука профессиональные стилисты не находят.
...може бути і сукня прямого крою у комплекті з болеро або коротким жакетом... — Болеро — это явно светский стильный вариант, ни в коем случае не подходящий для представительской деловой одежды. Укороченный жакет: не короче, чем на ладонь ниже талии.
У літню пору року їх можна замінити на літні закриті босоніжки з відкритою п’ятою. — Никаких босоножек, только закрытые туфли-лодочки.
Під світлий, пісочного кольору костюм не прийнято вдягати чорні колготи, а з вбранням глибокого темного кольору з матової тканини не варто вдягати надто тонкі світлі колготи (ноги будуть видаватися оголеними). — Женщины с хорошим вкусом и достойной репутацией надевают черные колготки только в светской жизни и только после захода солнца. В деловой жизни — чулки и колготы только телесного цвета.
На стегнах брюки не повинні обтягувати фігуру... — Как было сказано выше, для женщин представительских сфер деятельности брючные костюмы следует исключить, будь они свободного или обтягивающего покроя.
...пояс повинен бути таким, щоб під нього можна було закласти два пальці... — Такое установление необходимо для воротника рубашки или блузы, но никак не для пояса. Какую функцию он может выполнять, если будет болтаться на талии?
...довжина рукава (жакета) повинна бути такою, щоб було видно 0,5—1 сантиметр рукава блузки. — Для женских нарядов такого правила не существует.
...вибір губної помади і тіней для повік повинен відповідати природному колориту жінки. — Природный колорит женщины — звучит, на мой взгляд, неверно стилистически. Лучше отметим, что перламутровая губная помада, лак для ногтей, тени для век используют только вечером.
Підбираючи парфуми, слід орієнтуватися не тільки на власні смаки, а й на смаки оточуючих людей. — На вкус окружающих людей ориентироваться невозможно и не нужно. Просто надо знать, что парфюмерия должна быть разной в зависимости от времени года, температуры помещения, времени дня и обстановки.
Аромати з амбровими і пряними нотами прийнято використовувати тільки у другій половині дня. — Уточним: только вечером (после 19-00).
Слід також враховувати, що природна здібність сприймати запахи у жінок розвинута краще, ніж у чоловіків, тому вони можуть дратуватися, якщо відчувають неприємний для себе запах на відстані понад півметра. — Не знаю, идет ли в данном случае речь о парфюмерии, а не о других запахах, но что касается парфюмерных ароматов, то они не должны оставлять шлейфа и быть ощутимы только на интимном расстоянии (25 см).
Бажано, щоб прикраси були комплектними. — Это то, с чем борются профессиональные имиджмейкеры. Носить комплекты (украшения, галстук и платок одной расцветки и т.п.) — это примитивное решение имиджа и показатель отсутствия вкуса.
Прикраси із срібла органічно доповнюють вбрання холодних тонів, а золото прекрасно поєднується з тканинами теплих відтінків. — Утверждение совершенно неверное. Разве плохо выглядит золотой кулон на фоне зеленого или синего платья? А серебряное украшение не смотрится на розовом и красном фоне?
Прийнято вважати, що дорогі камені (діаманти, смарагди, сапфіри, рубіни) носять переважно заміжні жінки, дівчатам більше підходять перли, бірюза, гірський кришталь та інші оздоби з напівкоштовним камінням. — Настоящий жемчуг нынче стоит намного дороже бриллиантов. Как мы уже отмечали, в деловом мире при выборе одежды и аксессуаров не учитывается возраст. Дорогие (тем более блестящие) украшения женщины с хорошим вкусом носят только после захода солнца.
На відміну від католиків, православні носять хрест на тілі під одягом. — В деловом мире любые религиозные атрибуты (кресты, иконы, четки и др.) категорически запрещены.
В заключение еще раз отмечу, что, несмотря на неточности и неполноту обсуждаемого документа, его значение очень важно. А тем, кто захочет совершенствовать свой деловой и светский имидж, чувствовать себя уверенно и достойно, никогда не нужно ограничиваться корпоративными постановлениями, а следует, не жалея времени, посещать мастер-классы стилистов и имиджмейкеров, обращаться к книгам, которые они пишут для вас («Искусство быть преуспевающим», «Леди. Woman At Her Best»).
КОММЕНТАРИИ
Федор ВОЗИАНОВ, дизайнер:
— Думаю, определенные рамки существовать должны, но они не должны быть слишком жесткими. Потому что без свободы самовыражения нельзя. Правда, к сожалению, наши чиновники в основном лишены сформированного ощущения вкуса и меры: это касается как тех, кто стремится ограничивать, так и тех, кто предпочитает, чтобы ограничений не было вообще. Здесь нужна золотая середина, но найти ее можно только через культуру. То есть дресс-код — это, в первую очередь, проблема не постановлений или законов, а культуры. Именно поэтому конфузов с гардеробом политиков почти не возникает в европейских странах, где существует выработанная десятилетиями деловая культура. У украинских чиновников свой дресс-код. В известной степени он напоминает европейский, но глубокого ощущения, как надо, например, носить костюм или как подобрать цвета, они не имеют. Это ощущение формируется не так быстро. Оно зависит от окружения людей, от архитектуры, от того, каким образом люди проводят досуг (в опере или на скамейке, выпивая), что они читают и читают ли вообще. Что касается эффективности приказа Кабмина, то здесь, думаю, будет так, как у нас бывают обычно: закон — это одно, а то, как он выполняется — совсем другое...
Юлия АЙСИНА, дизайнер:
— Дресс-код, я думаю, нужен нашим чиновникам, но не такой, который предложил секретариат Кабинета Министров Украины. Каждому, кем бы он не был: врачом, актером, учителем, дизайнером или государственным служащим, нужно подчеркивать свою индивидуальность, обыгрывая цвета и оттенки, фактуры и формы. В рамках же предложенного секретариатом Кабмина дресс-кода, когда из аксессуаров фактически осталось дозволенным только обручальное кольцо, это становится практически невозможно.
Я против «штамповок». А подобные правительственные инициативы, от которых так и отдает «совком», будут делать из людей именно «инкубаторных цыплят».
Я уверена, что большинство украинских дизайнеров будут отказываться одевать чиновников по такому дресс-коду. Ведь мы — люди творческие. Загнать нас в такие рамки, да еще и настолько узкие, значит забрать у нас кислород из творческого пространства.
Поэтому наши чиновники, я думаю, станут «обшиваться» в частных ателье, где им смогут предложить соответствующие типовые формы.
КСТАТИ
Вчера в Киеве стартовала 27-я Украинская неделя моды, которая продлится до 19 октября. В первый день свои коллекции представили четыре украинских дизайнера, а также один грузинский — Автандил Цквитинидзе, который традиционно принимает участие в УНМ. А открыла 27-й Ukrainian Fashion Week наиболее почитаемый украинский дизайнер Лилия Пустовит. За ней коллекции сезона весна — лето-2011 представили Виктория Гресь, Алексей Залевский и Кристина Бобкова. Детальнее о ходе Украинской недели моды, а также о предложенных дизайнерами тенденциях читайте в «Дне» на следующей неделе.