В прошлом году распоряжением Киевской горадминистрации была разработана программа «Экология транспорта», а на днях состоялась презентация коммунального предприятия «Экотранс», которое непосредственно займется воплощением постулатов в жизнь. Директор предприятия Вадим Богдан сообщил, что хоть при ГАИ и существует экологическое управление, как следует свои функции оно не выполняет, поскольку не имеет необходимого оборудования. «Экотранс» же собирается подходить к вопросу вплотную и начнет с того, что создаст службы по контролю за экологическим состоянием автотранспорта. Это будут разбросанные по всем центральным трассам столицы посты, подобные гаишным, оснащенные необходимыми приборами. На них предполагается возложить не только карательную, но и вспомогательную функцию. Если же инспекторы обнаружат, что средство передвижения наносит слишком большой урон окружающей среде, то его отправят в мастерскую «Экотранса», где снабдят глушителями, снижающими количество выбросов в атмосферу. Правда, это станет возможным лишь в том случае, если транспортное средство уже прошло экологическую проверку, и водитель получил соответствующий талон, стоимость которого будет различна для каждого автомобиля в зависимости от его марки и срока эксплуатации. В противном случае его владельцу придется платить штраф. Что, по словам В. Богдана, сможет увеличить финансирование экологических мероприятий в отсутствии дополнительной нагрузки на горбюджет.
С этой же целью метод «кнута» будет применяться и к транзитным машинам, которые не соответствуют экологическим нормам. Для них, правда, еще собираются сделать автостоянки на всех въездах в город. То есть, если водитель знает, что его, скажем, КамАЗ — не совсем экологически чистый транспорт, но при этом отстегивать на каждом посту штраф он не хочет, у него будет возможность оставить машину на стоянке, а самому передвигаться по городу в общественном транспорте.
Но самый щемящий вопрос программы связан с горючим. «Экотранс» утверждает, что от привычного бензина и солярки необходимо отказываться и дружно переходить на газ в баллонах. Считается, что именно он полностью соответствует стандарту «Евро-4», на который, во избежание повального заболевания населения, постепенно переходят все страны. Предприятие собирается разрабатывать схему размещения заправок с разными видами горючего и строить АЗС, на которых можно будет приобрести лишь газ. А имеющиеся «бензиновые» и «солярочные» заправки очень тщательно проверять на соответствие всем экологическим нормам. Правда, остается один вопрос: как на столь радикальные методы очищения воздуха отреагируют воротилы бензинового бизнеса?