Этому событию предшествовало нижеследующее письмо.
«Добрый день, многоуважаемая пани Лариса!
Пишет вам из Кувейта Всеволод Палагин, украинский госслужащий, временно работающий за границей.
Обратиться к вам лично меня побудили следующие обстоятельства. В 127 номере возглавляемой вами газеты была опубликована заметка «Хочу куклу и медведя» корреспондентки Мирославы Соколовой о судьбе социальной сироты, 6 летней девочки, которая называет себя Людой Чалой. Среди прочего сообщалось, что девочка высказала пожелание, чтобы ей подарили игрушки — куклу и мишку.
Я, к сожалению, сомневаюсь в том, что родственники девочки найдутся очень быстро, к тому же неизвестно, позволяют ли им их доходы сделать ребенку подарок. Поэтому мне захотелось сделать этому ребенку небольшую радость — я приобрел для нее игрушки, а также некоторые вещи, необходимые для школы — цветные карандаши, альбом для рисования и тому подобное. Их пересылка по почте из Кувейта стоила бы очень дорого, да и адреса приюта, где находится девочка, в публикации не было. Поэтому я через знакомых соотечественников передал вчера посылку, которую, надеюсь, сегодня должны прислать из аэропорта Борисполь (если почтовое отделение там функционирует полноформатно) на адрес редакции «Дня» для дальнейшей передачи по назначению.
Учитывая изложенное, хотел бы попросить лично вас, пани Лариса, поспособствовать в этом деле — ведь пани Мирослава наверняка знает, где находится девочка. Так, может, вы бы организовали передачу моего скромного подарка Люде Чалой то ли через нее, то ли через другого корреспондента, которого журналистская судьба ведет в те края.
Единственная дополнительная просьба: мне бы хотелось, чтобы все вещи, предназначенные для девочки, попали именно к ней, — не хочу никого обидеть, но ведь не секрет, что иногда только крохи доходят таким детям, тем более, что в приюте есть и другие дети (под фотоснимком к заметке указывается, что сейчас их там 16), которым также хотелось бы получить подарок.
Чтобы было понятно, помещаю фотоснимок содержимого посылки, — дело в том, что я подбирал все таким образом, чтобы оно гармонировало друг с другом (там специальная сумочка, чтобы ребенок мог складывать свои вещи вместе, кукла, мишка, ручка в виде девочки, картинка в рамке, альбом, карандаши и линейка). Еще там небольшое письмо этому ребенку от нас с женой.
Вот собственно и все, о чем я хотел вас попросить.
Напоследок несколько слов о газете. Считаю, что «День» является одной из самых вдумчивых и, я бы сказал, совестливых газет Украины.
Примите, пожалуйста, мою искреннюю благодарность за вашу работу и работу возглавляемого вами коллектива.
Заведомо благодарен за помощь.
Всеволод ПАЛАГИН
Таким образом, маленькая и в то же время большая мечта Люды Чалой, героини публикации нашей газеты («День», №127), осуществилась благодаря украинскому госслужащему Всеволоду Палагину и его жене Майе, которые сейчас живут в Кувейте. Письмо супругов прочитать самостоятельно девочка еще не могла, но внимательно слушала нашего корреспондента.
«Здравствуй, девочка Люда!
Мы узнали о тебе из статьи в газете «День» и решили сделать тебе небольшой подарок — куклу и мишку, как ты хотела, и еще кое-что другое — например, мешочек, в котором ты могла бы хранить свои вещи, карандаши и альбом для рисования и тому подобное».
Люда Чалая сейчас живет в Винницком городском детском приюте «Добро». Именно здесь она научилась многим обычным вещам. С удовольствием читает стихотворение — «За окном белеет снег, падают снежинки...». Считает до двухсот и пытается писать печатными буквами, но алфавит выучила еще не весь...
Напомним читателям трагическую историю ребенка. Несколько лет назад девочку украли цыгане, они заставляли ее попрошайничать. Впервые в приют милиция привезла Люду 29 сентября: эту дату и приняли за день рожденья девочки, а врачи установили возраст — восемь лет. Девочка называла себя Людой. А Чалая — фамилия чужая: бумажный официоз и бюрократические нюансы перечеркнули желание Люды быть Костенко. Эту фамилию она услышала от воспитательницы, которая часто учила с ней стихи Лины Костенко. Никто из детей приюта не знает наизусть столько стихов, как Люда. Кстати, она еще любит рисовать. Взяв в руки импортную коробочку карандашей из кувейтской посылки, девочка растерянно спросила: «Что это?» А потом улыбнулась и добавила:
— Я нарисую цветы, солнце, тучки и хатку. Большую, с дверями и окнами.
Девочка говорит, что это рисунок для тети Майи из Кувейта. На фото в письме она держит зайчика.
«Моя жена очень любит животных, в частности, ты здесь можешь видеть ее с кроликом, а дома мы держим кота и кошку, которых зовут Гаврош и Клеопатра».
А Люда рассказывает, что у нее в выдвижном ящике живет солнышко. В приюте включили отопление, и оно вылезло из оконной рамы. А еще у Люды есть знакомая Майя в приюте — 16-летняя девушка, которая тоже здесь временно живет и учит Люду читать. Она любознательна и, хотя все, насколько это возможно, уделяют Люде внимание, приют — не школа. В интернат Люду планировали перевести еще в начале учебного года, но традиционная волокита с многочисленными справками отсрочила обучение. Правда, дирекция приюта уверяет, что Люда вот-вот переедет в интернат и пойдет в школу. Во всяком случае, девочке уже выписали свидетельство о рождении и покрестили. Кто был крестным отцом, не может сказать даже директор приюта — кто-то из церкви, а за маму — Лариса Ивановна, любимая воспитательница, которая с Людой с первого дня жизни в приюте. После последней встречи летом девочка заметно подросла, стала смелее и начала улыбаться. «Скоро пойду в школу. Буду учиться, вырасту и стану врачом», — уверяет Люда.
«Страна Кувейт, где мы живем сейчас, очень богатая, но очень маленькая и жаркая. Кувейт находится на берегу Персидского залива. Летом температура воздуха днем достигает +50 градусов, и вода в море тоже очень теплая — до +35, но очень соленая, так что глаза режет, хоть и не такая горькая, как в Черном море. Мы в заливе плавали даже зимой, хотя, конечно, в это время вода довольно холодная, где-то +8—10 градусов. В заливе водится много рыбы — даже акулы, хотя та, которую ты видишь здесь, сфотографирована не непосредственно в море, а в большом аквариуме, который расположен в местном Научном центре.
Вот такая она — страна Кувейт. Однако наша Украина и намного больше, и намного красивее, и растительность у нас значительно богаче, хотя пальмы на улицах и не растут. А какие в Украине леса — вот чего в Кувейте нет и никогда не будет! Ну, не грусти, Люда, хорошо учись в школе — ведь в этом году ты начинаешь учебу, ну и пусть тебе везет в жизни!».
Так заканчивают свое письмо украинцы из Кувейта...
Люда долго смотрит на куклу. И уже когда прощалась, девочка сказала мне тихо на ухо: «Я буду с ней спать».