За последние пять лет Донецк стал объектом двух громких документальных фильмов. Первый — «Юзовка — письма с «Дикого поля» был снят немкой Виолой Штефан еще в 2009 году. Фильм был представлен на 43-м Международном баварском кинофестивале в номинации «Документальное кино». Тогда он вошел в шорт-лист фестиваля. В 2011 году Донецк стал героем фильма еще одного немца — Якоба Пройса. Его фильм «Другой «Челси»: история из Донецка» осенью 2011 года получил первое место в номинации «Документалистика» в той же Германии. Закономерностью этих двух фильмов является не то, что их авторы — европейцы, а то, что обе документальные работы показывают контрасты города: на фоне только что возведенной сияющей «Донбасс-Арены», гордости украинского футбольного мира, гордости самого Донецка, на фоне жизни местных бизнесменов и политиков режиссеры показывают «простой» народ, являющийся потребителем этого «великодержавного пафоса». Контрасты — главная линия, по которой проходят все общественные проблемы: бедность, отсутствие инфраструктуры, отсутствие культурного пласта. Футбол в обоих фильмах представлен как новая религия, которой поклоняются все жители города. Как отметил «Дню» в №12 профессор, заведующий кафедрой философии и социологии Луганского национального педагогического университета им. Т. Шевченко Илья КОНОНОВ: «Футбол давно превратился в игру богатых и выполняет не только спортивные функции. Во многом он превратился в манипулятивный инструмент с целью сформировать чувство солидарности между теми, где этой солидарности, в принципе нет, — между верхами и низами общества». Что получат верхи от футбольного чемпионата — понятно. А чего ждать «низам»?
Евро-2012, до которого уже осталось несколько месяцев, напоминает о себе не только повышенными ценами на рекламную площадь и недвижимость, но и отстроенными гостиницами, офисными центрами, парковками, новым аэропортом, парком, новой мостовой на центральном проспекте и новым — в перспективе — вокзалом.
«Сначала я думал, что Донецк — это большой индустриальный город на востоке Украины, «политический бастион» Президента Януковича. Я пытался найти больше информации на польских и английских сайтах. Оказалось, что ее не очень много. В моем воображении Донецк был синонимом шахтерского промышленного города времен коммунизма. Вспоминались книги периода модернизма и позитивизма польских авторов, которые описывали жизнь после промышленной революции в Польше: жизнь обычных рабочих, проживающих рядом с аристократией — украинской элитой, которая (непонятно каким образом) приобрела себе имущество. Другим аспектом, больше связанным с урбанизацией города, было представление о Донецке как промышленном польском городе периода Народной Республики. Например, Катовице в 1960—1980 гг. Считал, что доминирующим цветом на улицах, домах будет серый, в населении также будет прослеживаться «серость» и «советскость». Я думал увидеть монументальные памятники Ленину и Сталину, архитектуру 1970-х гг. (большие строения, которые портят окружающий пейзаж)», — такие впечатления о городе имел польский студент Бартоломий ЙОЙЧИК, перед тем как посетить Донецк. Но потом мнение студента изменилось. Для него теперь это обычный промышленный город, который в отличие от других подобных городов имеет культуру и развлечения.
Однако сияющий от новостроек центр города не станет остановкой туристов, он не сможет их сдерживать от желания увидеть весь город, весь регион. В поисках удивительных для них терриконов, которые, между прочим, носят имена (но кто об этом знает?), они направятся на другие улицы, в другие районы, где нет той роскоши и пафоса. А там — безумные промоутеры, предлагающие приобрести свой товар за небольшие деньги, бабушки с жареными семечками, уставшие мужчины и женщины, бегающие озабоченно по делам. Здесь есть не только шахтеры. Донецк, а Донбасс еще больше, не является Меккой шахтеров. Здесь живут поэты, артисты, врачи, ученые и моряки, положение которых не изменилось ни за четыре года (после съемок первого фильма), ни тем более за год после съемок «Другого «Челси». История такая же: есть одна часть населения, и есть другая. Вокруг одних — блестящий Донецк, во всех смыслах. Вокруг других — «спальная» местность с разбитыми дорогами и старыми домами. Это еще один Донецк, который по своей концепции не вписывается в программу Евро. Потому здесь и не делали косметические ремонты, потому здесь и осталось все таким, каким было.
Донецк фактурный. И он не хочет лишь одного футбола, хоккея или бокса. Он музыкальный, исторический, драматический... Однако все это не так хорошо отшлифовано, как футбол. Для многих культурных сфер Евро станет шансом не только заработать деньги. Во время футбола привлечь к себе внимание таким культурным заведениям будет сложно, но возможно. Внимание будет равняться небольшим инвестициям и полезным связям. Нельзя сказать, что сразу все проблемы в этих сферах будут решены — нет, но возможность попытки все же будет. А вот «простые» люди так и не получат возможности решить собственные проблемы. Что им эти европейцы и футбол, если первоочередными все же останутся социальные выплаты, пенсии, зарплаты, жилье, трудоустройство, образование и инфраструктура?
Сейчас в «народе» ходит тезис, что на Евро можно заработать всем. Однако что может предложить моряк или механик? Герой фильма «Другой «Челси»: история из Донецка», депутат Николай Левченко, в фильме сказал фразу, что украинская политика — это бег на месте. Если руководство движется на месте, решатся ли проблемы? Будет ли польза от того, что до Евро осталось 101 день, два дня или оно вообще уже кончилось и мы будем жить дальше?