Проклятия, даже самые эмоциональные, искренние и «крепкие» — не панацея от новой встречи со злом истории. А вот холодный, трезвый сравнительный анализ схожих и различных моделей исторического развития — это куда более плодотворный путь. Ибо патриотизм — это не напряжение горловых связок, а кропотливая работа по реформированию общества на действительно цивилизованных, гуманистических принципах.
Сказанное относится и к действительно важнейшей теме ряда полемических материалов, помещенных в последнее время на странице «История и «Я» нашей газеты: фашизм и сталинизм, их генезис, сходство, различие и эволюция (см. «Близнецы» Сергея Игнатенко, №205 — 09.11.2002 г., «Какие палачи добрее и гуманнее» Андрея Сабо, №221 — 01.12.2002г. и «Близнецы-2» Ивана Гватя, №234, 20.12.2002г.). Сейчас мы представляем на суд читателей точку зрения Александра Карпеца. Хотели бы отметить лишь следующее. Безусловно, только слепой не видит разительного сходства между национал-социалистским и сталинским тоталитарными монстрами; но верно и то, что между ними все же нельзя ставить знак полного равенства по типу а=а. На наш взгляд, размышления А.Карпеца плодотворны и интересны именно тем, что автор исходит как раз из этой посылки.
То, что сталинизм — есть советский вариант фашизма, уже давно не является откровением. Поэтому непонятно, почему вокруг именно этого тезиса возник такой ажиотаж. Вот почему статьи «Близнецы» и «Какие палачи добрее и гуманнее» особого интереса не вызывают. Они не поднимаются над уровнем бытового сознания, при всем уважении к их авторам. Но статья «Близнецы-2» Ивана Гватя из Праги (№234 20.12.01) показывает очень опасные тенденции. Проблема зарождения и развития фашистских и тоталитарных обществ не столь историко-академична, как это может оказаться на первый взгляд. По моему мнению, в современной Украине существует ряд социальных, экономических и психологических причин для появления фашизма в том или ином виде. Впрочем, есть ряд факторов, которые пока не дают этой тенденции развиться.
Ниспровержение одних мифов сопровождается утверждением новых. Маркс говорил, что основной задачей науки является развенчание иллюзий общественного сознания. Психоанализ добавляет — бессознательного тоже. Я попытаюсь не только на книжном умозрении, но и на реальном современном опыте построить диалектическую картину. Фашизм и сталинизм в рациональных терминах полностью необъяснимы, здесь присутствует громадный элемент бессознательного, о чем постоянно забывают многие мудрствующие на эту тему.
МИФ О МАРКСИЗМЕ- ЛЕНИНИЗМЕ
Им теперь пугают детей. Я хорошо помню «высокий» уровень марксистско-ленинской подготовки комсомольских и партийных работников 80-х годов. С теми из пугающих, кто не изучал марксизм-ленинизм по возрасту, говорить особо не о чем.
Сначала в марксизме-ленинизме нужно разделить марксизм и ленинизм. Николай Бердяев в замечательной книге «Истоки и смысл русского коммунизма» выделил марксизмы классический (западный) и российский. Маркс ведет свою родословную от гуманистических традиций Возрождения и интеллектуальных традиций Фихте и Гегеля. Ленин ведет родословную от русских революционных беспредельщиков типа Нечаева («Топор или народная расправа»), Бакунина, Ткачева («Набат»), «Земли и Воли», «Черного Передела». Психологически он ближе к ним, чем к западным интеллектуалам, верящим в объективный социально- экономический процесс.
Привнесение Марксом и Энгельсом в механистический материализм гегелевской диалектики превратило нудную науку в искусство. Но Маркс — прежде всего социолог. Он говорит, что власть, капитал, деньги, собственность — это всего лишь общественные отношения, определяемые экономикой. Эти отношения должны служить человеку, а не наоборот. Экономический строй социализма он определял как «ассоциации производителей». Что это такое — никто не знает, ибо это утопия. Но в любом случае это не тотальная государственно-монополистическая экономика СССР. Гениальным открытием Маркса был тезис о товарно-денежном фетишизме и отчуждении индивида в обществе. А теперь слово Николаю Бердяеву: «Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма о полной зависимости человека от экономики, марксизм есть также учение об избавлении... о грядущем совершенном обществе, в котором ЧЕЛОВЕК НЕ БУДЕТ УЖЕ ЗАВИСЕТЬ ОТ ЭКОНОМИКИ, О МОЩИ И ПОБЕДЕ ЧЕЛОВЕКА НАД ИРРАЦИОНАЛЬНЫМИ СИЛАМИ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА . Душа марксизма тут, а не в экономическом детерминизме». Иван Гвать правильно заметил, что в марксизме есть много от мессианства, идущего от заповедей Моисеевых и Христовых. То, что социалистические идеалы были извращены, лишний раз доказывает диалектическую противоречивость мира, в котором от явления до его антипода рукой подать. Сталин создал фашистский режим, но причем тут Маркс?
С Лениным сложнее. Ленин — фигура мощная, зловещая и трагическая. Он сумел использовать ситуацию, в которую загнало страну бездарное царское правительство, одним из первых применил понятия массовой психологии, когда этой науки еще не было, но не совладал с иррациональной стихией. Он первым сказал о государственно-монополистическом капитализме как объективном следствии концентрации капитала. Сейчас вдруг заговорили об олигархах и бюрократии, забывая, что о них уже было сказано почти сто лет назад. Тезисы Маркса и Ленина о том, что идея, овладевшая массами, становится материальной силой, и что партия должна опираться на чаяния широких масс, я рекомендую нынешним акулам пиара, с умным видом изучающим номенклатурные расклады, написать себе на лбу, ибо это классика социологии.
Ленин не справился с бессознательной иррациональной деструктивностью масс, став ее заложником. Именно поэтому социализм Ленина таковым не был. Ленин вызвал к жизни Сталина. Без интеллекта Ленина шансов у Сталина не было. Гений Ленина смог перевернуть отсталую, косную страну только при наличии революционной ситуации. Сейчас многие с умилением говорят о том, как хорошо жилось простолюдину при царе-батюшке. Таким «интеллектуалам» следует освежить в памяти Кровавое Воскресенье 1905 года и мировую бойню, в которую бездарно влез царизм.
Перед смертью Ленин начал пересматривать многие свои взгляды. Отсюда переход к НЭПу, продналог, «Детская болезнь левизны в коммунизме», «Письмо к съезду». Пораженный склерозом мозг умирающего вождя, изолированного от мира своими же соратниками, понимал, что стая, в которой он был вожаком, уже сорвалась с цепи, вспомнил кровавые события Великой французской революции, свои разногласия с Плехановым, но процесс уже шел.
МИФ О СОЦИАЛИЗМЕ СТАРШЕГО БРАТА
Есть мнение, что социализм принесли в Украину красные комиссары из революционного Питера. Так вот, значительная часть украинской элиты начала XX века были приверженцами социализма — Владимир Винниченко (член Центральной Рады), с определенными оговорками Иван Франко, Леся Украинка и Михайло Коцюбинский, сын которого Юрий был красным командиром. Члены Центральной Рады Михаил Грушевский, Симон Петлюра, Никита Шаповал были социалистами. Петлюра устроил расстрел рабочих «Арсенала», которые были заражены русским социализмом, а Петлюра хотел им привить его украинскую разновидность. Красные, правда, потом отыгрались. Все они выпустили на волю зверя разрушения, одинаково предав и Заповеди Мессии, и социалистические идеалы, во имя которых уничтожали себе подобных. Социализм в Украине имеет не только российские корни.
МИФ О СОВЕТСКОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СТРОЕ
Советский строй социализмом не является по определению, поскольку подавлял личность экономически, политически, психологически . Экономически — это был государственный монополизм, политически — уничтожение любого несогласия и правление замкнутой клики, психологически — превращение индивида в стадное животное, в отчужденный винтик громадного бюрократического механизма.
Правление Сталина — откровенный фашизм. Но не все так однозначно. Была одержана победа в страшной войне. Какими методами? Дикими. Это были достижения не Сталина, а общества, которое на жилах все это вытянуло. Хрущевский период также неоднозначен, в том числе и в плане прав человека, но фашистским его никак не назовешь. Появляется материальное стимулирование труда, жилищная программа, развиваются наука и технологии. Апофеоз этого периода — выход в Космос. Брежневский этап — это не только застой. Были там и определенные социальные гарантии, бесплатное и неплохое образование. Именно при Брежневе социальный характер значительно удалился от садомазохистского авторитарного типа и стал более соглашательско-автоматизированным, т. е. более западным.
Ностальгия по социализму — это ностальгия не по сталинскому фашизму, а по героическому прошлому, былой мощи, динамичному развитию, относительно зажиточному, стабильному, социально-гарантированному брежневскому застою.
МИФ О ФАШИЗМЕ
Многие на Западе объясняют фашизм личностью «бесноватого фюрера», выводят нацизм из творчества Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера. Советский подход был более научным — монополистический капитал Германии привел к власти Гитлера для защиты от нараставшего рабочего движения. Это абсолютно правильно, но одними социально-экономическими факторами нацизм не объяснить.
Зерна авторитарного садомазохизма и деструктивности в «массовом бессознательном» заложены и онтогенезом, и филогенезом человека. Социально-экономическое и политическое бытие может притупить их, может модифицировать в созидательные импульсы (sic!), а может активизировать. Именно такой социальный характер преобладал в Германии после Первой мировой войны, и именно на него наложились упадок экономики и обнищание Веймарской республики. Гитлер был тем, кто сумел произвести рационализацию угнетенной психики масс. Не он «организовал фашизм»; но он был востребован зародышами фашизма из-за определенных особенностей своей личности. Такова диалектическая картина, учитывающая все факторы — экономические, политические, психологические и личностные.
Все это можно почерпнуть в книгах Эриха Фромма «Бегство от свободы» (1941 г.), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973 г.), статье «Революционный характер» (1932 г.), а также в книге неоднозначного Вильгельма Райха «Психология масс и фашизм», который еще в 30- х годах говорил о «несоциалистичности» советского социализма и уже тогда провел параллель между ним и немецким фашизмом. Оба они пережили становление фашизма в Германии и вынуждены были эмигрировать; короче, они изучали фашизм не в тиши кабинетов, а в реальной жизни, что особенно ценно.
МИФ О ЗАПАДНОМ КАПИТАЛИЗМЕ
Ближе всего к социализму подошли развитые страны Запада и помогли им в этом мы своим трагическим историческим опытом. Объяснение этого странного явления лежит на поверхности. Западная экономическая система построена на огромном количестве субъектов, каждый из которых наделен частью приватного или акционерного капитала. И чем больше концентрация капитала, например, при сравнении Греции и США, тем меньше доля приватного и больше акционерного. Капитал крупных корпораций принадлежит большому количеству частных инвесторов. ЧЕМ МЕНЬШЕ НАЕМНЫХ РАБОТНИКОВ И КРУПНЫХ КАПИТАЛИСТОВ И БОЛЬШЕ СОБСТВЕННИКОВ В ОБЩЕСТВЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ СОЦИАЛИЗМА. Ближе к марксовой «ассоциации производителей» ничего еще не было. Активизации этого процесса способствовал наш опыт, показавший западным демократиям пагубность монополизма. Наш отечественный капитал еще этого не осознал.
МИФ О ЗАПАДНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Западные ценности у нас уважают, когда под ними подразумевается работа в нормальных условиях с достойной зарплатой, получение в обмен на уплату налогов социальных гарантий, право владеть и распоряжаться частью собственности, судебная защита (прежде всего от государства) и т. д. Короче, все то, чего у нас нет, хотя и записано в Конституции. У нас даже слишком молятся на Запад.
Царскую Россию привела к революции и сталинизму Первая мировая война, развязанная империализмом, в т. ч. российским. Без военной разрухи шансов у Ленина и Сталина не было бы. А вот за фашизм западные демократии несут прямую ответственность. Страны Антанты сначала давили Германию репарациями, создав там нищету, а затем начали строить буфер против СССР, подыгрывая «коричневым». Самоустранение Запада в вопросах о судетских немцах и аншлюсе Австрии, Мюнхенский сговор, отдавший Гитлеру на растерзание Чехословакию, — развязали руки фашизму и поставили под удар западные демократии и мир в целом.
Покаяние Германии также неоднозначно. На государственном уровне фашизм осужден, выплачиваются компенсации. У современного немецкого бюргера стойкая аллергия на нацизм. Это правда. Но правда и другое. Проходят манифестации неофашистов; в Германии, случается, громят турецкие, арабские и другие этнические кварталы. Самое тревожное, что в этом принимает участие молодежь. Фашизм в массовом бессознательном Германии не искоренен окончательно!
Тему же «балканского мясника Слобо» в свете западных ценностей лучше было не трогать. «Славянофильские симпатии» высказывались не мерзавцу Милошевичу, а народу, попавшему под бомбы и ракеты. Впрочем, победой НАТО это назвать нельзя. Я неплохо знаю этих немного странных югославов. У них есть стержень внутри. Штатам он не по зубам. Зачем было разрушать мосты через Дунай в Белграде и Нови-Саде? Безнаказанность от осознания того, что у югославов нет современных систем ПВО? Украина очень сильно пострадала экономически. Сколько ни заявляло наше руководство о компенсации потерь — в ответ тишина.
МИФ О ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЕ
Здесь находится один из тех иррациональных корней, очень крепко удерживающих сталинизм в памяти. Фашист Сталин в общественном надсознательном буквально «припаян» к победе в войне, хотя это, мягко говоря, не так. Но бессознательному не прикажешь, хотя изменить архетип можно; но пройдут годы и поколения, а тема покаяния станет неактуальной. «Покаянию» Тенгиза Абуладзе почти 15 лет; шуму было много. А где результат?
В брежневские времена в кинотеатрах прошла совместная советско-американская многосерийная «Великая Отечественная». Фильм был в меру объективным и пропагандистским. На Западе он прошел под названием «The Unknown War». Выяснилось, что в 70-х (всего через 30 лет!) эта война на Западе действительно была неизвестной. Память короткая? Нет, вся причина в пропаганде, которая давила на психику не хуже советской. Большинство американцев искренне считало, что их победа над японцами на одном из островов архипелага Папуа-Новая Гвинея решила исход Второй мировой! Они не знали, что основную тяжесть войны вынесли на себе народы СССР, в том числе и украинцы. Союзники действительно помогали. Забывать об этом — черная неблагодарность. Но не более того; историю открытия Второго фронта лучше не вспоминать.
Иван Гвать не может разграничить несопоставимое. Он вспоминает детские игры в «наших» и «фашистов», внушенные советским кино. Советское кино неоднозначно по определению. Герой Леонида Быкова погибает под танком, защищая свою страну. Герой Сильвестра Сталлоне не погибает никогда — он «мочит» всех налево и направо, зарабатывая хорошие деньги, и это звучит жизнеутверждающе!?
МИФ О «ЛЕВИЗНЕ» ЗАПАДНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Это, вообще говоря, не миф. Большая часть европейской интеллектуальной тусовки XX века «топталась» вокруг марксизма, а последние 200 лет вокруг социализма. «Топтаться» больше было негде — мало было значимых тем. Жан-Поль Сартр не только разговаривал, но и боролся в рядах Сопротивления, ядром которого были коммунисты, нравится это кому-то или нет. Эрих Фромм назвал социалистическую литературу самой талантливой и эмоционально насыщенной. Сталинизм извратил светлые идеалы, но идеалы то здесь при чем?
Герхарт Ригнер, предупреждавший в 1942 году западные демократии о фашистских зверствах, был достойным человеком. Но еще в 1932 году в статье «Революционный характер» Эрих Фромм предупреждал о вероятном приходе Гитлера к власти. Он говорил, что основная масса сопротивления не окажет, назвал причины этого. Запад проигнорировал эти предупреждения. Ему нужен был противовес Сталину. Западные демократии не меньше Гитлера и Сталина виноваты в мировой бойне.
ВМЕСТО РЕЗЮМЕ
А теперь то, чем, вероятно, следовало ограничиться. Германия покаялась в фашизме, потому что там были экономические и психологические предпосылки для избавления от «коричневого» наследия фашизма, мы же стали жить даже хуже, чем жили при социализме, авторитарный компонент в нашем социальном характере далеко не изжит. Для того, чтобы избавиться от пережитков фашизма и сталинизма, одного морализаторского и околорелигиозного надрыва недостаточно, но вот морально-этический аспект необходим. Нужно решить комплекс экономических, социальных и психологических проблем современного общества, в т.ч. и западного. Сделать это без материалистической диалектики и аналитической психологии невозможно.
На днях в Аргентине из-за финансового кризиса массы вышли на улицу, круша и сжигая все на своем пути. Армия не вмешивается. В стране чрезвычайное положение. Грабя магазины, аргентинцы проклинают американцев и МВФ, и тут они правы. Враг уже найден. Президент страны удрал на вертолете и заочно подал в отставку. История продолжается.