Во время недавнего секвестра бюджета практически по каждой статье расходов, которую пытались урезать, шли жестокие споры. Ни одно ведомство не хотело уступать свои запланированные расходы в фонд борьбы с коронавирусом, а общественность возмущалась сокращением расходов на науку, образование и культуру. Впрочем, были и статьи, сокращение которых прошло практически незамеченным, хотя и было весьма значительным. Об одной из таких структур, которая полностью утратила финансирование, речь пойдет дальше.
Фонд Президента Украины по поддержке образования, науки и спорта в этом году потерял 500 млн гривен из-за коронавируса. Это — все запланированное финансирование, поэтому после секвестра он не сможет выделить ни одного гранта на этот год. Что интересно, фонд существует уже два года, каждый раз получает бешеную бюджетную поддержку, но так и не профинансировал ни одного образовательного, научного или и спортивного проекта. Вспоминают о нем — только во время очередного перераспределения средств. Почему фонд существует только на бумаге, какова его роль и нужна ли вообще такая структура?
НЕ УДАВШИЙСЯ ПИАР
О Фонде Президента, который должен заниматься поддержкой образования и науки, заговорили после обнародования бюджета-2019. При не слишком щедром финансировании других образовательных и научных статей вдруг оказалось, что на отдельный фонд под эгидой тогдашнего президента Петра Порошенко нашелся целый миллиард гривен! Такая невиданная «щедрость» вызвала много вопросов. Ведь структуру, тогда носившую название Фонд Президента Украины по поддержке образовательных и научных программ для молодежи, создали 6 ноября 2018-го, буквально за несколько недель до принятия бюджета на 2019-й год. И из обнародованной информации было не совсем понятно, как этот фонд должен работать.
«С самого начала это была предвыборная акция, — рассказывает глава научного комитета Нацсовета по вопросам развития науки и технологий, профессор Алексей КОЛЕЖУК. — Поскольку фонд создавали впопыхах, то в соответствующем указе не продумали вообще, что значит «Фонд Президента». Могут быть всякие отличия имени Президента, но роль самого Президента в таком случае сводится к патронату, вручению наград лично. Здесь же ситуация была несколько непонятна. Все рычаги управления находятся каким образом у президента, но деньги использовались бюджетные, и положили их в «корзину» МОН. Эта конструкция изначально была несколько несуразной и затормозилась именно поэтому».
Судя по указу президента Порошенко, фонд должен был оказывать поддержку молодежи в продолжении обучения по программам магистров, докторов философии и докторов наук в украинских и иностранных вузах. Также должны были финансировать стажировки, участие в семинарах и конференциях за рубежом и привлекать научных деятелей из-за рубежа к работе в украинских научных учреждениях. Подробная информация о работе фонда должна содержаться в соответствующем положении. Проект положения о Фонде Президента, согласно указу, должны были разработать до 1 декабря. По словам Алексея Колежука, проект был, и Нацсовет по вопросам науки с ним знакомился. И эти положения не были выписаны должным образом, из-за чего фонд в некоторых частях дублировал Национальный фонд исследований. Как следствие документ так и не приняли.
«Дальше все потеряло смысл, потому что даже если есть содействие Президента, то нельзя за два месяца запустить фонд, провести конкурс и раздать деньги. Думаю, после того, как в Администрации Президента это поняли, интерес к этой идее исчез», — объясняет Колежук.
ПОТЕРЯННЫЙ МИЛЛИАРД
Бумажный фонд с якобы миллиардом гривен в таком виде достался в наследство новому Президенту Владимиру Зеленскому. Правда, перед тем как проводить конкурсы и делить средства между молодыми учеными, новый гарант решил прежде всего эту структуру переименовать. Так появился Фонд Президента Украины по поддержке образования науки и спорта. К его функциям добавилось еще две: поощрение молодежи за достижения в образовательной, научной и спортивной деятельности и реализация проектов в сферах образования, науки и спорта. Но на работу фонда это не повлияло никак.
Указ о переименовании появился в конце сентября 2019-го. Уже тогда было понятно, что распределить средства не хватит времени. Поэтому в указе сразу прописали: неиспользованный миллиард сохранить на счетах специального фонда государственного бюджета и разрешить его использование в следующем бюджетном году. Но впоследствии оказалось — бюджетное законодательство этого не предусматривает, поэтому деньги придется «списать». Как сообщила нам руководитель направления образования и науки в Офисе Президента Алиса Лялина, сначала Верховная Рада Украины внесла изменения в бюджет, сократив его финансирование на 800 млн грн. Впоследствии, в декабре, повторно внесли изменения в госбюджет и перераспределили оставленные 200 млн грн из Фонда Президента Украины на достройку больницы «Охматдет».
«Это была та критически важная сумма, которая позволила ускорить достройку главной детской больницы страны», — уверяет Алиса.
Так Фонд Президента остался вообще без денег и в 2020-м. Но сможет ли он заработать в следующем году — тоже под вопросом.
ИЗМЕНИТЬ ПРАВИЛА ИГРЫ
Как сообщила Алиса Лялина, в Офисе Президента работают над тем, чтобы создать необходимые условия для запуска фонда.
«Офис Президента осуществляет работу по наработке тех механизмов, которые позволят обеспечить принципы прозрачности, простоты подачи заявок, оперативности, регионального равенства. К такой работе активно привлечены специалисты Министерства образования и науки Украины, Министерства культуры, молодежи и спорта Украины, Комитет Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций. Очень важно, что в процессе наработки механизмов деятельности Фонда активно участвуют представители образовательной и научной общественности, эксперты в сфере спорта, а также общественные активисты. Главной целью Фонда является обеспечение устойчивого развития сфер образования, науки и спорта, а также стимулирование новаторских решений за счет государственной поддержки инициатив профессиональной среды», — заключает Лялина.
Алексей Колежук также присутствовал на встречах с Офисом Президента. Он рассказывает, что на самом деле фонд столкнулся с рядом неразрешимых проблем, которые просто не дадут ему работать в том виде, который сейчас есть:
«Лежит вот такая «игрушка» — фонд. У новой команды был шанс полностью изменить правила игры, сделать из «игрушки» что-то другое, но они этого не сделали. Эта «игрушка» была взята в том же несуразном виде, в котором досталась по наследству. Поэтому те, кто взял ее в руки, столкнулись с теми же проблемами. Например, если руководство фондом остается за Офисом Президента, то какое это будет юридическое лицо? Офис Президента не имеет полномочий создавать юридические лица. Далее, кто будет проводить экспертизу для грантов? В Офисе пока решили, что научную экспертизу для научных проектов стоит отдать на аутсорсинг Национальному фонду исследований. Но среди прочего в компетенцию фонда теперь еще и вписан спорт. Это уже другой профиль, кто будет им заниматься? Чтобы избежать этих проблем, нужно фонд полностью уничтожить и создать совершенно другую структуру, четко определив, что она должна делать».
По мнению пана Алексея, необходимо должным образом выписать нормативную базу, к тому же определиться с принадлежностью фонда. Ведь во многом работать ему мешает именно протекторат Президента:
«Я бы это передал коллегиальному органу, можно было бы сделать кооперации в управлении с представителями соответствующих иностранных фондов. Можно сделать отдельный наблюдательный совет, а слово «Президент» в названии фонда было бы фишкой для вручения наград. Ведь на самом деле работа такого фонда противоречит обычным задачам Офиса Президента», — заключает ученый.
НУЖЕН ЛИ ФОНД ПРЕЗИДЕНТА?
Вопросу грантового финансирования научных проектов в настоящее время в Украине уделяют мало внимания — и зря. В развитых странах существует два вида финансирования науки: базовое и конкурсное. Базовое финансирование покрывает зарплату ученых и вспомогательного персонала, поддержание инфраструктуры научных учреждений (коммунальные платежи, текущий ремонт и амортизацию оборудования) и основные потребности в реактивах и расходных материалах, объясняет доктор физико-математических наук по специальности «биофизика», ведущий научный сотрудник Института физики НАН Украина Семен ЕСИЛЕВСКИЙ: «Для выполнения конкретного исследования часто требуются гораздо большие средства: специфическое дорогостоящее оборудование и реактивы, исполнители на временных контрактах, дорогостоящие зарубежные командировки и экспедиции. Для этого существуют грантовые фонды, как государственные так и частные. Их задача — предоставлять средства для целевого выполнения конкретной научной работы».
Грантовые фонды достаточно распространены в странах с высоким уровнем развития науки. В частности, Алексей Колежук приводит опыт Германии, где есть сразу несколько государственных и частных фондов, имеющих различные направления: «В зависимости от того, фундаментальная ли это наука, ты хочешь иметь деньги на работу аспиранта или ассистента или хочешь купить дешевое или дорогое оборудование в зависимости от того, твой научный проект больше прикладной или индустриальный — для всего этого есть различные фонды и институты, которые это сопровождают».
В Украине к этому моменту большая часть источников, из которых можно было брать средства на научную работу, были ведомственными. К примеру, свои грантовые конкурсы имели Министерство образования и науки, а также Национальная академия наук Украины. Кроме них был еще Государственный фонд фундаментальных исследований, на месте которого сейчас создали Национальный фонд исследований. К слову, на днях он уже объявил конкурс на гранты. И сейчас это единственная независимая структура, из которой ученые смогут получить финансирование своих проектов. Но нужно ли нам больше? Здесь мнения наших экспертов разделились.
«В этом смысле нам не помешало бы иметь профилированные фонды с разной направленностью, — выдвигает идею Алексей Колежук. — Фонд, который работает для молодежи, — это замечательная вещь. Эту специфику вообще можно было бы забрать у Национального фонда исследований, а все гранты, связанные со стажировками, поездками на конференции, проектами, связанными с привлечением молодежи к науке, можно было бы собрать под крышу отдельного фонда с отдельным профилем экспертизы, и это было бы разумно. Так же можно сделать фонд по инновационным разработкам. Когда речь идет не о фундаментальной науке, а о разработках, которые заканчиваются созданием чего-то похожего на продукт».
А Семен Есилевский уверяет, что в Украине нет столько ученых, которые могли бы воспользоваться таким грантовым финансированием, поэтому создавать отдельный фонд для каждой небольшой группы ученых — слишком сложно и затратно.
«У нас всего примерно 20 тыс. активных ученых (не путать с носителями формальных научных степеней), а тех, кто работает на мировом уровне, из них хорошо если треть. Это мизерное количество, наименьшее среди стран Европы. Национального фонда исследований для такого количества вполне достаточно. Надо понимать, что фонд — это довольно большая бюрократия. В нем есть глава, правление, наблюдательный совет, административный аппарат, бухгалтерия, делопроизводство, куча сложных нормативных документов и процедур. Все это стоит денег. Зачем это дублировать? Кроме того, учитывая очень небольшое количество хороших ученых, где набрать экспертов для оценки проектов сразу на несколько различных фондов, да так, чтобы не было никакого конфликта интересов?» — говорит Семен Есилевский.
Следовательно, можно предположить, что необходимости в Фонде Президента нет, но его работа все же принесла бы молодежи в науке и спорте определенную пользу. Но пока этот фонд существует на уровне документированной идеи, делать выводы о его возможной роли довольно сложно. Учитывая непростую экономическую ситуацию в стране, сможет ли эта структура рассчитывать на бюджетные средства в следующем году — пока вопрос. Поэтому грантовое финансирование молодежи Президентом может остаться в истории на уровне скандальных публикаций о перераспределении бюджетных миллионов.