Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Миллионы – в ямы

Министерство инфраструктуры выделило 1,35 миллиарда гривен на ремонт дорог. Проконтролировать процесс оно предлагает водителям
28 мая, 2015 - 12:18
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Дороги без ям «светят» нам в перспективе, по-видимому, очень далекой. Недавно Министерство инфраструктуры заявило, что начинает ямочный ремонт на дорогах местного и государственного значения. На латание дыр выделено 1,35 миллиарда гривен. Зная, что украинцы такой подход критикуют, потому что часто эти ямы латают в дождь или снег, с нарушением  технологии, министерство решило снизить градус вероятных возмущений, потому предложило водителям самим проконтролировать ход ремонта.

В обращении ведомства к участникам дорожного движения идет речь о том, что когда водители увидят, как ремонтируют дороги в неблагоприятную погоду, без ограждения места выполнения работ или с другими нарушениями, то нужно непременно сообщать об этом в министерство. Посылать фото с координатами с места ремонта по электронному адресу: [email protected].

Реакция водителей была мгновенной. Шквал бурных эмоций взял верх над конструктивным диалогом. Граждане не понимают, кто будет контролировать посланные обращения, зачем вкладывать деньги в ямы, не проводя реформу дорожной отрасли в целом. Понятное дело, что такой суммы средств на качественный ремонт проблемных участков не хватит, но на какой-то десяток километров — вполне. На заметку министерства на его странице в «Фейсбуке» появился ответ, что за эти средства можно построить 500 километров дороги класса «А», это автобан в четыре полосы, или пять тысяч километров класса «С», это двухполосная дорога областного международного значения.

Но чиновники рассуждают иначе. И обещают украинцам реформу дорожной отрасли. Правда, когда именно ее ожидать, не говорят. Свыше месяца назад премьер-министр Арсений Яценюк заявлял, что такая реформа необходима, но контролировать ремонты дорог уже сейчас могут независимые иностранные компании, к примеру, немецкие (по мнению премьера, они самые лучшие в сфере контроля за качеством дорог). Министр инфраструктуры Андрей Пивоварский услышал и пообещал, что «иностранная компания, которая будет выбрана, будет иметь до десяти мобильных групп, которые будут ездить по разным областям и проверять, где сделали ямочный ремонт и каким образом». И заметил, что «украинские дороги будут лучше, но в перспективе».

Эксперт по безопасности дорожного движения Виктор Козориз согласен, что аудиторские компании нужны, и не только на этапе непосредственного ремонта дорог, но и на стадии разработки проекта ремонта.  «Есть общепризнанная практика, когда сначала анализируется проектная документация. У нас ни один проект не проходить независимой общественной или профессиональной экспертизы. Аудит может выяснить, что через населенный пункт эта дорога не может проходить. Сейчас идет ремонт дороги Пирятин—Полтава, это дорога международного значения, ремонтируется с привлечением иностранных инвестиций. Для этого нанята итальянская фирма, которая занимается также мониторингом, аудитом выполнения строительных работ, соблюдения технологий и норм безопасности. Ехал этой дорогой, удивляюсь, таких я еще не видывал: на каждом перекрестке стоят информационные щиты, построены надземные переходы, а около сел есть подземные тоннели, чтобы и животные могли перейти. Вот разница», — подытоживает эксперт.

Но одними заявлениями проблемы не решишь. Уже давно специалисты говорят, что «Укравтодор» нужно лишить функции ремонта дорог, потому что сейчас структура является владельцем дорожно-эксплуатационных компаний, то есть сама себе заказывает проекты ремонтов, сама контролирует и тратит деньги. Кроме того, Виктор Козориз советует вносить изменения в стандарты строительства дорог, привлекать иностранные компании на конкурсной основе, которые будут выполнять работу и нести за это ответственность. А обращение министерства к водителям, чтобы посылали фото латания ям с нарушением, эксперт считает самообманом. Во-первых, не все знают, по какой технологии нужно этот ремонт делать, во-вторых, никто ж не будет стоять над душой строителей.

Несколько лет назад возмущение водителей поднялось до высокого уровня,  возникла кампания «Я ненавижу «Укравтодор»», появился любительский сайт «Укр’яма», на котором любой мог обозначить на карте Украины место, где нужно произвести ремонт, послать обращение к дорожным службам и ГАИ, если есть реакция и устранение дефекта, на сайте это отображалось. В первые волны работы «Укр’ями» было внесено почти четыре тысячи заявок о дефектах, свыше полутора тысяч обращений к ГАИ, а исправлено всего 454 проблемных участка. Сейчас же сайт изжил себя, обращений практически нет, по-видимому, из-за разочарования в бездеятельности чиновников. Но одна лишь общественная активность не может в корне решить проблему. Это лишь указатель, в каких направлениях должно двигаться Мининфраструктуры.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ