Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Минздрав предупреждает: реклама — это яд!

15 июня, 2006 - 00:00
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Здоровый образ жизни в нашей стране, увы, не в моде. Нельзя также назвать сформировавшейся культуру применения лекарств. Все проблемы с самочувствием (разболелась голова, закололо в боку) решаются старым проверенным способом — таблетками. Особенно «сознательные» пьют лекарства даже при отсутствии жалоб — просто так, для профилактики. При этом о новых препаратах мы узнаем не от врачей, посещать которых тоже не особенно любим, а от знакомых, в лучшем случае от сотрудников аптек, далеко не всегда имеющих соответствующее образование. Для многих же решающим фактором в выборе лекарства стала реклама. «День» решил разузнать, действительно ли безопасен этот «двигатель медицинской торговли» и можно ли ему доверять?

...О том, что она страдает дисбактериозом, Светлана Павловна случайно узнала из... рекламы. Перечисленные симптомы были налицо, кроме того, в ролике настоятельно уверяли: препарат абсолютно безопасный и побочных эффектов не имеет. Не раздумывая, как, впрочем, и не консультируясь с врачом, женщина начала прием лекарства. По прошествии нескольких недель Светлана Павловна поняла: не помогает! Но отправляться на прием в поликлинику все еще не спешила. По совету девочки из ближайшего аптекарского киоска начала глотать голубую глину и усердно насаживать полезные бактерии. Когда деньги кончились, а симптомы никуда не исчезли, идти к доктору все же пришлось. Как оказалось, никакого дисбактериоза у нее и в помине не было!

Реклама лекарственных средств напрямую связана со здоровьем людей и уже потому — рискованная. Хотя все рекламируемые препараты и относятся к категории «безрецептурных», нерациональный прием даже самых «безобидных» медикаментов чреват серьезными последствиями. Тем более, что большинство потребителей рекламу воспринимают как руководство к действию. Больные все чаще занимаются самолечением, а за квалифицированной медицинской помощью обращаются только, если рекламируемые лекарства не помогают, тратят, не раздумывая, сумасшедшие деньги на бесполезные препараты и нередко упускают драгоценное время. Случай Светланы Павловны далеко не единичный. Грубые нарушения в рекламе лекарственных средств сплошь и рядом. Вот и выходит, что доверчивые потребители то и дело находят у себя симптомы несуществующих заболеваний, ставят диагноз и начинают лечение! А ведь, согласно законодательству, реклама лекарств обязана содержать информацию о противопоказаниях и необходимости консультации с врачом.

«І до ворожки не ходи!» — звучит слоган одного из рекламируемых ныне препаратов. Перед покупкой нового лекарства посещать ворожей не стоит, а вот визит к доктору и впрямь будет не лишним! Даже банальная аллергия — заболевание довольно сложное, и бесконтрольное самолечение может привести к существенному ухудшению самочувствия. Вот только изготовители рекламы противоаллергических средств осторожности законодателей не разделяют: «Алергія зникне вмить... прийміть!» Если же рекламный ролик все-таки содержит упоминание о необходимости консультации с врачом и соблюдении инструкции, то оно находится в эфире столь короткое время, что услышать его или прочесть практически невозможно. Предупреждение в кадре вроде бы есть, но внимания аудитории не привлекает.

По закону

Елена МОРОЗОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ