Говорить о мире, миротворчестве, примирении с врагом — сейчас не самая популярная тема в Украине. В то время, когда российская армия со всех сторон сжимает Украину, больше разговоров о войне и о том, как нам защититься от вероятного вторжения.
И все же отец Георгий КОВАЛЕНКО, ныне священник ПЦУ, ректор Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости, соорганизатор миротворческого проекта «Понимание. Религиозные сообщества и преодоление поляризации украинского общества», а в прошлом — бывший глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП и спикер предстоятеля УПЦ митрополита Владимира (Сабодана), считает, что нужно говорить о мире, потому что война когда-нибудь закончится и должны быть те, кто будет его строить. А еще, по его словам, нужно не бояться и не забывать жить.
«ПРЕДЧУВСТВИЕ ВОЙНЫ ИЛИ ДРУГИХ ПОТРЯСЕНИЙ ПОБУЖДАЕТ ЗАДУМАТЬСЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ»
— Вы священник, давно вышедший за пределы ассоциаций с одним храмом или одним саном. В тревожные, темные времена потребность Бога становится больше — скажите, пожалуйста, так ли это, исходя из ваших наблюдений? Верно ли, что люди обычно обращаются, ищут Бога, становятся ближе к Нему только в сложных обстоятельствах?
— Социология утверждает, что украинское общество стабильно религиозное. Однако для того, чтобы по-настоящему обратиться к вере, необходимо нечто большее, чем просто попытка искать выход из ситуации, когда не все контролируешь. Такие сложные времена – как раз период, когда человек может услышать Евангелие. Однако, чтобы оно стало основой жизни, произошло изменение ума, нужно еще и работать над собой.
Недавно я побывал в «Интеллектуальном салоне Кошкиной и Троицкого», который был посвященном теме «Как прекратить панику и не умереть от страха». И там психолог Олег Покальчук, собственно, говорил о том, что у верующих есть этот источник, из которого черпают силу, особенно в сложные времена. Но к моменту их наступления его уже нужно иметь. Если мы говорим о христианстве, то это значит, что я, например, христианин не только в храме в воскресенье, но и дома, на работе, во время войны… Когда жизнь проверяет мою веру, тогда моя вера жива.
— Отче, а мы все обязательно будем проверены жизнью?
– Каждый. И это не обязательно связано с войной. На днях написал пост: «Вы же о войнах услышите и о военных слухах, смотрите, не пугайтесь… А о дне том и часе не знает никто…» Это цитаты не из сегодняшних новостей. Это слова Христа. Будь мы так мобилизованы Евангелием, как сообщениями информагентств, возможно, наше общество было бы иного качества и наша сплоченность тоже. И оно было бы более способно противостоять вызовам зла внутренней силой добра. В свое время Архистратиг Михаил одним словом сбросил с Неба загордившегося Денницу с другими низменными духами. Призыв Евангелия: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Послание к Римлянам 12:21) – задача для нас. В сложные времена есть возможность попробовать альтернативное действие, которое управляется не ненавистью, страхом, насилием, а все-таки этим внутренним миром, который не является капитуляцией. Миротворец – не тот, кто капитулирует. Миротворец — тот, кто готов к происходящему и может защитить. И это важно понимать, потому что иногда у нас под сомнение ставят такие понятия, как миротворчество или другие, связанные с развитием мира.
Библейские наставления: «Не бойтесь!» и «Готовьтесь!».
— Некоторые христиане напуганы, мол, переживаем последние времена…
— Почти каждое поколение христиан думает, что оно живет в последнее время. И почти в каждом поколении христиан есть те, кто видит знаки и символы этого. В Евангелии сказано: «А о дне и часе не знает никто: ни Ангелы Небесные, ни Сын, только Сам Отец» (Матф. 24:36). Этот поиск даты и времени – ловушка. Предчувствие войны или других потрясений, война на востоке Украины вот уже восемь лет побуждают нас задуматься о смысле жизни, которая длится не так долго, как исторические процессы. Современные люди пробуют откреститься от темы погибели, конечности земного бытия. На самом деле в такие непростые времена становится очевидным то, во что мы, христиане, верим. И мы должны демонстрировать даже меньше того же страха. Ведь в Библии сказано: «Не бойтесь!».
– Кажется, 365 раз – на каждый день года!
– С одной стороны: «Не бойтесь!». А с другой: «Готовьтесь!». Готовьтесь не только к возможной агрессии со стороны врага, но и к встрече с Богом – каждому в свое время. Следует видеть и другой горизонт — он так же реален, как угроза полномасштабного вторжения.
«ВРЕМЯ ГОВОРИТЬ О МИРЕ»
— Один протестантский пастор рассказывал, что в прифронтовых селах на востоке Украины часто любовь Бога и, собственно, принятие Его, покаяние, миростроение, о котором мы будем далее говорить, воспринимается через обеспечение базовых потребностей: помочь с пищей, водой, дровами и углем… Каково ваше мнение об этом?
— Господь говорил: «Ибо я голодал, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был странником, и вы приняли меня; 36 был наг, и вы одели меня.» (Матф. 25:35-36).
На самом деле в таких моментах происходит встреча с Богом: люди, совершающие добрые дела, являются руками Божьими. Не случайно мы называем Церковь Телом Христовым. С другой стороны, встреча с человеком в нужде для того, кто может помочь, тоже является встречей с Богом, как Он и говорил.
— В 2017 году Комиссия по вопросам социального служения Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (BСЦиРО) приняла Стратегию миростроения «Україна — наш спільний дім». Разумеется, понятие мира имеет множество аспектов. Этот документ, на который вы ссылаетесь также, не опережает время, если говорить о его главном аспекте: состояние покоя, период между войнами, согласие разрешать конфликты без применения насилия, как приводит значение этого слова Википедия? Вряд ли Путин в своих новоимперских амбициях успокоится. Да, мы молимся и верим, что полномасштабного вторжения, как и какого-либо, не будет, однако жить северный сосед спокойно тоже не даст — гибридная война в разгаре.
— Пора говорить о мире. Все равно война закончится и должны быть люди, которые должны его строить. Более того, если мы говорим об Евангелии, то, сказать бы, единственная политическая заповедь христианину звучит так: «Блаженны миротворцы, ибо они наречены сынами Божиими» (Матф. 5:9).
Появление этого документа еще в 2017 г. говорит об уровне понимания нашими Церквами важности миротворчества. К слову, только в декабре прошлого года был создан Украинский национальный центр развития мира, и большая группа экспертов, к которой присоединились, в том числе, представители религиозных сообществ, разработала «Концептуальные принципы развития мира в Украине в условиях продолжающегося вооруженного конфликта». Следует понимать, что развитие мира — это процесс. Он может быть не только внешним, но и внутренним, то есть внутри государства. Важно, чтобы развитие мира было не только там, где находятся миротворцы в шлемах — peace keeper, но и peace maker. (В украинском языке понятие «миротворець» в евангельском и международно-политическом значениях – одно слово. В английском же – два.)
Приведу еще один пример. Первые разговоры о том, чтобы иметь общий учебник по сложной истории между Германией и Францией, возникли в начале 1930-х годов. Потом пришел к власти Гитлер, далее Вторая мировая война. Когда все эти ужасы закончились, немцы и французы снова вспомнили о тех, кто исследовал указанную тему. Но первый общий учебник вышел уже в ХХІ веке — в 2007 или 2008 году. То есть это определенный путь, который проходит общество.
У меня есть такое мнение: война заканчивается тогда, когда ее участники или потомки тех, кто воевал друг против друга, вместе молятся за упокой погибших и мир для ныне сущих.
Если говорить о Второй мировой войне, то для Германии и Франции она закончилась примирением, а для Советского Союза, наследницей которого Россия считает себя, лишь перемирием. Возрождение агрессивной риторики и бряцание оружием об этом свидетельствует.
— Как продолжение предыдущего вопроса: какой запрос на мир — в главном понимании этого слова — есть в украинском обществе? Я в том смысле, что до недавнего времени темы, как, например, выборы в ОРДЛО, вызывали большое возмущение. Сейчас Украина получает беспрецедентную поддержку со стороны некоторых европейских стран, Британии и США. Состоятельные украинцы скупают оружие, вступают в объединение территориальной обороны, готовятся к самозащите. А вот пример заголовка ТОП-издания: «Руки чешутся, пусть уже идут в наступление». Как живет Бердянск в ожидании морского десанта РФ».
— Верю в то, что сейчас украинцы стремятся защитить мир. Недавно читал Энциклику «Все братья и сестры/Fratelli Tutti» Папы Франциска, в которой один параграф завершается словами: «Нет – любой войне!». Как положено, сразу получил под этим постом порцию зрады (Смеется.) Но в том же документе говорится о прощении: простить — не значит дать угнетателю возможность угнетать дальше, а лишить его силы, установить мир и справедливость. Сегодня, мобилизуясь защищать свою семью, Родину, надо научиться настоящему миру, чтобы стать его защитниками. К сожалению, еще не наступило то время, о котором написано, как у пророка Исайи, на стене у здания ООН в Нью-Йорке: «…Не поднимет меч народ против народа, и больше не будут учиться войне».
«ГЛАВНЕЙШЕЕ НАШЕ ДОСТИЖЕНИЕ — ЛЮДИ»
— За более чем год существования проекта «Порозуміння», реализуемого при поддержке Министерства иностранных дел Германии через IFA (Институт внешних отношений) в программе финансирования ZIVIK, состоялись онлайн-вебинары и офлайн-встречи о различных аспектах миростроения. Встречи прошли в восьми городах страны с участием политологов, юристов, философов, педагогов, а также спикеров и участников из православных Церквей обеих юрисдикций, УГКЦ, иудеев, мусульман. По вашему мнению, в то время, когда мы говорим о внешнеевропейской интеграции, состоялась ли внутриукраинская?
– Название проекта – «Порозуміння. Релігійні спільноти і подолання поляризації українського суспільства». Он уже подошел к концу. Но, знаете, понимание – это как задача.
Мы стартовали в прошлом году весной в достаточно неблагоприятных условиях: концентрация российских войск на границе с Украиной, и ни о каком мире никто говорить не хотел. Пришлось объяснять, мол, речь не идет о капитуляции… Потом на наши встречи повлиял Covid-19 — они переносились, частично происходили онлайн.
На самом деле миротворческие проекты в Украине только начинаются. Сказать, что сейчас они мейнстрим в общественно-политической или религиозной среде, было бы явным преувеличением. Поэтому те, кто этим занимается, либо под подозрением с обеих сторон, либо в состоянии определенной депрессии. Проще, когда ты определился, что есть враг и надо бороться. А когда говоришь: «с ним надо договариваться»; «это он тебя определил врагом, а не наоборот»; «нужно предложить мир, но не на его условиях», — более сложная история.
Мы побывали в Бахмуте, Славянске, Одессе, Харькове, Сумах, Хусте, Львове, Остроге. Проблемы, беспокоящие местных жителей, с одной стороны, одинаковы повсюду, а с другой — у каждого региона свои особенности. Нам нужно учиться жить в обществе многообразном. И учиться слушать друг друга.
Главнейшее наше достижение – люди. Сейчас продолжаем написание и публикацию текстов о развитии мира, которых в Украине не так много: www.oou.org.ua/peacebuilding. Очень важно, чтобы они распространялись. Также мы в диалоге с Украинским национальным центром развития мира. Поэтому можно сказать, что там религиозный кластер уже как-то представлен. Люди мира есть, их нужно сконтактировать друг с другом.
– Вы и ваши партнеры изучали опыт миростроения в других странах. Как вы считаете, ситуация какой страны напоминает нашу, где общество — постгеноцидное, постсоветское (по словам известного исследователя Голодомора Джеймса Мейса, независимость 1991 года получила УССР; а первый посол Польши в Украине Ежи Бар отметил: мол, наша страна была ближе к эпицентру поражения). И сейчас, можно сказать, оно проходит свою Книгу Исход, если обращаться к Библии.
— Опыт каждой страны уникален, но вызовы, с которыми сталкивается то или иное государство во время конфликтов, войн и их преодоления, все же общие. Поэтому очень важно изучать эти кейсы, как сейчас модно говорить. Как раз открываем много текстов, касающихся Второй мировой войны и периодов после нее – в разных странах. Я не сужал бы до подобности нашей ситуации чьей-либо.
Что касается украинского общества, то постоянно говорят, что это – выход из плена рабства. Однако Богоизбранный народ вышел и ушел в другую землю, а мы как были на своей земле, так и останемся. Украинцы внутренне должны выйти из рабства, а свою землю защитить. Но здесь есть немаловажный момент, на который не всегда обращают внимание. Еврейский народ мог дойти до обещанного края за сорок дней, вместе с тем дошел за сорок лет. Почему? Блуждали, пока учились. Через несколько дней после ухода из Египта он получил заповеди, в которых заложены принципы жизни свободных людей. Таким образом, если хотим выходить из рабства, нужно перечитать заповеди, которые как раз и утверждают свободу. Первое: «Я Господь, Бог твой, выведший тебя из земли Египетской из дома рабства. Да не будет тебе других богов предо Мною!».
После Революции Достоинства была создана инициатива «21 ноября». Вот я начал для них писать текст о свободе, помня об указанной заповеди. Это толкуется как ценность свободы. Заглядываю в наш Катехизис (отец в 2019 году перешел из УПЦ МП в ПЦУ. — Н. Т.), а там об этом ни слова... «Я — Господь, Бог твой! Да не будет тебе других богов предо Мною!». Оказывается, он был написан по катехизису московского митрополита Филарета Дроздова в XIX веке. Иду дальше. Катехизис Петра Могилы, а в нем строка: «…Бог твой, выведший тебя из края египетского из дома рабства…» — есть! То есть между киевским митрополитом Петром Могилой и московским митрополитом Филаретом Дроздовым упоминание о свободе куда-то делось. Но ведь это до сих пор так воспринимается и учится.
К чему я: когда говорим «не воруй», имеем в виду и коррупцию; «не лжесвидетельств» — не просто о «не лги», но и «не манипулируй» (для медиа), а также о справедливой судебной системе. Следовательно, наш выход из рабства под религиозно-духовным углом зрения должен сопровождаться исполнением Божьих заповедей. А что касается общественно-политического спектра, это должен быть новый общественный договор о том, какое общество хотим видеть и, соответственно, строим.
«ПОКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ ГИБРИДНАЯ ВОЙНА, ПОЗИЦИЯ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ТОЖЕ ОСТАЕТСЯ ГИБРИДНОЙ»
— Мир тоже надо строить между разными церквями и их верующими. Так, в свежем исследовании Центра Разумкова «Особенности религиозного и церковно-религиозного самоопределения граждан Украины: тенденции 2000—2021 гг.», оценивая собственное отношение к наиболее распространенным в Украине религиям и религиозным течениям, подавляющее большинство наших соотечественников — а это 74% — позитивно высказываются о православии. Однако когда респонденты оценивают православные церкви, то этот показатель по ПЦУ составляет 55%. В то время как негативизм к УПЦ МП (34%) выражается чаще, чем к любой другой религиозной организации. Скажите, пожалуйста, для того чтобы решить вопрос, церквям нужно работать и над пониманием между собой, должны ли некоторые из них сделать определенные выводы?
— Московский патриархат — церковь Советского Союза, и она остается до сих пор. Особенно ближе к ее центру. В УПЦ МП была часть верующих, которые по-другому себя чувствовали и позиционировали — Украинской православной церковью, независимой по своим делам от Московского патриархата, хотя в евхаристическом единстве с ним и всем Вселенским православием. Совершенно другая история с Томосом. Используя разные средства и технологии, УПЦ МП удалось удержать почти всех епископов и большинство духовенства. Но это тема отдельного разговора.
А вот относительно нашей ситуации, то, по моему мнению, как раз Московский патриархат в Украине подвергнется наибольшим потрясениям и разделениям в случае полномасштабного вторжения со стороны России. Пока идет гибридная война, позиция Московского патриархата также остается гибридной, и потенциальные коллаборационисты с потенциальными защитниками Украины могут сосуществовать в нем. Но если начнется неприкрытая агрессия, то придется определяться.
В социальной концепции УПЦ МП говорится, что она должна быть посредником между государствами в случае конфликтов и войн. К сожалению, так не случилось. Сначала эта Церковь занимала нейтральную позицию, а затем стала дрейфовать в сторону поддержки политики Кремля. Патриарх Кирилл вслед за российским вождем говорит, что украинцев как народа не существует, Украинского государства и украинской церкви не должно существовать. И ни для кого не секрет, что УПЦ МП тоже используются в этой гибридной войне.
Католическая церковь была вынуждена переосмыслить фактически политическое богословие, которое начиналось как поддержка режима Гитлера, а затем настолько изменилось, что его окрестили богословием после Аушвица, когда Вторая мировая война закончилась. Этого не произошло на территории Советского Союза, Российской Федерации как его наследницы, в РПЦ и соответственно в УПЦ МП. Однако такое течение событий — неизбежно. Ведь то, что мы видим и слышим со стороны руководства России, РПЦ и УПЦ МП, часто несовместимо с Евангелием. Хотя знаю, что в России, и в РПЦ, и в УПЦ МП есть христиане, которые рано или поздно будут поступать согласно тому, что Христос сказал: «По тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собой». (Евангелие от Иоанна, 13:35).
— Поэт Андрей Любка в своей статье «Поколение русофобов» написал: «За восемь лет родились дети, которые уже успели вырасти и пойти в школу, а по телевизору постоянно одна тема — война. Эти дети вырастают с уже встроенным знанием о том, что Россия наш враг… Да и мы, взрослые, уже восемь лет ходим в школу русофобии. Да, что бы там ни говорили, но ненавидим мы не одного Путина. За эти годы у нас выработался рефлекс укрыться от всего российского, убегать от него, словно от проказы. Здесь речь идет не только о непокупке российских товаров, но и о российском как таковом». Каким образом будет происходить примирение с Россией, потому что времена меняются и не вечно этой стране жить с клеймом агрессора? Сколько времени на это может уйти?
— Продолжая сказанное: как изменялось католическое богословие после Аушвица, так же изменится и российское православие после Кирилла и Путина. Если в будущем Россия изменит политику, риторику, то есть шансы построить отношения, как это сделали те же Германия и Франция. Отказ украинцам в праве быть отдельным народом, политической нацией, государством — ошибка, допускаемая лидерами «русского мира» — что политическими, что духовными. Если эти вопросы снять, то совсем другой будет горизонт для разговоров, которые нужно готовить сегодня. К примеру, мы полностью перевели письма польских епископов к немецким и наоборот. Такой же диалог может быть между ПЦУ и РПЦ. Есть много примеров в истории Церквей, государств, когда происходило примирение и достигалось мирное сосуществование. У нас такие разговоры уже проходят.
Французский историк и богослов, директор Института экуменических студий УКУ (2004—2011) Антуан Аржаковский, который родом из Одессы и Крыма, а дедушку его убили нацисты во Франции за укрытие евреев, а затем он был канонизирован, — проводил консультации с участием гостей из западноевропейских стран, россиян, украинцев. Это был важный опыт, когда мы увидели россиян, которые не боятся говорить правду, будучи гражданами России и живя в ней. Мы верим, что настанет время, когда и мы сможем пройти путем примирения, по которому прошли Германия и Франция. Однако, чтобы это произошло, нужно, чтобы война завершилась настоящим справедливым устоявшимся миром.
— Личные рецепты внутреннего мира отца Георгия Коваленко.
— У меня есть принцип: не волноваться по поводу того, что еще не произошло, а также о том, что уже произошло. Нужно поступать в соответствии с реальностью. Не бояться — если о нашей нынешней ситуации, и готовиться! Делайте все возможное для сохранения своей семьи и страны. Одновременно видеть, кроме внешней перспективы, и перспективу собственной жизни, потому что жизнь преходящая. И не забывать о Вечности. Мы, христиане, верующие в воскресение и вечную жизнь, имеем дополнительную мотивацию жить и поступать по-христиански, не боясь угроз и вызовов. Собственно, украинцы так и поступают.