Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мистецький Арсенал» доверили японцам

Об особенностях развития одной из древнейших частей Киева
22 января, 2009 - 00:00

Беспристрастно говорить о международном архитектурном конкурсе с общим призовым фондом в 450 000 евро на лучший проект комплекса «Мистецький арсенал» сегодня достаточно сложно. Принимая во внимание не совсем благоприятные обстоятельства, появившиеся в последнее время в бюджете страны, и «замусоленность» темы излюбленного детища президента — культурно-творческого и музейного комплекса напротив Киевско-Печерской лавры. По ежегодному рейтингу коррумпированности стран мира, который разрабатывает международная организация Transparency International, Украина в этом году на 134-м месте (первые места — у наиболее свободных от коррупции стран), поэтому не в последнюю очередь по этой причине конкурсы в Украине не всегда отождествляются с прозрачной конкурентной борьбой с четко определенными и равными для всех правилами и задачами.

Архитектурный конкурс, который был организован Государственным управлением делами, представленный Госпредприятием КТМК «Мистецький Арсенал» и проведенный международным оператором — немецкой фирмой Phase eins www.phase1.de имел определенную специфику. Его результатом должно стать получение нескольких различных проектных предложений застройки территории в буферной зоне части мирового культурного наследия ЮНЕСКО — Киевско-Печерской лавры. Согласно распоряжения КГГА №979 от 17.05.2002 г., территория проектирования значится как заповедник, по государственным строительным нормам здесь разрешается только ремонт инженерных сетей, в отдельном случае — воссоздание исторического вида.

Но если посмотреть на этот участок под другим углом зрения — то здесь раньше был военный завод, в процессе его деятельности пострадали и стены старого Арсенала (1784—1802г.г.), и земляные валы Цитадели Киевской крепости XVIII в. Эта территория (9,8 га) всегда была закрыта для посещения, мало кто из киевлян или гостей города догадывался, что происходит за высоким забором. В последние годы там проводилась расчистка от промышленных цехов и хозяйственных сооружений, которые не имеют исторической ценности, и сейчас — это приблизительно шесть гектаров свободной от застройки территории на печерских склонах. Отсюда рукой подать до Лавры, пять минут езды до административных учреждений страны, центральной площади — Майдана Незалежности. Так повелось, что последние несколько сотен лет здесь уже много строили. Печерский городок при монастыре, Вознесенский монастырь, гигантская земляная крепость, Арсенал — эта территория имеет много исторических и археологических слоев. Но уж слишком она привлекает тех, кому принадлежит власть.

Хотя работы по реставрации Арсенала продолжаются, общественность до сих пор не видела четкой концепции музея, который планируют открыть там чуть ли не через полгода, откуда поступят экспонаты? Но это всего лишь часть грандиозной задумки, кроме Арсенала (общей площадью около 70 000 м2), на который упомянутый выше конкурс не распространялся, рядом планируется построить ряд объектов культурного и коммерческого назначения площадью свыше 84 000 м2. Именно на них и был объявлен конкурс. Если вспомнить историю проведения подобных мероприятий в Украине, то масштабного открытого конкурса, где бы принимали участие международные «звезды» архитектуры, в Украине не было. Не было и опыта организации этой сложной процедуры. Так объясняют приглашение немецкой посреднической фирмы организаторы конкурса. Эта фирма организовала уже ряд международных конкурсов в Германии, Швейцарии, Иордании, Ливии, Саудовской Аравии. На ее рекламу согласились 133 архитектурные фирмы со всего мира. От Украины было подано три заявки, две из которых прошли в первый тур.

Согласно украинского законодательства, публикация о конкурсе должна появиться в отечественной прессе, но охватить этой прессой всех заинтересованных невозможно, поэтому мировая практика предусматривает несколько авторитетных интернет-сайтов, которые регулярно обновляют информацию об актуальных архитектурных конкурсах в различных странах мира. Уже после завершения конкурса и объявления его результатов 2 декабря 2008 г. почти все центральные СМИ Украины, несколько международных изданий передали информацию об этом, но выставка, которая две недели экспонировалась в Украинском доме, не вызвала заинтересованности, не комментируют событие и органы власти, ответственные за сохранение исторического наследия. Конкурсом было предусмотрено сооружение Центра украинской музыки с залом на 1800 зрителей, музея современного искусства, многозального кинотеатра, Научно-исследовательского реставрационного центра, но не слышно отзывов тех, кто должен там работать, ради кого это создавали? Может кризис так повлиял, что в реальность подобного строительства мало кто верит?

Кроме объектов культурного назначения, более 30% в комплексе занимают коммерческие объекты — гостиница, апартаменты, офисы. На вопрос о вероятности строительства только коммерческой составляющей комплекса, представитель немецкой фирмы Phase eins Берн Штейнхаген ответил, что подход к проектированию культурных объектов был очень серьезным, был приглашен ряд международных экспертов по специфическим вопросам: акустики, освещения залов, технического обеспечения. Это нетрудно проверить в официальных интернет-представительствах этих международных консультантов, например нью-йоркской фирмы Artec www.artecconsultants.com. Руководство Phase eins не отрицает присутствия горячих дискуссий по поводу конкурса, ведь строительство будет проводиться в охранной зоне.

И самое главное — победу в конкурсе получил автор ряда музеев и крупных общественных сооружений во многих странах мира — японец Арата Исодзаки. Его проект больше всего отвечал конкурсным требованиям, давал необходимые заказчикам полезные площади, не превышал заданный лимит по высоте и углубленности новых сооружений (хотя обоснованность этого лимита — задание спорное и находится в компетенции украинских органов власти), а также их пространственному месту расположения (места, где должны быть расположены новые сооружения также были определены конкурсным заданием).

Призовые места, со второго по четвертое, заняли не менее известные, чем победитель, архитекторы AIX из Швеции, Девид Чиперфильд из Великобритании и немцы Кляйхус и Кляйхус. Согласно условий конкурса, каждый из них должен разрабатывать свое отдельное сооружение в рамках проекта Исодзаки. Украинские архитекторы (а это две фирмы — ТАМ «В. Шевченко» и АБ «Зотов и Ко») призовых мест не получили.

Однако архитектурный конкурс стал первым в таком масштабе событием, которое привлекло внимание международных архитекторов к Украине, многие представители архитектурных компаний мира посетили Киев. Событие имело резонанс в профессиональной прессе за границей. Принимая во внимание глобализационные процессы в мире и увеличение конкуренции среди архитекторов, возможно, такой конкурс даст толчок для последующих, ведь приблизительно 30—40% работы для зодчих в мире, в зависимости от страны, распределяется именно таким образом. А вот задачи конкурса должна регулировать неравнодушная общественность, если речь идет об общественных объектах.

Олег ГРЕЧУХ, архитектор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ