Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Молодежь, которая программирует будущее

Как школьники и студенты развивают науку в Украине
23 августа, 2017 - 11:52
ОНИ БУДУТ МЕНЯТЬ СТРАНУ! УКРАИНСКАЯ КОМАНДА, КОТОРАЯ В ЭТОМ ГОДУ ВОШЛА В 20-КУ ЛУЧШИХ НА ВСЕМИРНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ FIRST GLOBAL CHALLENGE, ГОТОВИТСЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ. КАК РАССКАЗАЛ ИГОРЬ ЖУКОВСКИЙ (НА ФОТО — КРАЙНИЙ СЛЕВА), ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ УЧАСТНИКИ КОМАНДЫ ВЫУЧИЛИ САМИ / ФОТО С ФЕЙСБУК-СТРАНИЦЫ FIRST GLOBAL CHALLENGE TEAM UKRAINE

Продвижение в науке и технологиях — это компонент творения независимости. Страна, где рождаются инновации и где ученые могут реализоваться, задает мировые тренды. Сейчас в Украине сложилась парадоксальная ситуация: наука давно нищенствует, и в то же время имеем много талантливых ученых и изобретателей, которые заявляют о себе буквально со школьной парты. Украинские старшеклассники регулярно становятся призерами международных олимпиад и конкурсов инноваторов. Вдохновляет не только то, что они делают, но и их оптимизм. Так, Фионг Ань Чань, призер международного научно-технического конкурса молодых ученых «Intel ISEF 2016» в категории «Математика», признается «Дню»: «Скорее всего, свое будущее я свяжу с Украиной. Думаю, в Украине не настолько трудно, работая и прилагая достаточно усилий, получить удовлетворительный результат. А для развития инноваций надо больше популяризировать науку. Оно того стоит! В Украине полно талантливой молодежи, которой нужна соответствующая среда для развития себя, а затем и страны». Кое-кто из молодых и талантливых даже берется за создание научной «экосистемы». Накануне Дня Независимости мы расспросили таких людей о том, что нужно, чтобы в Украине развивались наука и технологии.

«В УКРАИНЕ ДЕТИ СКЛОННЫ К САМООБРАЗОВАНИЮ, И В ЭТОМ — ЗАЛОГ УСПЕХА»

Игорь ЖУКОВСКИЙ, ученик 11 класса Политехнического лицея (Киев), участник украинской команды, которая в этом году вошла в 20-ку лучших на Всемирной олимпиаде по робототехнике:

— Я считаю, что в Украине хватает талантливых людей для развития страны в технологическом плане. Убедился в этом, когда принимал участие во многих научных конкурсах для молодежи. Поражает не только научный и коммерческий уровень проектов, но и люди, которые их представляют. По моему мнению, в Украине очень плохо обустроена «экосистема» для последующего развития интересных идей, к моменту выведения продукта на рынок. Поэтому успешные проекты либо так и умирают на уровне школьных работ, либо перекупаются за границу.

Как говорит ментор, с которым наша команда ездила на олимпиаду по робототехнике к Америку, очень странно, что в нашей стране столько талантливых детей, готовых учиться и отдавать силы науке, и они не имеют поддержки. Поэтому и происходит тотальный отток интеллекта за границу. По моему мнению, в этом плане нам стоит брать пример с Израиля, где поддержка образовательных программ находится на наивысшем уровне. Нужно обращать больше внимания на проекты учеников 9-11 классов, создавать акселераторы, нацеленные именно на эту аудиторию.

У Украины есть большой потенциал в промышленности благодаря наличию квалифицированных кадров. Именно поэтому я хочу остаться в Украине и развивать ее — поскольку верю в этот потенциал. Но теперь о менее радостных вещах. Почти отсутствует помощь от государства. Я почувствовал это на себе и во время start-up деятельности, и при подготовке к олимпиаде по робототехнике. Почти отсутствует финансирование подобных программ. В Вашингтон мы поехали за счет благотворительной организации First и компании «Пролего», организатора олимпиад по робототехнике в Украине. Сейчас мы находимся в активном поиске спонсоров для поездки на Всемирную олимпиаду по робототехнике, которая проходит в Коста-Рике. Хотя я считаю, что государство не должно выступать прямым спонсором в подобных программах или напрямую инвестировать в проекты, которые не планирует закупать в дальнейшем. При финансировании проектов через грантовые фонды легче руководить средствами. Это происходит более централизовано, поэтому вероятность того, что средства дойдут туда, куда предназначались, более высока. Но государство могло бы привлекать к перспективным проектам инвесторов, которых они могут заинтересовать, выступая гарантом и популяризатором подобного.

По поводу моего вклада — горю желанием создать акселератор, который будет ориентироваться на проекты молодых. С начала учебного года планируем начать работу с уже сформированной тестовой группой. Надеемся на поддержку со стороны государства — не как спонсора, а скорее как гаранта и канал распространения информации среди молодежи.

Сейчас в Киеве есть много частных акселераторов, где привлечено немало школьников. Но нередко они не имеют пула инвесторов для вывода проектов на рынок — и тогда проекты продаются за границу, в основном в Кремниевую долину.

Считаю, что нужно создавать организацию по типу Малой академии наук, о которой слышал любой школьник. Но МАН — это скорее научная организация, а я думаю о чем-то таком, куда люди будут приходить со своими проектами с целью выпустить готовый коммерческий продукт, который можно вывести на рынок, получить инвестиции и запустить производство в Украине.

Несмотря ни на что, талантливых детей в Украине много, поскольку я наблюдаю позитивное развитие среды для самообучения. Например, Prometheus с кучей интересных курсов, а также множество других подобных возможностей. Считаю, что в Украине дети склонны к самообразованию, и в этом — залог успеха. Участники нашей команды на олимпиаде по робототехнике практически все нужное выучили сами. Люди с комплексными проектами имеют классный потенциал, так как могут не только создавать новые продукты, но и вытеснять существующие. Главное — знать, куда пойти за советами, которые помогут при разработке.

«В УНИВЕРСИТЕТЕ ТРУДНО РАЗВИВАТЬСЯ НА ПЕРВЫХ ТРЕХ КУРСАХ»

Никита ГОРДИЕНКО, студент Национального технического университета «КПИ имени Игоря Сикорского», финалист международного конкурса Google Science Fair 2016 года:

— Чтобы в Украине развивались инновации, нужно поддерживать студентов, так как они сами — креативные люди со свежим взглядом. В некоторых университетах нет оборудования, чтобы изучать даже уже существующие технологии, поэтому говорить об их развитии трудно. По моему мнению, проблема именно в этом. Потому что, чтобы купить какие-то микропроцессоры и идти в ногу с технологиями, нужно вкладывать свои средства, и это «отрезает» большую часть людей.

В некоторых университетах существуют специальные классы, в которые вкладывают средства крупные ІТ-компании, — они отбирают талантливых, на их взгляд, студентов, покупают необходимое оборудование и дают этим людям возможность развиваться. Но это не распространенное в Украине явление.

Я бы хотел учиться где-то в других странах. Это также определенный опыт. Так я могу понять, как преподают и видят будущее в других местах. Потому что у нас, например, некоторые преподаватели имеют отношение к будущему, которое передалось из Советского Союза. Поэтому если, например, через пять лет у меня будут предложения из других стран, я с радостью соглашусь на них, поскольку это возможность раскрыть себя в полной мере.

Если работать в Украине — это тоже преимущественно работа на зарубежные компании. Ведь у нас наука развивается не очень хорошо из-за недостаточного финансирования и других проблем. А, например, в Японии и Америке собираются гиганты со всего мира, которые будут продвигать прогресс в будущем.

На школьном уровне создавать разные проекты, как правило, детей поощряет учебное заведение. В обычных районных школах учителя обычно не слишком в таком заинтересованы. А в университете, как вижу, есть толчки от самих студентов — потому что они уже понимают, что от их решений зависит их карьера. Поэтому они пытаются изучать внешний мир самостоятельно, учить дополнительные языки программирования, проходить дополнительные курсы по математике, чтобы лучше построить карьеру.

Некоторые профессора поощряют студентов к разработкам, например, дополнительными баллами к сессии. Некоторые преподаватели говорят, что готовы дать определенное оборудование для работы над проектами и, если тема заинтересует, могут помочь в презентации работы. Но на других предметах, которые обычно неосновные, к такому не слишком поощряют.

По моему мнению, в университете трудно развиваться на первых трех курсах, потому что ты боишься «вылететь» из заведения и нужно учить очень много. Причем некоторый неважный для студентов данной специальности материал отбирает много времени. Впрочем, в этом году я искал талантливых заинтересованных студентов, и вместе мы пытались делать что-то свое — уже с навыками, полученными в университете. Это был хороший опыт. Главное, что в университете есть определенное сообщество, много студентов из всех уголков страны, которые пытались пробиться туда и сделали это. Теперь они хотят покорять новые вершины.

Думаю, лучшим изменением, нужным для университетов, стало бы введение практики, существующей в других странах, когда студент сам выбирает курсы для себя. Например, ему говорят, что нужно взять три курса по математике и два по программированию, а дальше курсы можно выбирать самому. Можно выбирать, какой язык изучать, у какого профессора это делать, какие именно курсы математики проходить. Тогда студенты могут программировать свое будущее собственноручно.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ