На предыдущем пленарном заседании сессии депутаты херсонской городской рады приняли решение «Об установлении моратория (запрета) на введение с 1 июля 2016 года в действие повышенных цен и тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги в городе Херсоне». Согласно тексту документа, мораторий устанавливается до 1 января 2017 года и якобы должен запретить взимать с населения повышенные цены на электрическую энергию, природный газ, тепловую энергию, услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, услуги по горячему водоснабжению и водоотводу. В объяснительной записке автор решения депутат от «Батьківщини» Дмитрий Ильченко говорит о недопущении падения уровня жизни населения, роста социального напряжения, возможном образовании значительной задолженности, если люди будут платить по новым тарифам и о... незаконности существования НКРЭКУ.
После принятия этого решения представители «Батьківщини» провели пресс-конференцию, в ходе которой заявили, что не исключают судебных исков об отмене моратория, но готовы защищать людей в судах. На вопрос корреспондента «Дня» о гарантиях для херсонцев и по каким тарифам им нужно платить, Дмитрий Ильченко ответил, что мораторий вступает в действие с 1 сентября. «Не будет повышения тарифов на тепло и на воду. По электроэнергии и газу мы будем бороться другими путями». А платить Ильченко предлагает по тарифам, установленным на 31 августа 2016 года. Кроме того, Ильченко уверен, что пеня за разницу в оплаченных и реальных тарифах стягиваться не будет, ведь на нее также распространяется мораторий.
Стоит вспомнить, что Херсон — не первый город, в котором местная рада опротестовала решение НКРЭКУ о поэтапном повышении цен на жилищно-коммунальные услуги. До этого подобные решения приняли в Житомире, Днипре и Киеве, а во Львове депутаты проголосовали за постановление «О неконституционности и несправедливости поднятия величины тарифов на коммунальные услуги для населения без повышения размера минимальной заработной платы и пенсии».
Вместе с тем, ряд юристов назвали такую самодеятельность местных рад незаконной. Согласно ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах», в компетенцию местных рад входит «установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги...». В то же время ч. 1 ст. 14 данного закона объясняет, что в зависимости от порядка утверждения тарифов эти услуги делятся на три группы. К первой относятся те, которые утверждают центральные органы исполнительной власти, в частности НКРЭКУ. Вторая группа утверждается органами местного самоуправления для действия на своей территории. Третья — услуги, которые регламентирует исключительно договор сторон.
В ЗУ «Об осуществлении самоуправления в Украине», на который при принятии моратория ссылаются местные рады также определен четкий перечень услуг, на ценообразование которых может влиять местный совет. Из таких услуг исключены: тепловая энергия, централизованное водоснабжение и водоотвод, переработка и захоронение бытовых отходов, услуги по централизованному отоплению, услуги по централизованному снабжению холодной воды, услуги по централизованному снабжению горячей водой.
«Никаких правовых последствий такие моратории не будут иметь, поскольку украинское законодательство не дает право городам определять тарифы. То, что депутаты выражают свои мнения по этому поводу, — это часть демократического процесса, — дает комментарий «Дню» руководитель образовательных проектов ГО Greencubator, член энергетической группы Реанимационного пакета реформ Андрей ЗИНЧЕНКО. — Обратите внимание, что некоторые города сделали это в форме обращения к Президенту и Кабмину с призывом повлиять на заморозку тарифов. Это более умный ход. А декларативные запреты повышения тарифов на своей территории — это симуляционные действия, обычный популизм. Это решение политическое, местные рады хотят показать, что верны своим избирателям».
Сегодня важно объяснить населению, почему растут тарифы, и этим должно заниматься правительство, считает эксперт. «Прежде всего правительство, потому что это его политика. Также должен объяснять НКРЭКУ, потому что она непосредственно устанавливает цены лицензиатам, — говорит Андрей Зинченко. — Недавно правительство начало коммуникацию в этом плане. Создан сайт teplo.gov.ua, где разъяснены многие шаги. Хотя этих объяснений — недостаточно, есть вопрос по субсидиям. Несмотря на решение местных рад, по старым тарифам никому платить не удастся. Другой вопрос состоит в бедности населения. Это может привести к социальным протестам, а с другой стороны — к тому, что украинцы начнут экономить. И этот процесс уже начался. Поэтому государство должно было бы не просто поднимать тарифы, а давать стимулы для внедрения энергоэффективных технологий».