Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

А можно по собственной инициативе...

16 мая, 2003 - 00:00

Люди, среди которых живу, давно уже не вспоминают, что стояли у нас на площадях и в скверах памятники идолам советской эпохи. Демонтировали их еще в 90-м году, при Чорновиле, который победил с многочисленными единомышленниками на первых демократических выборах и возглавил областной совет. Много было в нашем крае политических инициатив, экономических также, которые часто раздражали старых власть предержащих в Киеве. Ничего, вынуждены были считаться с этим.

Такой демонтаж прошлого приближал нас к нашим европейским соседям.

Галичане знают: на востоке и юге страны и до сих пор полно атрибутов «совдепии» — тех же памятников бывшим вождям, названий улиц, предприятий... Подобное впечатление есть и у польских журналистов, которые сопровождали своего президента А. Квасьневского в его последней поездке в Днепропетровск, — слышал их высказывания: «Набережная Ленина, площадь Ленина, памятник Ильичу возле госадминистрации... Такое ощущение, как будто вернулись лет на двадцать назад».

Действительно ли мы, во всяком случае в головах наших, движемся куда-то?

Уважаемый мною киевлянин И. Валько , доктор философии, благодарит в «Дне» №72 известную читателям мариупольку Г. Александрову , которая решилась выступить в газете против существующего на большой территории Украины, с ее столицей включительно, «засилья монументальной и иноформатной массовой пропаганды» советского прошлого, его, цитирую, — «антиукраинской символики». Чтобы наконец избавиться от нее, нужно-таки недвусмысленное указание из Киева, его государственных институтов. Потому что очень долго оно продолжается, мозолит глаза и разные мысли порождает. В том числе о состоянии психики тех, кто в такой «экологии души» пребывает. Мои земляки отбросили эту «экологию», желая свободы и украинского возрождения. Уже говорил: у нас демонтировали старую атрибутику еще до провала «гэкачепистов», по собственной патриотической инициативе. Райкомовцы разве что из окон со злобой посматривали, как разрушается она. Иногда не очень эстетично, с участием молотков и крана, под веселые возгласы публики. (Нечто подобное видели недавно со статуями Саддама в Ираке.)

Итак, избавились, но не совсем. Потому что в одной стране живем, и оно нас еще иногда находит. Покупаю вот банное полотенце, а на нем этикетка с адресом отечественного производителя: г. Херсон, пл. им. 50-летия СССР. Все еще ТАМ живем? А как будто «в Европу» идем...

Знаю и другое: ни одна частная фирма, и на украинском Востоке тоже, не назовет свое предприятие «имени Ильича», «Коммунар» и т.п. А на государственном — чиновникам безразлично, мол, привыкли. Частные предприниматели другие, значит есть надежда, что и по-украински заговорят. Начав из Киева. Или и здесь указание нужно?

Дмитрий КАРПЬЯК, Львовщина
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ