Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мусор, как... работа

Таких комплексов у нас должны быть тысячи, действуют — единицы
11 июня, 1996 - 18:50
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

«День» не раз уделял внимание проблеме замусоренности Украины. В частности, инициативам, которые изредка возникают — сортировке мусора и его «второй жизни». Процесс этот — тайный, и очень немногие собственными глазами видели, как это делается: куда его везут и что делают после того, как мусоровоз, например, с надписью «Гринко», забирает контейнеры у дома. Эта компания, которая ныне утилизирует 4,5 млн. тонн мусора, а в 2010 году планирует — 10 млн., по случаю своего пятилетия пригласила посетить собственный сортировочный комплекс.

РАБОТА, КОТОРУЮ ВЫДЕРЖАТ НЕРВЫ НЕ ВСЕХ

Сам сортировочный комплекс находится в Голосеевском районе Киева, на Краснозвездной, 94 а. Экскурсия, которую провели Анна Таранцова, специалист по управлению проектами и программами компании, и Богдан Ковпак, генеральный директор компании, запомнится надолго.

...Картина, которая открылась перед глазами, и запах поразили наверное всех. Большой карьер с разноцветным мусором (как потом оказалось, это полигон № 6, расположенный на территории вырытого карьера Корчеватского комбината строительных материалов, площадью 35 га), на котором работают трактора, вздымая столбы пыли, не мог не обратить на себя внимание. Неприятный запах разных по составу ингредиентов сразу наполнил нос. Именно около полигона № 6 и примостился сортировщик, чем-то похожий на ангар для самолетов. Привыкая к запаху, мы переступили порог комплекса.

Анна Викторовна начала рассказ с самого первого процесса — раздельного сбора мусора, который должны проводить на кухне хозяйки, потом сбрасывания в раздельные контейнеры типа «Звон», которые, как часовые, встречали посетителей у ворот завода. Такие контейнеры компания будет внедрять в ближайшем будущем. По словам самой Анны Тарановой, в сентябре этого года планируют закупить около 500 таких «колокольчиков». Для этого следует вложить немалые финансовые инвестиции, поскольку один такой контейнер стоит в среднем 6 тысяч гривен. Но, по словам госпожи Таранцовой, такие контейнеры необходимы, поскольку сортировочный комплекс «Гринко-Центр», как мы потом сами убедились, работает сегодня только с раздельным сбором.

Далее экскурсию по комплексу, стоимость которого 10 миллионов евро, продолжил Богдан Ковпак, который, очевидно, не только сидит в кабинете, но знает этот комплекс до наименьшей гайки. Экскурсия началась с конечного продукта — а именно, больших тюков, где отдельно сложена макулатура, пластик, ПЭТ-бутылки, алюминий. По словам Богдана Дмитриевича, именно ПЭТ-бутылки сегодня наиболее дорогие, а также алюминий и макулатура. Например, 1 тонна ПЭТ-бутылок сейчас стоит 3 тысячи гривен.

Как рассказали специалисты, в первые годы работы, когда еще было только 18 машин, отбирали мусор из раздельного и не раздельного сбора, на заводе работало даже две сортировочные линии с 70 работниками; сейчас же, когда работает 46 наиболее современных автомашин, сортировка так называемого черного ящика (несортированных отходов) не имеет никакого смысла, это просто невыгодно. Сейчас на заводе, кроме грузчиков, уборщиков, работают 10 сортировщиц, которые могут отсортировать до 2 тонн отходов каждая. Например, в Европе этот показатель достигает 2—3 тонн, но там и качество сортировки лучше. Но все по порядку.

СОРТИРОВКА ОТ «А» ДО «Я»

Сначала отсортированный мусор («сухой») выгружают на перевалочном пункте, потом сортируют, остальной (ненужный) сразу же вывозят на полигон или завод «Энергия», где его сжигают. Отсортированный «сухой» мусор попадает на основную линию. На данном этапе проводится первичный отбор негабаритных отходов, где работают два оператора, которые вручную вытягивают остатки мебели, пенопласт. После этого мусор попадает в барабан — основной аппарат, который может отделить органику от неорганики. Он действует по принципу центрифуги, где мусор перекручивается и через сито с небольшими отверстиями идет на нижний конвейер, который находится под барабаном. Ненужные отходы отбирают в баки и вывозят на полигон. Те отсортированные отходы, которые подвергаются обработке, попадают на сортировочную линию, где 10 работниц отбирают, одна — пластмассу, другая — ПЕТ-бутылки, макулатуру и т. д. При этом отбор идет в специальные железные баки и далее по конвейеру отходы спрессовываются в тюк, готовый для дальнейшей переработки в готовую продукцию. Другие отходы, не прошедшие прессование, выбрасывают на улицу в ящики, которые потом вывозят на захоронение.

Кажется, все довольно просто: отобрали, отсортировали, выбросили, вывезли, но сами работники компании отмечают, что все было бы хорошо, но... Во-первых, существует большая проблема с первичной сортировкой отходов, то есть, в первую очередь, необходимо воспитать население раздельно собирать мусор. Кроме специальных контейнеров, наклеек на них, разъяснительной работы, следует еще и поощрять людей к качественному отбору мусора, в первую очередь говорить о том, что без сортировки и вторичной переработки мусора наша страна просто «задохнется» и «захлебнется» в отходах.

Во-вторых, в компании существует большая проблема с персоналом. Невзирая на то, что средняя официальная заработная плата сортировщицы составляет 500 долларов, а грузчика 700—800 долларов без дополнительных премий, существует катастрофическая нехватка персонала. Богдан Ковпак указывает, «что первая причина, почему не хотят идти работать на завод — это психологический барьер работы на мусоросортировочном заводе». Согласитесь, не каждый сможет работать с мусором. «Второе — зарплата, — прибавляет Богдан Дмитриевич, — есть столичные жители, которые и за 1,5 тысячи долларов не поднимутся с дивана, поэтому большинство наших работников из области».

И еще одна достаточно важная проблема — собственный полигон. «На данном этапе решается вопрос выделения 11 га земли в Киевской области для проекта строительства полигона с соблюдением всех европейских требований», — говорит Александр Грибан, председатель правления ОАО «Гринко». Где именно будет расположен полигон, он не уточнил, поскольку, по его же словам, не хотел тревожить общественное мнение. Далее компания «Гринко» планирует перенимать опыт европейских стран и России, которые уже внедрили новейшие технологии по переработке не только неорганического, но и строительного мусора.

Подготовила Ирина ЛЫСАК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ