Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Музеи в осаде

Застройки вокруг памятников архитектуры портят исторический образ Киева
8 сентября, 2008 - 20:27
ЧАСТЬ ЗАПОВЕДНИКА «ДРЕВНИЙ КИЕВ» АНДРЕЕВСКИЙ СПУСК ПОСТОЯННО СТРАДАЕТ ОТ АВТОМОБИЛЕЙ, КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ МОСТОВУЮ. НЕ ПОМОГАЮТ «КИРПИЧИ»-ЗНАКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ОГРАНИЧИВАТЬ ДВИЖЕНИЕ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Текущий 2008 год в Украине объявлен Годом туризма. Но отношение государственных чиновников, ответственных должностных лиц к объектам туризма, к историко-культурному наследию на данный момент трудно назвать ответственным и должным. Наоборот, на примере столицы Украины мы видим безобразную картину полного пренебрежения городских властей к делу сбережения и популяризации этого наследия. Особенно наглядно это проявляется в Государственном историко-архитектурном заповеднике «Древний Киев», в состав которого входит большая часть территории древнейшего района Киева — Подола, а также частично Верхний город. Сейчас здесь интенсивно растут высотки, многие памятники здесь противоправно надстраиваются мансардными помещениями, а то и несколькими этажами, что до неузнаваемости искажает их первоначальный архитектурный облик. В итоге — Киеву нечего будет передать наследникам, а через несколько лет от его исторического вида ничего не останется.

УРБАНИСТИЧЕСКОМУ ВИНЕГРЕТУ В КИЕВЕ НЕ МЕСТО

С нарушением охранных зон памятников, находящихся в заповеднике, пристраиваются новые здания повышенной этажности, возводимые на глубоких сваях, что несет угрозу физическому существованию старинных зданий, имеющих ленточные фундаменты. Авторы зданий-новоделов, как правило, стараются «замаскировать» их — придать им облик старины, сооружая их в псевдоисторических эклектичных формах, украшая фасады китчевыми деталями. Но это выглядит крайне нелепо, так как не соответствует порцеляции и модулю аутентичных подлинных памятников и свидетельствует не иначе как о дурновкусии как самих заказчиков, так и обслуживающих их архитекторов.

В заповеднике можно натолкнуться на здание, нижние этажи которого решены в формах классицизма, а верхние, к примеру, — в стиле барокко (эпоха барокко предшествовала эпохе классицизма не только в европейском зодчестве, но и на славянских землях). Со временем не только для туристов, но и для самих киевских ценителей исторического наследия будет все сложнее разбираться, где подлинная старина, а где урбанистический винегрет, вульгарная подделка нуворишей нынешнего времени.

Все это происходит несмотря на положения памятникоохранительного законодательства, согласно которым заповедник является комплексным памятником градостроительства, где запрещено какое-либо новое масштабное строительство, а допустимы лишь мероприятия, направлены на сбережения сложившейся веками исторической среды — ремонт инженерных сетей, прокладка необходимых новых подземных коммуникаций и т.п. Исключения из этого общего правила допустимы лишь по постановлению Верховной Рады в особых редких случаях, причем на конкурсной основе, с привлечением к обсуждению проектов широких кругов общественности и освещением планируемого мероприятия в СМИ. На самом деле все происходит бесконтрольно и безответственно, выглядит настоящим стихийным бедствием.

Визуальное восприятие памятников в заповеднике сейчас становится все более затруднительным из-за многочисленных билбордов, торгово-рекламных щитов, зачастую закрывавших великолепные фасады старинных зданий целиком — во всю их высоту и ширину (см., к примеру, ул. Сагайдачного, 19). Особенно неприятно впечатляет огромное рекламное панно в «честь Нескафе», уже не один год закрывающее от взоров туристов главный, обращенный к площади фасад этого, пожалуй, самого объемного памятника в заповеднике — зданий старинного элеватора на Почтовой площади. Отмеченное обстоятельство является грубейшим нарушением существующих инструкций по охране, изучению и популяризации национального историко-архитектурного наследия.

Пешеходная часть улиц заповедника во многих местах буквально на 2/3 своей ширины занята всевозможными кафе, барами, ресторанами, а оставшаяся треть превращена в стихийную автостоянку. Вследствие этого пешеходы с трудом пробираются по улицам. А представим, что будут рассказывать про наш город своим соотечественникам иностранные туристы, если все это сохранится до их приезда к нам в 2012 году на чемпионат Европы по футболу, и кто после этого из-за рубежа захочет к нам приезжать?

В это время чиновники заявляют о бережном отношении городских властей к культурному наследию. На самом деле историческое ядро Киева противоправно «уплотняется» все новыми масштабными сооружениями, к которым беспрерывно тянется тяжелая строительная техника, транспортные средства, инженерные сети, центр города превращается в сплошной стихийный паркинг, возникают уличные заторы, смог наносит непоправимый ущерб памятникам архитектуры, истории и искусства. Все это неумолимо и безвозвратно уничтожает историческую ауру и своеобразие старинных площадей и улиц Киева.

АРХИТЕКТОРЫ ПРОТИВ СМЕСИ ЭПОХ

В одной из частей заповедника «Древний Киев» — старинной Почтовой площади — недавно воссоздана за бюджетные средства церковь эпохи классицизма Рождества Христова, которая должна была остаться высотной и художественной доминантой в окружающей ее исторической застройке. Но вокруг нее интенсивно возводятся огромные офисно-отельные здания. Этот строительный разбой его инициаторы пытаются оправдывать экономической целесообразностью. Но можно ли этим оправдать гибель значительно более важного для страны и ее народа — духовных, культурных ценностей?

Акцией крайней степени вандализма следует считать уничтожение ценного памятника техники — дизельно-моторной станции (построенной в 1912 году по проекту выдающегося украинского архитектора А.Вербицкого, находившейся по ул. Набережно-Крещатицкой, 1а), а заодно с ней и здания филиала парламентской библиотеки для сооружения на этом месте монстра-новодела. Этот новодел буквально прилип к зданию старинного элеватора, нарушая охранную зону памятника и значительно возвышаясь над ним.

В связи с решением архитектурного Градосовета о превращении Почтовой площади в сплошную транспортную развязку, планируется снесение примыкающего к площади здания Речного вокзала (замечу — памятника архитектуры советского времени. — М.Д.), а также находящегося в центре площади домика старинной почтовой станции. Почтовая станция, давшая название площади, — уникальный памятник архитектуры середины XIX ст. стиля классицизма. По всей территории бывшей Российской империи можно найти лишь считанные образы этого типа зданий. В настоящее время в здании размещена экспозиция Музея истории киевского самоуправления. Утрата такого музея будет свидетельствовать о полном пренебрежении городских властей к проблеме развития регионального самоуправления в Украине.

Наглядная картина наплевательского отношения чиновников к Почтовому домику — он противоправно облеплен пестрыми торговыми палатками (преимущественно красного цвета), перекрывающие на 2/3 высоты фасадов их строгие, характерные для классицизма формы с сдержанной желто-белой гаммой окраски. Осадившие музей торгаши разводят антисанитарию, создают угрозу возникновения пожара, поскольку прямо под окнами Почтового домика жарят на мангалах шашлыки. Дым наполняет залы музея и наносит непоправимый ущерб его экспонатам, а громкая музыка мешает проведению экскурсий и научной работе в музее. Небольшая площадка перед главным фасадом Почтового домика постоянно сплошь установлена иномарками хозяев «временных» торговых палаток и киосков, хотя автостоянки рядом с памятниками архитектуры и истории категорически запрещены инструкциями по их охране и популяризации.

От застроек страдает и «Домик Петра I» — памятник архитектуры с музеем в его интерьере, с экспозицией, посвященной истории благотворительности царя в Киеве (ул. Хоревая, 6/9). Непосредственно под стенами этого здания уже не один год «функционирует» огромная и отвратительная мусорная свалка.

Обращения сотрудников музея в вышестоящие государственные инстанции, которые должны были немедленно принять надлежащие меры пока, к сожалению, никаких результатов не дают.

ЧТО УГРОЖАЕТ КИЕВСКОМУ МОНМАРТРУ?

Районная власть Подола уже не первый год декларирует свое намерение произвести реконструкцию всего Андреевского спуска, якобы в связи необходимостью ремонта инженерных сетей и подземных коммуникаций. Причем с его «уплотнением», то есть застройкой новыми сооружениями подходящих для этого участков. Но Андреевский спуск является неотъемлемой составной частью заповедника «Древний Киев». Это знаковая для Киева старинная улица («Киевский Монмартр»), которая пока что еще сохраняет свою историческую ауру и значение своеобразной визитной карточки города...

В архитектурном ансамбле улицы чуть ли не каждое здание — памятник истории или архитектуры, либо и то, и другое одновременно. Здесь не допустимо «уплотнение» — т.е. их надстройка, достройка, перестройка, которые изменяют первоначальный аутентичный архитектурный облик старинного здания и его планировочную структуру. Здесь должна производиться в случае необходимости только локальная щадящая реставрация того или иного здания. Масштабные строительные работы, передвижения и работа тяжелой строительной техники, сотрясавшей Андреевский холм, может вызвать катастрофический оползневый процесс.

Не случайно в борьбу за сохранение исторического облика Андреевского спуска включились его «коренные» обитатели — художники, народные мастера, но и представители самых широких кругов общественности, причем, не только киевской, но и других городов (замечу, что наш «Монмартр» широко известен и за границей). На протяжении 2007 года и в начале нынешнего был проведен целый ряд общественных слушаний, круглых столов, коллективные письма с множеством подписей были направлены как в подольскую госадминистрацию, так и в городскую... Но на все запросы и требования общественности от чиновников-бюрократов приходили сухие отписки, что проблема будет решаться в соответствии с действующим законодательством и нормами по градостроительству и архитектуре.

Утвержденный правительством статус заповедника «Древний Киев» (его территория, инструкции по ее использованию, правила и характер допустимых строительных работ) в свое время был разработан группой известных ученых. Нет сомнения, что подобные новаторские подходы в режимной зоне могут привести к весьма негативным последствиям; повлечь за собой нежелательные появление все новых проблем — по меньшей мере к обострению социальной напряженности в обществе, в киевской культурно-художественной среде.

СПАСТИ МУЗЕЙ ИСТОРИИ — ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА

Нельзя не упомянуть о судьбе Музея истории нашего «златоглавого» города, который несколько лет не имеет своего помещения: музейные экспонаты в Украинском доме, забитые в ящиках, не проветриваются, плесень губит иконы, жуки уничтожают старинные книги и т.д. Неужели не под силу мерии города такое благородное дело?

Интересно заметить, что совсем недавно в СМИ широко прозвучало заявление КТГА о ее намерении «создать» (?) Музей истории Киева, подключив для этой цели некого инвестора-застройщика — ООО «История города» — который соорудит по ул. Институтской, 3 здание нового торгово-готельного комплекса, предоставив в нем часть помещений для размещения музея. В связи с этим уже начали разбирать расположенное на замеченном месте здание-долгострой, которое до недавнего времени якобы принадлежало Национальному музею изобразительного искусства. Не вдаваясь в подробности скандального конфликта, возникшего между Секретариатом Президента, будто бы защищающим интересы Национального музея, и Киевской госадминистрацией, занявшей сторону инвесторов и уже заплативших городу 50 мил. грн. за приобретения в свою собственность доходного участка земли в историческом центре города, остановлюсь на причинах, в силу которых упомянутое намерение городских чиновников следует считать совершенно неприемлемым для решения проблемы спасения Музея истории Киева.

Комплекс планируют завершить строительством к 2012 году: таким образом, еще в течение четырех лет музейные экспонаты будут «тлеть», забитые в ящиках, где многие из них за это время окончательно превратятся в труху. В «лучшем» случае многое ценное будет расхищено. (Уже сейчас, как известно, часть экспонатов бесследно исчезла из ящиков).

ООО «История города» планирует возвести здание своего торгово-готельного центра, естественно, с рестораном, паркингом и т.п. — то есть не исключено будет возникновение пожара, угара, затопления и т.д. Однако музей — это помещение с особым режимом его использования: согласовано инструкциями по экспонированию и сбережению музейных ценностей не допускается совмещение музея с заведениями иного функционального назначения.

По сведениям депутатов блока Кличко лишь небольшая часть нижних помещений центра будет предоставлена музейщикам в аренду. Трудно представить, каким образом в подобном случае можно будет нормально разместить 45 тыс. экспонатов музея, которые, к тому же, в любой момент по прихоти хозяев здания могут оказаться выброшенными на улицу.

Масштабная новостройка предлагается в зоне регулирования застройки I-й категории, где должен полностью сохраняться ее исторически сложившийся характер планировка, стилистика, невысокая этажность и т.д. Однако противоправный характер планируемой новостройки состоит еще и в том, что она вырастит в непосредственный близости к памятнику архитектуры национального значения, в охранной зоне бывшего института благородных девиц (Октябрьского дворца), расположенного на перепаде рельефа. Устройство свайных фундаментов, подземных паркингов нового комплекса могут обусловить нежелательные гидрогеологические процессы и оползни на склоне, что приведет к разрушению памятника.

Несмотря на все эти негативные явления, в душе у каждого ценителя и почитателя киевской старины, как мне кажется, еще теплится надежда, связанная с предполагаемым проведением в нашей стране Евро-2012 по футболу и посещением Киева большим количеством иностранных туристов, что, наверное, в какой-то мере заставит городских чиновников эффективнее прилагать усилия и распределять выделяемые им средства для решения проблем, связанных с сохранением и популяризацией историко-культурного наследия столицы Украины.

Михаил ДЕГТЯРЕВ, искусствовед, член Национального союза художников Украины, действительный член Нью-Йоркской академии наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ