Музей нашей газеты — в процессе создания, однако уже можно сказать, что он будет динамичным и «живым». Во-первых, сам «День» — динамичный. Во-вторых, фактически, со времени своего основания — в 1996 году— издание аккумулировало (и аккумулирует!) украинскую жизнь (прошлую и новейшую историю, традиционную и современную культуру...)
Хранительницей музейных сокровищ стала редактор отдела регулярной информации Тамара ТУРКУЛЕВИЧ. Стала, как вы понимаете, неслучайно. Все 17 лет работает у нас. Называет себя патриотом газеты. И это не конъюнктурное заявление. Тамара Алексеевна всегда имела интерес ко всему, что формировало имидж издания, поэтому всегда собирала записные книжки и диктофоны маститых журналистов, как вот Клары Гудзик, блокноты и открытки с логотипом «Дня», презентационные плакаты книг. Одним словом, была частным коллекционером. Дальше, что называется, из первых уст.
— С приходом Ларисы Ившиной на должность главного редактора газеты сразу началась работа над имиджем издания. Шла речь о том, что «День» — форпост украинского мира в Украине, пропагандист жизни по-украински (отсюда и появление рубрик «Украина Incognita», «История и Я», «Семейный альбом Украины», «Лавка философа», «Малые-Большие города Украины», а также исторического библиотечного проекта). Так появились календарики и большие настенные календари с карикатурами незабываемого Анатолия Казанского, слоганами, которые с годами стали афористическими. Например, «Завтра опять будет «День». Из года в год вещей, которые формировали имидж газеты, становилось все больше: платочки, кепки, футболки, чашки, открытки, записные книжки, ручки, брелоки — все с нашим лого. (Подобные мелочи выпускают все уважаемые бренды).
Понимаете, тогда рождалась газета, которая начиналась со слогана: «Американцы читают The New York Times, россияне — «Известия», а украинцы — «День». Однако потом мы от него отошли. Вспоминаю, в 2003 году «День» опубликовал статью профессора Джеймса Мейса о позорной истории Дюранти, который ввел в заблуждение весь мир относительно событий 1932—1933 годов в Украине. В то же время мы послали в Пулитцеровский комитет и в редакцию The New York Times письма относительно аннулирования Пулитцеровской премии Дюранти. Ответа ждем до сих пор...
Поэтому история газеты одновременно становится историей страны. Это не может не увлекать! Тем более, когда ты сама причастна к созданию нового издания, которое, опережая время, задает тон обществу. Так и началось мое коллекционирование.
— Какие принципы планируется воплотить, чтобы музей был не просто местом сохранения экспонатов, а живым пространством новейшей истории?
— Я много книг прочитала на данную тему. Дело в том, что в Украине практически все музеи созданы и действуют по лекалам 70-х годов. А сейчас мир очень быстро меняется. Музеи тоже должны идти в ногу со временем, иначе так и останутся консервативными учреждениями, где сохраняются, исследуются и выставляются ценные экспонаты. Возникновение эко- и виртуальных музеев, музеев под открытым небом, музеев для людей с ограниченными возможностями — это были требования конца ХХ — начала ХХІ веков.
Поэтому в нашем музее кроме раритетов, если можно так сказать, например, первый номер «Дня», датированный 11 сентябрем 1996 года, диктофона легендарной Клары Гудзик или ксерокопии приглашения на празднование 1 годовщины издания, будет бурлить жизнь. В конечном счете эта концепция отвечает концепции газеты. О чем идет речь? Я предлагаю в музее проводить интересные встречи. С теми же лауреатами премии им. Джеймса Мейса «За гражданскую позицию». Ведь сегодня так много премий нивелируются. Не понесли репутационных потерь единицы. Или же устраивать лекции и концерты фантастического Тараса Компаниченко. Мы познакомились с кобзарем в 2004-м году — тогда впервые написали о нем. Итак, нашей дружбе уже 9 лет.
Кстати, одновременно со стационарным будет существовать виртуальный музей. Для тех, кто захочет увидеть все, как теперь модно говорить, вживую, будем приглашать в редакцию. Место нашей с вами встречи — 7-й этаж.
— К слову, а какие еще раритеты можно будет увидеть вживую?
— Мобильный телефон Ларисы Алексеевны, которыми пользовались в начале 90-х. Несколько диктофонов, которые свидетельствуют о своей эволюции — от больших размером с буханку хлеба до миниатюрных. «Самиздат» наших читателей — самодельные книжки, которые состоят из публикаций «Дня». Дерево достижений «Дня», вышитое Анной Григорович из Украинки... Многочисленные дипломы... Наконец, лучше будет читателям прийти и увидеть все собственными глазами. Всегда интересно, как это было в закулисье.
— Какие разделы, возможно, условные, будет иметь музей?
— Стоит сравнить прошлое и современность. В начале, в 1996-м, в отделе регулярной информации у нас не было компьютера, поэтому работать было интересно, но очень трудно. Мы от руки готовили афишу, от руки писали «День в истории». Нужно было ездить по всему городу — за телефонами, телепрограммами. Это часть истории «Дня». Сейчас техника «продвинулась» настолько, что мы не представляем себе, как было даже 15 лет назад. Теперь работать — одно удовольствие. Поэтому важно, по моему мнению, показать принадлежности, которыми мы пользовались, когда начинали работу в газете — первые компьютер, принтер, другие рабочие атрибуты. Часть экспозиции посвятим нашим выдающимся сотрудникам — Джеймсу Мейсу, Кларе Гудзик, Анатолию Казанскому, Леониду Бакка, с их фото- и биографическими очерками и личными вещами. К слову, у меня есть библиотека Клары Филипповны, а это и Библия с ее заметками. Такие исторические экспонаты можно «оживить» воспоминаниями журналистов, которые работали в «Дне» с самого начала.
— Смогут ли сами читатели повлиять на создание музея?
— Безусловно. Буду только благодарна за дельные соображения, рекомендации и даже — экспонаты. Ведь мы не устаем говорить, что наши читатели — сотворцы газеты.