Своеобразная концепция заведения принадлежит владелицам: Виктории Данелян, которая посвятила свой диплом проекту «Музей Кино-Сновидений», и Татьяне Цвилодуб, которая не только поверила в мечту подруги, но и превратила в собственную. Обе девушки окончили Международный институт глубинной психологии, и для обеих — это второе высшее, более зрелый и обдуманный выбор. Виктория и Татьяна объединяют вокруг себя интересных и творческих людей, отовсюду привозят для музейной библиотеки книги по психоанализу, превращают экскурсию в перфоменс. А еще девушки убеждены: если хотите узнать правду о своем сне, прекратите заглядывать в сонники.
МУЗЕЙ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО НАЛИЧИЕ АРХИВА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
От замысла частного музея до его открытия прошло пять лет. Однако лишь 4 месяца понадобилось для ремонта неприметного подвальчика по улице Чигирина, 55, чтобы он превратился в уютное арт-пространство. Все зоны: книжный магазин, кабинет психоанализа, лингвистический клуб и сам выставочный зал (в нем нашлось место для миникинотеатра) — стильные, без лишних нагромождений и по-домашнему уютные. «Нам подарили комод, зеркало, вазу, картину. Мебель покупали на распродажах», — делится экономикой музея владелицы. В выставочном зале наталкиваемся на ларь сновидений посетителей, где нашлось место воздушным шарикам, рисункам, книгам; стена с десятками раскрашенных ящиков, в которые каждый может спрятать свой вопрос о сне... Но постоянных экспонатов пока еще не так много. «Мы ищем, каким образом продемонстрировать идеи по психоанализу, исторические аспекты— сил и возможностей сразу создать всю экспозицию у нас нет», — рассказывает Виктория. — Поэтому пока ограничились временными выставками: сейчас проходит «NightmareArt» — о ночных ужасах, дальше по плану — об эротических и пророческих снах».
По мнению Татьяны, музей — это не только наличие архива материальных ценностей. Ведь, в сущности, каждый экспонат (даже самый дорогой) — мертвый, если с ним не взаимодействовать. Впустить динамику в музей украинцам мешает не только отсутствие финансирования, но и привычка многих к законсервированным экспонатам, чему-то постоянному, прописанному, с четкой историей и структурой. «Мы столкнулись с обесцениванием идеи. Люди не готовы за нее платить, но готовы отдавать деньги за конкретные вещи, наделяя их ценностью. Недаром посетителей больше всего интересует стоимость тех или иных экспонатов. Музейный архив является важным, но он может состоять не только из материальных вещей, но и культурных», — уверена Виктория.
СКВОЗЬ УЖАС — С ФОНАРИКОМ!
Во время самой экскурсии задремать посетителям не удастся. В коридоре уже ожидает Фея, которая распределяет желающих на группы по 5-10 людей (для большего количества будет тесновато). Прежде чем погрузиться в беспросветную тьму, всех вооружают фонариками — ими можно подсветить ужас (читайте — картины и инсталляции), которые приснились художникам. Экскурсовод Ярина Груша пытается разговорить каждого: часто люди теряются, ведь не привыкли к такому формату экскурсий, некоторые — наоборот. Из темноты время от времени выныривает девочка-лунатик... Заканчивается знакомство с кошмарами просмотром видеоинсталляции «Глубокий сон».
Экскурсии проводят по выходным или по предварительной записи, ведь все организаторы такого музейного перфоменса — добровольцы, которые на неделе заняты на своих работах. «Чем мы действительно гордимся, — так это нашей командой. Здесь работают волонтеры, которые не получают заработной платы. Кто-то занимается сайтом, кто-то фотографирует, кто-то помогает в организации проектов», — делится Виктория. Денег за экскурсии (вход — 50 гривен) хватает на коммунальные услуги и гостинцы для посетителей, но сами добровольцы верят в будущую прибыльность. «Каждый член нашей команды понимает: для того, чтобы получить что-то, нужно что-то вложить — и не столько финансовые средства, сколько частицу своей искренности и увлечения тем, что ты делаешь», — комментирует свою мотивацию Тамрико Шоле, которая работает в музее пресс-секретарем.
С каждым днем количество желающих приобщиться увеличивается. Благодаря этому в музейном пространстве становится все больше интересных мероприятий, например: лекции и семинары по психоанализу, проект «Живая книга» (каждый посетитель может взять на абонемент живую книгу (интересного человека), услышать его историю), клуб свободных ассоциаций (благодаря настольной игре «DiXit»), встречи «Что снится автору?» (едва ли не единственная попытка в Украине коммерциализировать встречи с писателями) и т. п.
Да и на количество посетителей музейщики не жалуются — в выходные вместо 4 запланированных бывает и по 8групп.
РАСПУТАТЬ КЛУБКИ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ ЖЕЛАНИЙ
Вот чего в музее не гарантируют — так это толкования сновидений. В снах осуществляются наши бессознательные желания, а разобраться в них под силу только нам самим. Конечно, сложный клубок образов и отрывков может помочь распутать психоаналитик.
«Во сне у нас совсем другой образ мышления — мы передаем информацию с помощью картинок. Когда человек пересказывает свой сон, то сталкивается с трудностями: не может вспомнить именно то слово, которое приснилось, или же не может объяснить, как одновременно находился в двух разных городах, как был маленьким, а выглядел взрослым, как перевоплощался из одного персонажа сна в другого», — рассказывает Татьяна. Часто это своеобразный каламбур, который не дает человеку столкнуться со своим желанием напрямую, возможно, это и хорошо, потому что иногда такая встреча с собственным бессознательным — немного пугает. Обнаружить свои бессознательные стремления — задача не из простых, нужно связывать образы с прошлым, найти, откуда они появились. Временами толкование сна может продолжаться неделями, а ответ придет абсолютно неожиданно. Но даже так — никто не гарантирует правильности интерпретации.
Толкование сна — это индивидуальный подход, субъективное видение. Поэтому в музее снов не рекомендуют верить сонникам, которые предлагают всегда готовые общие ответы. Также Виктория и Татьяна не советуют доверять психоаналитикам, в арсенал которых входят гороскопы, карты, гадания, — такие люди, скорее всего, в психоанализе ничего не смыслят. Кстати, сама специальность в Украине достаточно молодая, не хватает научной и практической базы, специалистов пока еще немного. Поэтому неслучайно еще одно из заданий музея — это обмен наработками между специалистами, а также ознакомление широкой общественности с методом психоанализа и развенчивание многих мифов вокруг него.
Самый распространенный миф — быстрое лечение душевных страданий. «Если человек 40 лет жил с какой-то проблемой, то избавиться от нее за 2 дня нереально. Это не фаст-фуд, который позволяет быстро утолить голод, не таблетка, которая сразу утоляет боль. Снять симптомы — всегда легче, чем искать причины, а психоанализ — это как раз поиск причин», — делится практическим опытом Татьяна. Часто украинцы обращаются с модными проблемами современности — например, желанием быть успешным, и в результате работы оказывается, что истинная причина в чем-то другом — например, в непрощенной обиде.
С невежеством в психоанализе девушки предпочитают бороться с помощью книг — их в частном книгосборнике уже около сотни. Также в музее можно приобрести литературу, изданную в Институте глубинной психологии, по большей части переводную.
КСТАТИ
Украинский музей снов имеет «родственника» в Санкт-Петербурге — «Музей сновидений Фрейда», который работает с 1999 года. Там посетители имеют возможность ознакомиться с исследованиями и моделями толкования снов известного австрийского философа. Если будете путешествовать по Вене, то можете заглянуть также в большой Музей снов Фрейда, расположенный в его бывших квартире и офисе. Чтобы ознакомиться с целой библиотекой «отца психоанализа», стоит посетить Лондон, где разместился музей с таким же названием.