Началось все с того, что, прослушав одну из антологий джаза, я обратил внимание на эмоциональную окраску музыки разных периодов. Все они выстраивались в хронологическом порядке по фазам человеческого возраста. Я решил классифицировать джаз именно по ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ признаку. Получилась биография некоего условного Мистера Джаза. Каждый вновь возникающий стиль соответствовал определенной поре возраста: беспечный нью-орлеанский джаз —детство, чикагский джаз — юность и т.п.
Затем я перенес тот же метод и на рок. Картина была сходной — вырисовывался некий условный мистер Рок. Он отличался по «характеру» от мистера Джаза, но много было и схожего. Рок-н-ролл — детство, бит-рок, творчество «Битлз» — юность и т.п.
Именно сейчас, на переломе веков и определенной доступности информации, мне захотелось на процессы в искусстве (на примере музыки), взглянуть «сверху». И рассмотреть их развитие в динамике.
Оказалось, что десятки музыкантов и их судьбы складывались в одну Судьбу — Рока или Джаза. Творчество одних талантливых музыкантов со своими неповторимыми чертами в «спрессованном», «концентрированном» виде — складывалось в ОДНУ пору возраста Мистера Джаза или Рока.
Есть и гениальные музыканты, которые не вписываются в одну пору Рока или Джаза, а сами являются олицетворением этих двух жанров.
Это, конечно, говорит о том, что человек как таковой в самом «свободном» своем творчестве будет всегда находится в клетке времени, обуславливающей фазы: детство, юность, молодость, зрелость, старость и смерть. И они проецируются в искусстве. Это значит, что, изучив прошлые периоды — можно предугадать будущие. Дабы убедиться в этом, обратимся к истории.
Краткая история развития джаза
ДИКИЕ, НО ТАЛАНТЛИВЫЕ
История джаза начинается с того, что белые поселенцы Северной Америки привезли в трюмах кораблей тысячи негров из Африки, где последних ждала участь рабов.
Однако и раб тоже человек, и мечтает разнообразить свою культурную программу. В связи с этим негры что-то такое там напевали, примерно то же, что они выли вокруг костров в родных африканских пенатах. У них было отлично развито чувство ритма, что и прослеживалось в означенных народных произведениях. То есть все началось с «голого» ритма. Даже буквальнее — с барабана.
После американо-испанской войны 1898 года была массовая демобилизация войск. Были распущены сотни духовых военных оркестров. Музыкально одаренные, но малосостоятельные негритянские парни на радостях расхватали за бесценок эти инструменты.
Короче, все свои шаманские завывания «черные» при помощи развитого от природы слуха быстренько переложили на «продвинутые» инструменты: трубу, кларнет, тромбон, банджо и , разумеется, любимый барабанчик.
Сам термин «джаз» появился после 1910 года от выражения «jazzing it ap» — играть с воодушевлением, энергично , в темпе... Еще это выражение можно перевести как «раскрутить». Подразумевается «раскрутка» мелодии. То есть уже намек на импровизацию.
Основа джаза (как и рока) блюз (blue — грустный) — так называемые «трудовые» песни, которые исполняли негры, работая в поле, на лесосеке. Или отдыхая в своих поселках, к примеру, строителей железных дорог. Короче, негритянский фольклор.
Но негры, в силу своего характера, не желали бесконечно стенать, и даже в песнях сами подтрунивали над своей грустью. В целом джаз был «приготовлен» из четырех компонентов: блюзов, духовных гимнов(спиричуэлс), рабочих песен и африканского, жесткого ритма.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ
Новый Орлеан, где родился джаз ( приблизительно в 1900 году), дал название первому джазовому стилю — нью-орлеанский.
Только в таком огромном мегаполисе, где жили представители разных народов, и получился этот уникальный стиль, в котором переплавились африканские и европейские традиции. Однако основа его, повторяем, блюз.
Нью-орлеанский стиль — откровенно веселые песенки. Даже оптимистически-бравурные.
Исполняли их небольшие ансамбли — джаз-бэнды ( band — оркестр). В их состав входили вышеперечисленные инструменты. Позже к ним присоединилось фортепьяно.
В моду входит импровизация — не заранее сочиненная музыка, а «сочиняемая» на ходу, «под настроение».
Нью-орлеанский джаз — пример «горячего» джаза, хот-джаза (hot-jazz), то есть страстного, темпераментного исполнения. Представитель стиля — группа «Creol Jazz Band». Руководил ей Джо Оливер, а в составе ансамбля играл и его юный ученик — Луи Армстронг.
Белые музыканты стали тоже потихоньку втягиваться в это дело. Дабы отмежеваться от негров, они переименовали джаз в диксиленд (символическое название южных штатов). И хотя это название до сих пор в ходу, на самостоятельное направление оно не «тянет».
Многие джазовые музыканты переезжают в Чикаго, где финансовые возможности были шире. Эти ребята оккупируют парковые площадки, кафе, рестораны. Спрос на танцульки в докризисной Америке рос, соответственно увеличились масштабы — чикагский стиль ознаменовал приход биг- бэндов (больших оркестров).
Настроение музыки становится разнообразнее. Внимание уделяется отдельным соло музыкантов. Пьеса может состоять из серии соло, следующих одно за другим. Личность каждого музыканта раскрывалась полнее.
Чикагский стиль характеризуется и появлением инструмента, символизирующим джаз — саксофона. (Этот королевский инструментище нахально приватизирует и рок.) На нем демонстрирует фортели белый музыкант — Бикс.
В тридцатые годы сумасшедшей популярностью пользовались пианисты, играющие в стиле «stride»(англ. — большой шаг). Его родина — бедный негритянский район Нью-Йорка — Гарлем.
Дюк Эллингтон начинал тоже как «страйд-пианист», однако в 1927 году ему удалось создать свой оркестр.
Его пьеса «Caravan» («Караван») принадлежит к мировым шедеврам. Это пьеса уже не танцевального, а скорее философского характера. Ее до сих пор исполняют сотни разных оркестров.
В 1928 году и Армстронг записывает ряд пластинок с ансамблем «Hot Five», где «разворачивает (как любил выражаться писатель Зощенко) свою психологию в полном объёме». Его стиль критики определяют отдельно от остальной музбратии, как «стиль Армстронга».
ДЕНЬГИ УПРАВЛЯЮТ МУЗЫКОЙ
К концу тридцатых музыка становится почти полностью коммерческой.
С 1933 начинается «свинговая эра». Свинг — эффект «раскачивания» звуковой массы. (Я не сложновато выражаюсь? Больше не буду).
Флагманы прогресса — Каунт Бэйси. («черная» струя ) и Бенни Гудмен( «белая» струя).
Отличительная черта Бейси — фортепьянный стиль «буги-вуги» («Boogie-Woogie») — это быстрый блюз с повторяющимися аккордами левой рукой пианиста, в то время как импровизирует он — правой. Одноименная композиция — «Boogie-Woogie» — произвела в тридцатые фурор, эхо которого докатилось до наших дней. Мое поколение по наивности считало этот танцевально-вакханальнаый стиль изобретением рок-н-ролла. Ошибочка.
Биг-бэнд кларнетиста Бенни Гудмена и большинство белых оркестров стали исполнять только коммерческо-развлекательную музыку. Эта музыка нравилась большинству, она была мелодичной, но во многом утратила индивидуальность, касающуюся личности исполнителя или композитора. Хотя профессиональный уровень ее был высок (в 70-е аналогичен стиль диско). Яркое воплощение — «Серенады Солнечной долины» Гленна Миллера.
СОЗИДАЮЩАЯ СИЛА АГОНИИ
Повисла творческая пауза. «Сладкой»музыкой, как известно, можно довольно быстро перекормить (хотя лично мне нравится).
И в 1945 году возникают две негритянские фигуры Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. В противовес «белой» коммерческой музыке, они заиграли «черную», протестующую, импровизационно-надрывную. Несмотря на то, что Гиллеспи был, безусловно, талантливейшим музыкантом, одиозной, символической фигурой стал все-таки Паркер. Богема считала его своим любимым музыкантом-бунтарем. Знаменитый писатель Картасар именно о нем накрапал рассказец «Преследователь».
Паркер играл «крышесрывно». Его саксофонное соло напоминало корчи и судороги души. Это была музыка агонии! Но агония в искусстве может быть впечатляюще красивой. Наркотиками и алкоголем Паркер доводил до пограничного состояния свой организм. Все это закончилось ранней смертью Чарли(1920—1955). Утверждали, что он физически постарел за очень короткий период.
В 1949 году появляется музыка, противоположная по темпераменту истеричному бопу. Она была выдержанной и интеллектуально- интеллигентной.
В противовес хот-джазу (горячему) появился — кул-джаз (холодный). За штурвалом этого нового корабля — черный трубач Майлз Дэвис.
МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО
В 1957 году часть музыкантов решила отмести всяческие правила в музыке. Надо играть, освободившись от всего!
Никаких правильных аккордов, никакого подчинения постоянному ритму. Играй, как знаешь. Или как не знаешь.
Орнет Коулмен в силу своей музыкальной безграмотности так и делал, полагаясь исключительно на внутреннее чутье. Его авангардная пластинка 1960 года называлась «Free Jazz» («Свободный джаз»).
Представьте: восемь музыкантов дуют что есть силы в свои инструменты (каждый что-то свое), налегая на динамику и экспрессию. У меня от них было впечатление, как у Бэримора от собаки Баскервилей: «Не видел, сэр, но слышал. Очень страшно!»
Освободившись от всего, фри-джазмены освободились и от смысла. Как остроумно писал теоретик музыки Дж. Коллиер: «Человеку явно не по себе в ситуациях, в которых преобладает элемент случайного».
Однако фри-джаз стал модным, поскольку брались его исполнять люди, почти не умеющие играть, но выдающие свое неумение за «свободу выражения творчества» ( что-то сходное было в ситуации с панк-роком) Короче, к концу 60-х джаз пришел к полному маразму.
Биография мистера Джаза
(1900—1917). Нью-орлеанский джаз. Бесшабашно веселые песенки первых джаз-бэндов. Джо Оливер. — Рождение, детство.
(1917—1933). Чикагский джаз, так сказать, модернизированный хот-джаз, стиль Армстронга и Дюка Эллингтона. Музыка яркая, насыщенная соло импровизациями. — Юность, молодость.
(1933—1945). Свинговая эра. Каунт Бэйси, Бенни Гудмен, Гленн Миллер. Красивые четкие мелодии, профессионализм, но излишняя развлекательно-эстрадная направленность. — Средний возраст.
(1945—1957). Бибоп. Чарльз Паркер. Музыка истерическая, надрывная. — Кризис среднего возраста.
(1949—1957). Кул-джаз. Интеллектуально-спокойная музыка. Майлс Дэвис. — Зрелость.
(1957—1969). Фри-джаз. Орнет Коулмен и сотни идиотских последователей. — Старость. Маразм. Смерть.
Как видим, многие исполнители, в силу накопления ОБЩЕГО и собственного опыта, выражают своим творчеством определенную фазу Мистера Джаза. Причем, если их время приходится на такую неблагоприятную переходную пору, как, например, «кризис среднего возраста» — это может закончится трагически, как у Чарли Паркера. И неизвестно, насколько он был в этом сам виноват, или — доставшаяся ему «фаза». Что с близкого расстояния и называется судьбой.
Сразу хочу заметить, что «смерть» для жанра — тоже понятие условное. Джаз (как и впоследствии рок) растворяются в других музыкальных жанрах.
(историю развития рока читайте в след. пятничном номере)