Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Мы и Они: рандеву обиженных

2 августа, 2000 - 00:00

О нашем «среднем украинце», его материальном (нищенском) положении, социо-психологических характеристиках (состояние разочарования, пессимизма, депрессии), социальном поведении (пассивность, безразличие), о взаимоотношениях общества и государства написано немало, также и в газете «День». Есть проблемы, которые вызывают особое моральное беспокойство. К одной из них хочу обратиться.

Мы и Они. Граждане-обыватели и власть, ее слуги-чиновники. Мы разные люди, у нас и у них разные мнения, разные цели и интересы. Мы уже не дети, взрослеем, никому и ничему не верим, учимся, кто как только может, использовать государство и власть, хитрить с нею — себе на пользу. У нас и у них различная политика, т.е. «линия поведения». Мы живем в параллельном мире, и наши дороги продолжают стремительно расходиться. Нас мало интересует, чем там они, политики-государственники, занимаются, что нового затевают — лишь бы только оставили нас в покое, поскольку у нас свои соображения: нам бы тарифы поменьше, зарплату нормальную, и чтобы кошелек от этих цен не так худел...

Это сказал не я. Это говорит харьковчанка Елена Маркосян («День» № 108), и многие из нас, прежде всего люди городской среды, находят в этом и свою «точку зрения».

По правде говоря, мне импонирует то, что воспринимаю как проповедь суверенности человека, его свободы, его естественных прав. Это как у Ницше говорит Заратустра: «Там, где заканчивается государство, начинается человек...»

Не любить власть — это нормально, тем более если власть сама дает основания для этого (хотя бы и тем, что не является своей, или «нашей», по духу). Не знаю страны, где бы власть была «любима» ее гражданами. Мне понятны такие отзывы: «Если ты, государство, так далеко от контроля общественности, если вы, господа чиновники, так много на себя берете, во все вмешиваетесь, то справляйтесь сами, без нас».

Но это не может продолжаться бесконечно. Взаимная отчужденность дискомфортна для обеих сторон, и лелеять в себе гордую отстраненность, повернувшись спиной друг к другу, — это выглядит, скорее всего, как трагикомедия, а не гражданская позиция мудрых и ответственных. Граждане-обыватели и государство, ее власть постоянно встречаются друг с другом, и возникают ситуации, когда вынуждены прямо и откровенно посмотреть в глаза друг другу, высказаться и быть услышанными. Нам не хватает открытого и искреннего диалога. Власть должна вернуть доверие общества к себе, а для этого нужно, по крайней мере, не обманывать его, обсуждать с ним все проблемы, не утаивать ничего. Но и не перекладывать свои, сугубо властные заботы, свою ношу ответственности на плечи народа.

Не радует меня этот «параллельный» обыватель с его постоянными «хитростями» (вокруг субсидий, льгот, счетчиков в квартире и т.п.), такое его «взросление». Не радует «мудрость» этого, с позволения сказать, «электората» и носителя «воли народа», который признается: «Что людям стоит бросить в урну еще какую-то там бумажку — да ничего! На, дорогая и государственная власть, возьми и отцепись — не до тебя». Процитировал это воспроизведенное упоминавшейся уже харьковчанкой «состояние души» обычного обывателя — и приходит на ум что-то о «грешном ангеле», нашем лукавстве и конформизме. Или о банальном фрондерстве от скуки.

Не радует приход новых молодых — «умных, циничных, прагматических» (В. Пиховшек), так как и предостережение другой госпожи в газете — не перенимать у американцев их доверчивость, веру в «высокие слова», ибо не является этот наш циничный прагматизм или прагматический цинизм, как и моральный релятивизм, позитивным качеством человека. Такого Человека, который различает Добро и Зло. Или теперь у нас это уже вышло из моды?

Дмитрий КАРПЬЯК, Львовская область
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ