Монолог Максима Батеровского из Канева «Ехать или не ехать?» («День», № 122) доказывает, что граждане Украины не пассивные. Они пытаются устроить свою жизнь если не у себя дома, то на чужбине. Для достижения этой цели они идут на различные авантюры, с тем чтобы добраться к «райским землям».
Как говорится: «Где лучше? Где нас нет». Почему чужие общества должны создавать рабочие места для украинских работников и заботиться о них? Ведь их государства имеют свои заботы, у них тоже есть безработные, беспризорные, преступники...
Почему наши граждане не требуют от государства того, что им принадлежит, а именно: условий жизни, которые не унижали бы достоинство человека? Ведь тот, у кого есть чувство собственного достоинства, не поедет на заработки за границу, не будет там работать «по-черному».
Нас хотят убедить в том, что ехать за границу на заработки — это хорошо. Но задумаемся, кому это выгодно. Неужели тем людям, которые работают — кто легально, кто нелегально? Это выгодно не им, а транснациональным компаниям, выгодно, как ни странно, родному государству. Ведь чем больше безработных уезжает на заработки за границу, тем меньше приходится тратить денежных средств из бюджета на пособия по безработице, тем меньше официальный процент безработных. Можно заманивать отчаявшихся и разочарованных людей, говорить им, что на Западе ждут честных, вежливых, выдержанных, ответственных, терпимых, стремящихся к постоянному самосовершенствованию. Но почему же таким людям не находится места в украинском обществе? Если государство не заинтересовано в развитии общества, в развитии своих граждан, то такая страна скоро приходит в упадок и становится страной третьего мира.
Современные социальные условия ориентируются на однообразие условий жизни и труда, на автоматическое выполнение своих обязанностей, что притупляет религиозно-этическое чувство в труде, и поэтому он больше не носит характер труда по призванию (профессионального). Вот почему так много едущих на заработки.
В философском учении Григория Сковороды речь идет о «сродном труде», но в эпоху глобализации, распространения бедности и нищеты работают в основном только ради заработка. Голос призвания заглушается корыстными мотивами наживы, борьбой за выживание. Как здесь не вспомнить слова Папы Римского Иоанна Павла II, с которыми он обратился к молодежи вo Львове 26 июня 2001 года: «Без Бога вы не сможете сделать ничего хорошего. С Его высокой помощью, наоборот, вы сможете смело выйти навстречу всем вызовам сегодняшнего дня. Вам удастся довести до конца обязывающие вас начинания, идти против течения, как, например, чтобы с доверием остаться на родине, не подвергаясь призраку легкого счастья за границей. Здесь нужны вы, молодые, готовые внести свой вклад в улучшение общественных, культурных, экономических и политических условий жизни страны. Здесь нужны таланты, которыми вы богаты, во имя будущего вашей земли, у которой такое славное прошлое».