Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы – не переселенцы»

Как уже полтора года крымчане и жители Донбасса обживаются на Виннитчине
24 декабря, 2015 - 09:30
ЮРИЙ ЗЫКОВ С ЖЕНОЙ, СЫНОМ И ТЕЩЕЙ. «МЫ ПЕРЕСМОТРЕЛИ ЦЕННОСТИ, МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСТАЛОСЬ ПОЗАДИ», — ГОВОРИТ МУЖЧИНА / ФОТО АВТОРА

С начала оккупации Крыма и войны на востоке Украины минуло более полутора лет. Тысячи  жителей Донбасса и полуострова остались без домов. Теперь они — «вынужденно перемещенные лица». Как они сейчас живут на Виннитчине и планируют ли возвращаться домой?

«ВЕРНЕМСЯ ВМЕСТЕ С КРЫМОМ»

Первыми переселенцами в Украине стали крымчане. Наибольшее сопротивление аннексии Крыма Россией с самого начала и в настоящий момент оказывают крымские татары. Много их расселилось по всей Украине. Так, на Виннитчине оказалось 1240 переселенцев из Крыма. А село Новая Дамба Калиновского района, недалеко от Винницы, стало пристанищем для 35 семей крымских татар.

Несмотря на то, что крымские татары — мусульмане, на первое время их приняла баптистская христианская церковь. Почти полгода крымские татары жили в колледже церкви, занятия в которой специально приостановили, чтобы принять переселенцев. Потом областная власть и волонтеры обустроили общежитие бывшего профтехучилища в поселке Новая Дамба. В двухэтажке проживает 35 семей. Во дворе общежития крымские татары держат небольшое хозяйство — коз и овец. Здесь же на средства благотворителей установлена детская площадка.

«Уехали из Крыма, потому что мы, во-первых, граждане Украины, во-вторых, когда на твою страну напали — ее нужно защищать, — говорит командир ныне недействующего батальона «Крым» Иса Акаев. — В Виннице планируем открыть крымскотатарский культурный центр. Уже договорились с местной властью о помещении. Сейчас оно в плачевном состоянии, смотрели с архитектором, что там можно сделать. Через этот центр хотим знакомить украинцев с нашей культурой, обычаями, традициями и языком».

Крымский татарин Искандер признается: оставаться здесь постоянно не планируют. «Мы вернемся вместе с Крымом. Сейчас  живем одним днем, — вздыхает Искандер. — Перспектив и работы в поселке нет. Наши мужчины первое время были в АТО, сейчас вернулись, пока батальон «Крым» не будут легализовать. Работает кто где найдет работу, кто-то на стройке, кто-то поехал в Киев искать заработок плюс помощь на детей получаем».

«НАМ НУЖНА ОПОРА, ЧТОБЫ С ЧЕГО-ТО НАЧАТЬ»

В отличие от крымских татар, возвращаться на малую родину не планируют переселенцы из зоны проведения АТО. В Виннице их теперь держат новые друзья, новая работа и новая жизнь. Однако есть общая проблема — жилье. Бывший шахтер из Горловки и отец троих детей Юрий Зыков сейчас работает на стройке, параллельно возглавляет общественную организацию «Общее дело».

«Никогда не думал и не планировал заниматься волонтерством, — смеется Юрий. — Но ситуация подтолкнула к этому. У меня трое детей, жена. Семья — единственное, что осталось. Мы пересмотрели ценности, материальное осталось позади. Возвращаться назад? Нет. За детей боюсь. Я хочу просто забыть туда дорогу. Мы здесь уже более полутора лет, налаживаем свою жизнь. Конечно, до полного комфорта еще далеко, но уже с работой определились. А ехать в ту руину, которую неизвестно отстроят ли, бесперспективно, а время идет. Мне 38 и хочется двигаться дальше. Я здесь полностью адаптировался, не чувствую себя изгоем. И дети вообще замечательно влились. А решится вопрос с жильем, то и гуманитарные проблемы исчезнут».

В Виннице семья Юрия снимает квартиру. Вместе с женой Надеждой удалось устроиться на работу, с того и живут, за жилье платят за счет государственной помощи вынужденно перемещенным лицам. По мнению Юрия, переселенцы понемногу начинают переставать ждать возвращения домой и медленно обустраиваются на новых местах, однако признается, что хотелось бы больше поддержки со стороны государства.

Сложнее судьба оказалась у матери пятерых детей Елены Романовой, найти за год постоянное жилье ей так и не удалось, за это время женщина поменяла три местожительства. В Винницу Елена уехала, как только начали обстреливать Донецк, из-за этого ей пришлось развестись с мужем.

«В Горловке был свой дом, работала сначала в магазине, потом смотрела за ребенком. С мужем развелась, потому что у нас разошлись взгляды на происходящее. Сюда приехала, потому что я отсюда родом, здесь осталась тетя. Первое время я жила у нее в Виннице, — рассказывает Елена Романова. — В маленькой однокомнатной квартире жили вдевятером. Потом знакомая предложила свой дом. Но уже пришло время, когда мы должны и его покинуть. Обращалась к главе сельсовета, он сказал, что помочь не может. Сейчас с волонтерами пытаемся найти какое-то жилье. Сначала здесь пошла работать на изготовление брикетов, запирала на ночь детей и шла на работу, однако такой режим с воспитанием пятерых детей оказался не совместим. В планах найти работу, жилье, начать все с нуля, потому что здесь ничего нет. Возвращаться туда однозначно — нет».

«К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ОТНОШЕНИЕ НЕОДНОЗНАЧНОЕ»

Оказавшись в незнакомом городе, переселенцы начинают искать друг друга, объединяться в сообщества, общественные организации. Так Наталия, Алевтина, Евгения и Варвара возглавили общественную организацию «Объединение переселенцев с востока Украины и Крыма», которая сегодня занимается адаптацией детей из зоны АТО в Виннице. Отношение государства к переселенцам и само клеймо «переселенец» вызывает у женщин неоднозначную реакцию.

«К государственной поддержке отношение двоякое. Довольны, потому что хоть что-то есть, и недовольны, потому что не хватает, — говорит Наталия. — И проголосовать на этих выборах нам не дали, хоть обсуждали такую возможность. Что интересно, права голоса мы лишены, а права баллотироваться — нет. Что касается статуса переселенца, то мы интегрировались и заявляем, что мы — винничане, мы активные граждане своей страны, этого города».

«А мне лично неприятно, когда меня называют переселенкой, — добавляет Варвара. — Да, я говорю, что я из Луганска, но никогда не говорю, что переселенка.  Я в то же время понимаю, что такой статус дается, чтобы нас поддержать, но я стесняюсь его. Вот в школе, когда на родительском собрании собирают на что-то средства, то спрашивают, есть ли переселенцы, и мне трудно поднимать руку, но приходится, потому что так могу платить только половину».

Виталий АНДРОНИК, Винница — Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ