Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы победим»

Психолог рассказала о практиках, которые следует применять в ситуации угрозы и неопределенности
31 января, 2022 - 18:07
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Недавно президент США Джо Байден сказал, что решение хозяина Кремля пойти в наступление на Украину может зависеть от того, с какой ноги он встанет с кровати. Это демонстрирует трагизм ситуации, в центре которой находится Украина. К сожалению, новостей об угрозе со стороны России с каждым днем становится все больше. Как же «чистить оружие» и сохранять при этом спокойствие, «День» спросил у кандидата психологических наук, старшей научной сотрудницы лаборатории социальной психологии личности Института социальной и политической психологии НАПН Екатерины МИРОНЧАК.

«ИНФОРМАЦИОННАЯ ГИГИЕНА И МЕДИАГРАМОТНОСТЬ – ЭТО УЖЕ НЕ ПРИХОТЬ СОВРЕМЕННОСТИ, А БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»

- Пани Катерина, как не поддаваться панике в неопределенной ситуации, когда Россия почти откровенно угрожает Украине и едва ли не весь мир посылает нам оружие?

- Паника – это психический процесс высокой интенсивности, вызванный подсознательным страхом, который становится неконтролируемым. Когда человек испытывает сильный страх, у него значительно снижается уровень критического мышления, он теряет чувство контроля, способность выполнять рациональные адекватные действия, легко поддается внешним манипуляциям и воздействиям. Как не поддаваться панике? Речь идет о базовых навыках саморегуляции и работе со страхом: дыхательных, релаксационных, когнитивно-поведенческих упражнениях. Сейчас этой информации в медиа более чем достаточно, есть всевозможные методы и способы овладения негативными эмоциональными состояниями, они есть в свободном доступе на многих специализированных онлайн-ресурсах. Что действительно требует особого внимания, так это вопрос информационной гигиены. Ведь основной источник порождения паники – это информационное пространство, продуцирующее вирусный контент. Информационная гигиена и медиаграмотность – это уже не прихоть современности, а базовое условие психологического благополучия и профилактика заражения некачественным информационным продуктом. Это крайне необходимые каждому украинцу навыки: умение дозировать и отфильтровывать хаотический информационный поток, критически мыслить, анализировать, адекватно оценивать информацию и взаимодействовать с ней.

Неопределенность по отношению к будущему всегда пугает. Лучше всего снимают тревогу телесные практики: глубокое дыхание, движения, физическая нагрузка, спорт. Когда тревога немного снижается, можно переходить к когнитивным упражнениям. Поэтому эффективным в такой ситуации будет так называемое искусство малых шагов – умение наслаждаться повседневностью – это способность возвращаться к реальности и делать простые, привычные, хорошо знакомые для человека вещи. Следует понять, что в зоне нашего контроля, а что нет. Мы не можем повлиять на то, будет наступление или нет. Но мы всегда можем спросить себя: на что я могу влиять сегодня, что мне по силам, что в зоне моей ответственности, какие у меня сильные стороны, что у меня хорошо получается делать и что я могу сделать прямо сейчас?

Хорош также метод при работе с такими состояниями – моделирование сценариев. Нам отовсюду транслируют идею о наступлении, и она пугает. В таком случае мы можем смоделировать разные сценарии разворачивания событий – от худшего варианта до самого оптимистического. То есть мы не зацикливаемся на одном фатальном прогнозе, который предлагается извне, а расширяем собственный спектр видения ситуации, проигрываем в воображении разные стратегии поведения, а затем снимаем напряжение и возвращаем утраченное чувство контроля.

Хорошо также провести краткосрочный и продолжительный тайм-менеджмент: спланировать дела на неделю, месяц, год вперед. Планирование будущего – очень ресурсный метод. Он обращает внимание на реальные наши жизненные задачи, расширяет перспективу вовлечения в важные и значимые для каждого процессы, мотивирует и придает жизненный смысл двигаться дальше, становиться сильнее и противостоять всевозможным вызовам.

- Собирание тревожного чемодана усиливает панику или стабилизирует человека?

- Для страны, которая находится уже восьмой год в состоянии войны, информация о чемодане и определенных способах действий в чрезвычайных ситуациях – это не только норма, но и полезное информирование с целью предоставления четких инструкций поведения и проигрывания наиболее конструктивного сценария в случае обострения ситуации. Другой вопрос – как нам представляют эту информацию и как мы ее потребляем. Тема подготовки к войне может быть подана под разным «соусом», который призван вызвать «заказную» реакцию у потребителя сообщения. И тогда стоит задать себе вопрос: кому выгодно, если я буду паниковать? Когда в информационное поле запускают вирус страха смерти, у человека естественно актуализируется переживание, что он может погибнуть. Людьми в таком состоянии легко манипулировать, они становятся конморфными и более слабыми, а следовательно – более уязвимыми.

– Возможно, Россия сейчас проводит эту психологическую войну, используя наш страх, чтобы мы определенным образом себя вели?

– Понятие психологической войны было предложено врачом Томмазом Кампанеллой еще в начале ХХ века. Психологические войны, или психологическое вредительство, использовали в Германии в начале Второй мировой войны. Основная задача – создать раскол в государстве, вызвать недовольство населения, изолировать государство от союзников, дестабилизировать граждан. Россия действительно осуществляет такую политику в Украине, но, к сожалению, дестабилизация проводится и нашими внутренними силами. Речь идет и о дезинформации, провокациях, подкупах, саботаже, создании паники, фальшивых информационных контентах и т.д. Все эти средства направлены на то, чтобы повлиять на чувства, свободу, сознание и подсознание населения с целью деморализации, подрыва определенных ценностных ориентаций и навязывания определенных идей.

Это тот случай, когда полномасштабная война еще не началась, а уже возникает риск ее проиграть. Ибо психика реагирует как на реальную, так и на воображаемую опасность. Если посеять этот вирус страха смерти вголовах людей, то человек может сам себя уничтожить. Поэтому так важно потреблять качественный информационный контент и осознать, что если мы остаемся устойчивыми к информационным фейкам, провокациям, политической пропаганде – помогаем и себе, и государству.Это тот случай, когда полномасштабная война еще не началась, а уже возникает риск ее проиграть. Ибо психика реагирует как на реальную, так и на воображаемую опасность. Если посеять этот вирус страха смерти вголовах людей, то человек может сам себя уничтожить. Поэтому так важно потреблять качественный информационный контент и осознать, что если мы остаемся устойчивыми к информационным фейкам, провокациям, политической пропаганде – помогаем и себе, и государству.

«САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СРЕДИ УКРАИНЦЕВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ – ПРАКТИКИ ВЗАИМОПОДДЕРЖКИ»

- Украина пребывает в войне уже восьмой год, граждане каким-то образом адаптировались к информации об обстрелах, смерти; около 1% украинцев являются участниками боевых действий или членами семей военных. Как тема смерти и войны отражена в ваших исследованиях?

- Война – это не просто об угрозе смерти, это о худшем ее варианте – насильственной смерти. Исследования показывают, что для 10% украинских военных характерны практики осознания и принятия темы смерти, для гражданских людей этот процент значительно и значительно меньше. Это когда человек может свободно говорить о войне и смерти, имеет потребность в осуществлении военной деятельности и может сохранять холодный разум и не паниковать в нетипичных ситуациях. Такой тип людей склонен принимать реальность такой, какая она есть, без лишних ожиданий, им присуща определенная эмоциональная зрелость и устойчивость. Поэтому есть вероятность, что именно эта категория населения при реальном наступлении России на Украину сможет взять на себя регуляционную функцию и будет помогать другим. Это люди, которые знают, что такое кризисная ситуация, имеют опыт реальной встречи со смертью, понимают и знают свои возможности и могут адекватно поступать в ситуации неопределенности.

В целом наиболее распространенными среди украинцев в кризисных ситуациях являются практики взаимоподдержки – и среди населения, и среди военных. Чаще это поддержка ближнего круга (родных, друзей, собратьев, коллег), в котором человек чувствует себя защищенным и принятым среди своих. Теплая беседа с друзьями, объятия с любимыми и родными, возможность находиться в приятной компании единомышленников, совместные встречи и планы, прогулки на свежем воздухе, совместные активности, интересные отвлекающие разговоры – все это оказывает целебное воздействие на человека и помогает ему надолго не застревать в негативных эмоциональных состояниях.

Также хорошо сработают практики самоуспокоения, которые, по сути, являются использованием определенных повторяющихся личностно значимых утверждений. Они служат своеобразным успокаивающим средством, психологической таблеткой, которая при дефиците альтернативных средств может создавать достаточно положительный эффект, даже если он кратковременный. В перманентном состоянии боевой готовности, беспокойства такие семантические конструкции смягчают тревожность человека, уменьшают ее интенсивность. В основе этой практики лежат механизмы самопрограммирования и самовнушения. И чем проще такое жизненное кредо или лозунг, тем оно эффективнее: например, «все будет хорошо», «все рано или поздно завершается», «страшно, но я справлюсь», «украинцы – сильный и непобедимый народ», «боритесь – поборете», «с Богом все возможно», «мы победим» и т.д.

Также хорошо работают деятельные практики или ритуалы: когда человек каждый день делает что-то привычное или необходимое: ходит на работу, прогуливается в любимых местах, уделяет внимание членам семьи. Благодаря этим практикам человек не погружается в тщательную интерпретацию событий, не подпитывает сомнения, не застревает в вечных поисках объяснений, ведь простая, рутинная деятельность не оставляет для этого времени. Благодаря деятельным практикам внимание человека естественным образом отвлекается от травмирующих мыслей и вовлекается в то, что он хорошо знает, умеет и может делать. Это своего рода разумное инвестирование своего времени и внимания в вещи, которые важны.

Продолжение темы:

Оборона – не только военное обучение

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ