— Борьба за Десятинную церковь — это борьба не только за территорию, а прежде всего — за историю. Хотя большинство специалистов выступают против построения храма на том месте, но в случае экспертного разрешения его возводить о своем желании приобщиться к строительству заявили УПЦ МП, УПЦ КП и УГКЦ. Как вы думаете, тогда возможно повторение случая с Софией Киевской, которая не принадлежит ни одной из конфессий, а является национальным заповедником, и в ней осуществляют торжественные богослужения иерархи всех церквей?
— УПЦ КП за восстановление Десятинной церкви. Так, как была за восстановление Михайловского монастыря. Тогда тоже развернулась дискуссия между разными экспертами: одни выступали за, другие — против. В конечном итоге, когда монастырь появился, критика прекратилась. Все увидели, что лучше возрожденная святыня, чем пустое место, где выгуливают собак. А Десятинная церковь имеет не менее важное значение. Это — первый храм, построенный после провозглашения христианства государственной религией. Правда, до нее существовала Ильинская на Подоле, где богослужение отправляли первые христиане, но власть еще была языческой. А здесь уже храм построил христианин — Великий князь Владимир. Поэтому для нас она, как и Софийский собор, — символ Киевской Руси-Украины. В то же время мы стоим на позиции, чтобы фундаменты Десятинной церкви оставили и к ним обеспечили доступ. Так, как есть доступ к останкам Михайловского Златоверхого.
Но проблема заключается в том, кому отстроенная сакральная достопримечательность будет принадлежать. А она должна принадлежать правдивой Украинской церкви. Не российской под названием — «украинская». Потому что если ее отдадут Московскому патриархату, то это нужно воспринимать как нахальные посягательства России на нашу историю и духовность. Северный сосед глубоко ошибается, если считает Десятинную церковь, как и Софийский собор, — своими. И когда они строились, никакой Москвы еще не было.
— Вы сказали, что Десятинная церковь должна принадлежать правдивой Украинской церкви. То есть, УПЦ КП?
— Я думаю, что она должна принадлежать Украинской православной церкви Киевского патриархата. После объединения. Верим, что оно таки состоится между УПЦ МП, УАПЦ и УПЦ КП. Вот тогда, а не в сегодняшних реалиях, возродим святыню. А пока выступаем против того, что Московский патриархат там незаконно поставил каплицу.
— Ваша Святость, а при каких условиях возможно объединение?
— В 2009 году было проведено несколько встреч представителей УПЦ КП и УПЦ МП — на предмет подготовки диалога между двумя Церквами. Но вскоре, под давлением патриарха Кирилла, они прекратились. РПЦ выступает за преодоление разделения православия в Украине. Однако она хочет, чтобы мы, объединившись, подчинились Москве. Несмотря на то, что эти переговоры прекратились, у Украинской православной церкви Московского патриархата не исчезло стремление к независимости от Москвы. Об этом, в частности, шла речь на их Поместном соборе, который проходил в начале июля. Очевидно, вокруг данного вопроса поднялась шумиха. А раз поднялась шумиха, значит есть силы, которые выступают за самостоятельность, и которые, надеемся, будут побеждать. Тогда у них другого пути, как к объединению с Киевским патриархатом, не будет.
Мы не просто надеемся, что Киевский патриархат станет признанной автокефальной церковью, а твердо убеждены в этом. Почему? Потому что есть Украина. Как свидетельствует история, еще не было ни одной автокефальной церкви, которая бы, образовавшись на территории независимого государства, не была признана. Возьмем греческую, которая с восстанием Греции отделилась от Константинополя. Та же история с болгарской, сербской, румынской.
А вот объединение православных с греко-католиками на данном этапе невозможно. Если у первых существуют поместные церкви, независимые одна от другой административно, то у вторых — один глава — Папа: в странах Европы, Латинской Америки, Африки или Азии. К примеру, там даже на епископа не рукополагают, если на это нет согласия понтифика. Но в ситуации с УГКЦ дело несколько иное. Она образовалась тогда, когда украинцы не имели собственного государства. В Польше православные иерархи находились далеко не в равноправном положении с католическими. Чтобы получить равные права, часть из них согласилась подчиниться Риму. Думаю, когда в Украине сформируется поместная православная церковь, вопрос об объединении с братьями-православными остро встанет перед греко-католиками. Тогда может быть все, как было до конца ХVI веке — одна Киевская митрополия. Мы осознаем, что с единством и независимостью Церкови неразрывно связаны единство и независимость государства.
— В диалоге межконфессионального понимания должна присутствовать рука государства или Церкви в состоянии самостоятельно достичь взаимопонимания?
— Государство должно способствовать, но это не должно быть его задачей. Церкви сами постепенно должны прийти к единству.
— Скажите, пожалуйста, отношения УПЦ КП с руководством государства как-то изменились после встречи Президента со Всеукраинским советом церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО), которая состоялась весной?
— Мы приветствуем декларацию Президента о равном отношении ко всем церквям. Однако не видим, чтобы она всеми и всюду реализовывалась. Правда, после встречи Виктора Януковича с ВСЦиРО кое-что изменилось. В частности, на 20-летие независимости надеемся, что будем молиться вместе. Потому что в прошлом году Виктор Федорович посетил только УПЦ МП, а других проигнорировал. Очевидно, одинаковое содействие всем церквям на практике начнется тогда, когда глава государства заявит о самостоятельности украинской политики, экономики, гуманитаристики... Мы радуемся, когда на переговорах первые лица не соглашаются на то, что предлагает Россия во вред нашему государству. Например, на вступление в Таможенный союз. За это «своеволие» северный сосед, по-видимому, наложит ограничение на ввоз наших товаров. Когда события будут разворачиваться таким образом, нынешнему руководству понадобится поддержка народа, а народ — это и есть церковь. И отечественные церкви составляют большой процент среди населения.
— УПЦ КП открыто поддерживает политические силы национал-демократического направления. Но в нашей стране церковь отделена от государства. Какие точки соприкосновения находите в вашем сотрудничестве? Или поддерживаете их из собственных убеждений?
— То, что церковь отделена от государства, не значит, что она отделена от народа. А народ, по крайней мере наша паства, выступает за утверждение Украины. Поэтому мы, принимая во внимание интересы верующих УПЦ КП, а также, понятно, исходя из собственных убеждений, поддерживаем политсилы, которые стоят на государственнических позициях. Однако предвыборной агитации не ведем. Благословляем прихожан голосовать за тех, за кого хотят.
К примеру, недавно принимали участие в мероприятиях приуроченных к 70-летию начала Великой отечественной войны. Событие организовывал «Фронт Змін» Арсения Яценюка. Кроме нас, там были братья-православные из Московского патриархата, греко- и римо-католики, другие конфесии.
Также с некоторыми регионалами общаемся — теми, которые работают в интересах страны. Сказано же: распознавайте по плодам! Правда, они о своей поддержке Киевского патриархата вслух не говорят. Боятся. Но вспоминаемый в Евангелии Никодим тоже приходил к Христу тайно.
— Известно, что в начале июня достоялась попытка рейдерского захвата Николаевской церкви-мемориала в Киеве. Вообще за последний год случилось несколько переходов храмов из УПЦ КП в УПЦ МП: в одних случаях — по решению общины (или ее большей части), в других — «с помощью» поселкового или районного советов. Где чаще всего это происходит и кто за этим стоит?
— Николаевская церковь-мемориал принадлежит УПЦ КП уже много лет. Мы освящали место, крест. Там разрасталась община. Вдруг вмешивается какой-то фонд Елизаветы Романовой и... предлагает в обмен на деньги отдать храм им. Во-первых, предложение не возмещает средства, вложенные в его строительство. Во-вторых, как же наши прихожане?..
Другой пример. Киевский патриархат построил церковь в поселке Макаров на Киевщине. А настоятель из корыстных побуждений перешел в Московский, переведя туда и приход. А власть взяла и зарегистрировала. Вот оно: декларация о равном отношении ко всем христианским конфессиям, а действия прямо противоположные!
— Какие механизмы противодействия применяете?
— Прежде всего обращаемся к власти на всех уровнях: от Президента и премьера до глав облгосадминистраций, городских и поселковых глав. Обращаемся к СМИ, просим отреагировать общественность, наших прихожан за границей. Иногда доходит до судебных дебатов. Видите, не хотим действовать силовыми методами, потому что это разжигает вражду между людьми...
— Сейчас продолжаются разговоры вокруг так называемого украинского «мажорства», то есть, когда дети богатых родителей позволяют себе поступки далекие от общепринятых норм морали. И это становится модным. Очевидно, данные факты являются признаками повсеместного морального кризиса в обществе. Вместе с тем у нас принято много говорить о духовном возрождении. А как перейти от слов к делу?
— Церковь может молиться и воспитывать. Это делаем, прежде всего, через воскресные школы, которые, однако, не могут охватить всех детей. Поэтому стоило бы ввести преподавание христианской этики во всех общеобразовательных учебных заведениях.
Как свидетельствует статистика, преступность в Западной Украине значительно меньше, чем в Восточной. Почему? Потому что там в школах преподается христианская этика. У меня есть информация из Острожской академии о том, что едва в Ровенской области ввели этот предмет, как снизилась криминогенная ситуация в регионе. С десятью Божьими заповедями нужно знакомить с детства.
— Ваша Святость, как УПЦ КП работает над своим «омолаживанием»? Известно, что, в частности, в странах Западной Европы существует кризис призвания к священнической и монашеской жизни.
— Ничего особенного не делаем. Не заманиваем разными приманками молодого человека в церковь. Просто раскрываем смысл жизни. Раньше или позже человек направляет свои мысли к смерти. Если ты молод — посмотри на старца. Если здоров — посмотри на немощного. Хотя болезни и конечность земного бытия неминуемы, но каждый из нас создан для вечности. Только вопрос: каждый ли выбирает ее?
— Накануне 20-летия независимости Украины как вы оцениваете достижения власти при разных главах государства относительно утверждения мира и понимания между конфессиями?
— Сдвиги есть! Сегодня и близко такого противостояния нет между православными Московского патриархата и греко-католиками, которое имело место в начале и в середине 90-х, когда УГКЦ вышла из подполья и возвращала свои храмы, которые в советское время, понятное дело, принадлежали РПЦ. Или возьмем отношения между Киевским и Московским патриархатами. Если в первые годы независимости они были очень острыми, то в настоящий момент между нами нет такого большого противоречия! Это достижение как самих Церквей, так и власти.
Сегодня остается открытым вопрос: не потеряет ли Украина свою независимость. В нормальной стране он не должен возникать вообще. Потому что наша Родина стала государством — и точка. Однако сегодня нет единства в обществе. (Об объединении политических партий даже речь не идет). Одни тянутся к России, другие пасуют, не понимая, что происходит. Слава Богу, то тяготение к северному соседу ощутимо только среди старшей генерации. Здесь уместно вспомнить библейскую историю о выходе евреев из Египта. В землю обетованную вошло поколение, рожденное не в рабстве. Так и мы будем бороться до тех пор, пока не выжмем из себя всю несвободу...
— С вашего позволения, в завершение вопрос личного характера. Ваша Святость, какую музыку любите слушать? Что читаете?
— В молодости меня очень трогала классическая музыка. Теперь отдаю преимущество духовной. А что читаю? Когда-то любил Котляревского и Шевченко. Но больше всего Достоевского, потому что он касался глубин души. Потом увлекся трудами Святых Отцов. Это увлечение продолжается до сих пор. Кстати, сейчас занимаюсь переводом их творений со старославянского и русского на украинский язык. Уже перевел богослужебные книги, Жития Святых (7 томов) — всего напечатано томов, наверное, с двадцать.
— А кто из Святых Отцов вам наиболее близок?
— Понимаете, все они подобны по своему величию. Читая одного, понимаешь, что он последователь предыдущего. Наиболее мне близки Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Блаженный Августин, Иоанн Златоуст... К слову, очень люблю одно высказывание Иоанна Златоуста. Лишенный сана святителя, он ехал в ссылку на Кавказ. Очень страдал. И по дороге умер, промолвив перед смертью: «Слава Богу за все!». Я часто это повторяю.
КОММЕНТАРИИ
Игорь (ИСИЧЕНКО), Архиепископ Харьковский и Полтавский Украинской автокефальной православной церкви:
— Я не знаю такого визита главы Русской православной церкви в другое государство, который бы был лишен политических составляющих. Тем более в нынешних условиях, когда Патриарх Кирилл стал одним из активнейших спикеров «русского мира» — идеи, которая очень прозрачно пытается реанимировать Российскую империю, начиная от консолидации постсоветских стран в культурной плоскости. Конечно, его приезд в Украине, даже без каких-либо политических заявлений, будет иметь политические приоритеты.
Я не думаю, что сегодня существуют какие-то серьезные расхождения между УПЦ МП и руководством РПЦ. Журналисты иногда преувеличивают оппозиционные нотки, которые раздаются из «проукраинского» лагеря священничества Московского патриархата в Украине. Современная конъюнктура исключает какие-либо фрондистские акции части этой церкви, кроме того, к большому сожалению, политическая и экономическая зависимость УПЦ МП от кланов, связанных с Россией, сводит на нет попытки обрести большую независимость церкви Московского патриархата в Украине от фактора политического присутствия Кремля.
Каждый приезд Патриарха Кирилла демонстрирует все большую апатию украинского сообщества, как оппозиционного, так и благосклонного к Патриарху. Очевидно, что какая-то толковая часть околоцерковных религиозных экстремистов из промосковского лагеря соберется на патриаршие богослужения, но мы можем увидеть, что сегодня даже властные структуры медленно охладевают к Московскому патриарху. И главное, потому что он не оправдывает надежды своей собственной многомиллионной паствы в Украине, которая все-таки хотела видеть в нем пастыря, приближенного к их культуре, а не политического деятеля, который представляет соседнее, не всегда дружественное к Украине, государство.
Протоиерей Георгий КОВАЛЕНКО, пресс-секретарь Предстоятеля УПЦ:
— Визиты Патриарха Кирилла в день Крещения Руси уже стали традиционными. В этот день мы также празднуем День Памяти Святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Особенностью нынешнего визита является одновременное пребывание в Украине Блаженнейшего Патриарха Грузии Илии. Оба патриарха будут вести вместе службу: 27-го июля на Владимирской горке, 28-го — в Лавре. Это демонстрирует, что церковь умеет находить общий язык намного лучше, чем политики, ведь нам известно, что сегодня между Россией и Грузией нет дипломатических отношений, но это не мешает братскому общению между Грузинской и Русской православными церквями. Очень приятно, что местом для встречи является древний Киев. Это уже во второй раз в Киеве встречаются два патриарха: впервые несколько лет назад сюда съезжались Московский Патриарх Алексий II и Вселенский Патриарх Варфоломей, а в этом году — Патриарх Кирилл и Патриарх Илия.
Заявления журналистов о том, что на недавнем Соборе УПЦ затрагивались вопросы о большей автономии от Русской православной церкви, являются слухами. Из официальных комментариев видно, что на Соборе состоялось исключительно то, что было запланировано. Все спекуляции вокруг этой темы прекратились. Собор состоялся и продемонстрировал единство Украинской православной церкви. Патриарх Кирилл благословил правителя этого Собора, и никаких вопиющих вопросов не возникло. Для церкви нормально, когда есть разные мысли, ведь каждый имеет свое виденье, однако мы должны решать это в духе любви и взаимного уважения. Приезд Патриарха Кирилла никоим образом с этим не связан, а запланирован предварительно, так как происходит уже третий год подряд.
Относительно недовольства некоторых народных масс, которое может возникнуть в связи с визитом Патриарха Кирилла, хочу сказать следующее. Если человек хочет видеть политику, он видит политику. Если хочет услышать пасторское слово — слышит Евангельскую мысль. Потому что Патриарх является главой церкви — человеком, который говорит в Евангельском контексте. Воспринимать то, что он говорит, нужно, понимая Евангелие и церковные традиции — в таком случае там политики неслышно. А когда человек на все смотрит сквозь политические очки, то он может найти политику где угодно, в любом высказывании любого человека.
Сергей ЖИЛЮК, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения Национального университета «Острожская академия»:
— Очередной приезд Патриарха Кирилла в Киев имеет в первую очередь политический характер, а не религиозный или публичный. Средства массовой информации не обратили достаточно внимания на то, что говорил Патриарх Кирилл, когда ранее приезжал в Одессу. Он отмечал, что объединительной конструкцией людей в многонациональном городе, где есть представители многих конфессий и разных национальностей, является, безусловно, православие. Под этими словами он понимал — «каноническое православие».
Я считаю, что приоритетной задачей государства должно быть — решение проблемы деятельности на территории Украины Московского Патриархата. Но, к сожалению, современная власть только усиливает развитие структур Московского Патриархата. Украинская православная церковь в структуре МП является «пятой колодой», которая сдерживает развитие украинской государственности. Это противоречит национальной безопасности государства.
Время от времени затрагивается вопрос о большей автономии УПЦ МП от РПЦ, но это делается для того, чтобы ввести в заблуждение УПЦ МП и доказать, что она независима от Москвы. В действительности, никакого расширения автономии не будет. Для Москвы Украинская православная церковь является средством достижения геополитических интересов. Россия никогда не допустит, чтобы УПЦ стала абсолютно независимой от нее, ведь это будет большое поражение для Кремля, а именно в духовном, политическом, экономическом и геополитическом плане. Известно, что сегодня подавляющее большинство приходов МП находится в Украине, а приходы в нашем государстве наиболее прибыльны. Московская Патриархия получает около 60—70% церковных прибылей.