Наверное, на это тоже была воля Божья: одному — сесть пожизненно за решетку, а другому — стать священником и последней надеждой первого на то, что его помнят... Второй, может, и не будет спать потом ночами, потому что будет стоять перед глазами картина: мужчину, который впервые за долгую и неправильную свою жизнь попросился на исповедь, приведут двое с собаками и трое — с автоматами. Но о чем он скажет святому отцу — останется между ними и Богом.
Нужен ли священник и Божий храм в тюрьме, легче ли переносить трудности службы в армии, когда знаешь десять заповедей; станет ли лучшим милиционер, посещающий уроки духовности, — обо всем этом шла речь на пресс-конференции митрополита Луцкого и Волынского Украинской православной церкви владыки Нифонта, посвященной теме сотрудничества с военнослужащими и работниками органов внутренних дел.
В начале пресс-конфернции владыка вспомнил, как несколько лет назад духовенство впервые пришло в луцкий следственный изолятор «с пасхальными дарами, со словом добрым». Попросили разрешения зайти и в одну из камер. И так случилось, что вместо мужской их завели в женскую... После такой неожиданной для обеих сторон встречи все «жилицы» камеры исповедались и приняли причастие, а одна перед этим и покрестилась... Священник Валентин Марчук, выполняющий обязанности пресс-секретаря Волынской епархии УПЦ, вспоминает, как «старшая» по камере доложила ему утром: никто не лег спать, пока не «сдал» ей молитву «Верую»! На замечание отца, что, может, не нужно было заставлять, ответила:
— Но ведь, батюшка, я отвечаю за то, чтобы они стали на путь исправления!
Заместитель начальника следственного изолятора Петр Козак вспоминает, что сначала некоторые осужденные побаивались общаться с батюшками:
— Думали — исповедует и нам расскажет...
Но потом осознали, как полезно, говоря специфическим языком этих заведений, «делать шмон в душе»...
Сейчас и у отца Валентина, и у отца Георгия (Шевчука) есть постоянные пропуски в следственный изолятор. Последний является и духовником осужденных, а то, что этот душпастырский долг очень непростой, потому что приходится общаться и с пожизненными заключенными, признают и священнослужители, и работники органов внутренних дел.
— Служение душпастырское в местах лишения свободы состоит в том, чтобы достучаться до озлобленных сердец, поднять духовно человека подавленного, понурого, который считает себя третьесортным лицом, — считает отец Георгий.
По мнению начальника УМВД в Волынской области генерал-майора милиции Александра Кмиты, глубоко верующий человек не будет убивать, насиловать, воровать... А потому «милиция заинтересована в том, чтобы вера в Бога вошла в каждое человеческое сердце». В самой милиции начали с уроков духовности, ведь работники органов внутренних дел как «часть общества» также не лишены недостатков... Владыка Нифонт говорит, что довольно непросто восстанавливать традиции душпастырского служения церкви в армии, в местах лишения свободы, хотя до революции институт капелланов (военных священников) имел большие традиции. В семинарии Волынской епархии УПЦ уже два года преподают такой предмет, как миссиология, обучая будущих пастырей (также военнослужащих, только духовных) умению работать с военнослужащими или осужденными в тюрьмах.
Епархия имеет и военного священника — это монах отец Ануфрий, но к душпастырскому труду на военном поприще привлекаются и другие святые отцы. В военных частях и лицее, в школе поваров, на корабле «Луцк» пытаются создать такую атмосферу, чтобы те, кто временно оторван от своих домов, могли вести полноценную духовную жизнь: служатся литургии, осуществляется таинство крещения, исповедь и причастие, отмечаются православные праздники. Отец Александр Богданов, который уже три года ведет уроки духовной этики в военном лицее, рассказал, что в программу вошли лучшие темы из предметов, которые преподаются в духовной семинарии: от знания Ветхого и Нового заветов до объяснения заповедей Божьих, истории Церкви и умения вести себя в храме...