Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На «Карпатском трамвае» — в Европу

Мечтает возить туристов австриец Вольфрам Венделин
10 января, 2005 - 23:44
В НАЧАЛЕ XX СТОЛЕТИЯ ИМЕННО УЗКОКОЛЕЙКИ ПОМОГАЛИ ПРОДВИЖЕНИЮ УКРАИНСКИХ КАРПАТ ПО ПУТИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Едва познакомившись с австрийцем Вольфрамом Венделином, практически каждый начинает искать его украинские корни. Иначе как объяснить его удивительную любовь к Украине? Его знание языка блестящее. Акцент, конечно, чувствуется, но падежи все соблюдает! Девять лет назад, когда впервые приехал в нашу страну, совсем не знал украинского, сейчас может сам язык преподавать. Возит с собой повсюду украинское знамя, при первой же возможности рвется в Галичину, и книги, которые пишет, тоже напрямую связаны с Украиной. Когда недавно, в пору самого начала акции на майдане Незалежности, ему позвонил его друг Грегор Савка, австриец украинского происхождения, руководитель общества им. П. Чубинского, и сказал: «Завтра пикетируем русское посольство», никто из знакомых не удивился, что наутро Вольфрам был уже в Вене. Для этого он, отложив все дела, преодолел 230 километров от своего родного Граца до столицы Австрии. Но что такое 230 километров, если ты можешь помочь своим друзьям отстаивать демократию?! Он размахивал оранжевым знаменем и кричал: «ЦВК — ганьба!» А еще через два дня был уже во Львове. Жена Эльке его не отговаривала, — не даром же свою первую книгу он посвятил именно ей. В благодарность за любовь и понимание.

КУДА ВЕДЕТ УЗКОКОЛЕЙКА?

Но украинских корней, сколько ни искали у Вольфрама, не нашли. Стопроцентный австриец. Из семьи инженеров. Его дед, создатель первого в Австрии локомотива для работы в рудниках, передал внуку любовь к… узкоколейкам. Многие скажут — весьма странное пристрастие к некому атавизму. И, наверное, будут в обывательском смысле правы. Но если бы не было чудаков и романтиков, как скучен был бы мир! Вольфрам, конечно же, себя чудаком не считает. Вот его друг Йорг действительно чудак: построил узкоколейку вокруг своего дома, и лучший отдых для него — покататься на паровозе, поглядывая на собственные окна. А у Вольфрама пристрастие к узкоколейкам давно уже переросло из категории хобби в сферу профессиональных интересов. Он их исследует и пишет о них книги. Своеобразие лишь в том, что историю узкоколеек он изучает именно на западе Украины. Вначале издал книгу «Узкоколейная железная дорога Восточной Галичины», затем — «Узкоколейки северной Буковины», третий том посвящен Карпатскому трамваю, узкоколейке Выгоды. В каком-то смысле по книгам Вольфрама можно судить о техническом становлении Галичины, о ее транспортных железнодорожных артериях прошлого и позапрошлого веков.

В Европе активное строительство железных дорог началось в 60- х годах ХIХ столетия. Они быстро завоевывали первенство в перевозке пассажиров, сырья, военной амуниции. А параллельно со строительством стандартной железной дороги (с шириной колеи 1668 мм) велось с последней четверти столетия в предгорных и горных зонах и строительство лесных узкоколеек шириной 700—760 мм. Движение по ним осуществлялось с помощью лошадей, локомотивной и моторной тяги. Изначальное назначение — доставка срубленных стволов деревьев из Карпатских лесов непосредственно на лесопильни и лесохимические заводы, транспортировка рабочей силы. К примеру, малая железная дорога протяженностью 17,9 км доходила до самого двора Ужгородской мебельной фабрики «Мундус». Когда лесосека свой ресурс исчерпала, дорогу демонтировали. А часто на демонтаж не хватало сил, и про узкоколейку «забывали»…

ПЛЮС РЕСТОРАНЫ И ТУАЛЕТЫ. ЖЕЛАТЕЛЬНО... СОВРЕМЕННЫЕ

— Конечно, сегодня промышленно-транспортное назначение узкоколеек полностью исчезло, но оставшиеся железнодорожные полосы могут быть использованы с иными целями — туристическими, — эту свою точку зрения, где может, отстаивает Вольфрам, — посмотрите, как работают узкоколейки в Австрии! Они возят туристов, останавливаясь то в том, то в другом живописном уголке. Правда, там существует необходимая инфраструктура. Рестораны и, конечно же, туалеты.

Туалеты в лесу украинские туристы могут и не потребовать, а вот австрияки, когда их Вольфрам привез в украинские Карпаты, чувствовали себя очень неуютно: некоторые даже на следующий день отказались заходить далеко в лес. Что поделаешь: привычка — вторая натура…

АБСОЛЮТНАЯ ГАРМОНИЯ

Мало кто знает, что в этом году проходил III Международный форум «Карпатский трамвай», в работе которого Вольфрам Вендлин принял активнейшее участие. Посвящен форум был делу восстановления узкоколеек на территории украинских Карпат — виду транспорта, который весьма успешно в начале ХХ столетия помогал продвижению этого региона по пути цивилизации, строительству и поднятию промышленности и который можно было без особых трудов провести даже в сложнодоступных горных местах, где обычную железнодорожную линию построить было бы просто невозможно. Конечно, сегодня от этих трасс мало что осталось, а возобновление требует немалых средств, привлечения инвесторов. Из того, что действует, можно назвать сертифицированную линию Лычаков-Подзамче через региональный парк «Знесіння» автомотриссой АС 1. Туристический маршрут долиной реки Мизунки до Выгоды, которым ездит отреставрированный тепловоз и вагон под названием «Карпатский трамвай». Немало энтузиастов выступают и за реставрацию в местечке Сколе на Львовщине музея узкоколеек. Сделать это не так сложно, ибо сохранились и австрийская узкоколейная цистерна, и трехосевая серийная пассажирская дрезина ПД-1, и даже немецкий деревянный крытый вагон. Кроме техники, в музее планируют выставить копии документов и устав железной дороги барона Гредля. Была такая дорога в конце ХIХ столетия — от Сколе до Демны, — где барон построил сохранившийся и до сего времени замок. Крутой был барон: даже свои монеты чеканил! Кстати, узкоколейка пролегает через теперешний национальный парк «Сколевские Бескиды» и, конечно, было бы необычайно интересно ее восстановить. В экологическом смысле узкоколейка — достаточно чистый транспорт. Объясняется это небольшой зоной отчуждения и количеством выбросов, в 10—20 раз меньшими, чем у автотранспорта. То есть речь идет почти что об абсолютной гармонии с окружающей средой.

ЛУЧШАЯ РЕКЛАМА — РЕВОЛЮЦИЯ

— Мне бы очень хотелось, чтоб туристы из стран Западной Европы поверили, а вернее — сами убедились, что Украина — необычайно красивая и безопасная страна, — говорит Венделин. — Даже раздумывал, каким бы образом сделать вам рекламу? Но наилучшей рекламой для Украины стала ваша оранжевая революция. Теперь многие убедились, что такие понятия, как демократия, свобода выбора, европейская ориентация, для вас — не пустой звук. Я знал об этом давно, ибо сотрудничал со львовской общественной организацией WETI, занимающейся развитием экологии и туризма. В составе организации — много молодых людей, все они имеют передовое, прогрессивное мышление. Уже дважды вместе совершали путешествия «Экообразование — узкоколейками», в течение которых волонтеры организации, студенты и учащиеся закладывали основы нового вида туризма, а украинские Карпаты рассматривались как объект международного туризма. Поверьте, пройдет совсем немного времени — и все это станет реальностью. В канун Нового года мне хочется пожелать вашей стране нового продвижения вперед, продвижения ускоренными темпами — к благополучию, к процветанию. А туристов, в том числе туристов, путешествующих узкоколейками, было у вас видимо-невидимо!

Ирина ЕГОРОВА, «День». Фото предоставлено автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ