Винницкие военные медики выехали в зону АТО еще весной 2014 году. Одной из первых в составе врачебно-сестринских бригад на восток поехала и старшая медсестра кожно-венерологического отделения Наталья ПРОНИВ, она была в зоне АТО, когда все только начиналось. Говорит, что до последнего не знала, куда именно их везут, так как место дислокации держалось в строгой тайне. Поняли, что это недалеко от Донецка, возле Карловки, только после того, как прибыли в расположение.
«Нам дали карту с координатами и сказали добраться до места назначения в четко определенное время. Пугала прежде всего неизвестность. Задание мы свое хорошо понимали. Но если раньше на учениях был четкий план: что делать, сколько времени на развертывание, сколько на обучение, то здесь мы не знали, насколько едем и куда. Нам дали команду и мы поехали, — вспоминает Наталья. — Скорее всего, это был пункт командования, потому что обслуживали мы бойцов из разных воинских подразделений. Наша автоперевязочная была замаскирована в лесопосадке. Там мы развернули две палаты (терапевтическую и хирургическую) и реанимацию. В группе работали пятеро — двое санитаров (они и водителями были), врач-терапевт, врач-хирург и медицинская сестра, то есть я. Имея терапевтический профиль, я ассистировала при операциях, потому что больше некому было. Это для меня был новый опыт. Но в тех условиях, учишься очень быстро».
Больные были из разных групп войск, но чаще всего за помощью обращались ребята из спецназа и разведки. Первая встреча с боевой травмой произошла сразу по приезде, как только медики развернулись. В автоперевязочную занесли парня. У него было осколочное ранение верхних и нижних конечностей.
«Мне повезло работать в команде профессионалов, которые поставили на ноги не одного бойца. Помощь нужно было оказывать не только хирургическую, но и терапевтическую. Ведь многие бойцы чувствовали истощение, переутомление, имели высокое давление, — рассказывает медсестра. — Был такой случай, когда одному бойцу я сделала перевязку и говорю: «Придешь завтра»!». А он мне: «Завтра не приду, потому что иду в разведку». «А когда придете?» — спросила я. «Это только Господь Бог знает». От таких слов пересохло в горле, но я виду не подала, улыбалась ему в след, потому что знала, что показывать тревогу нельзя — мы все там выполняли свой долг».
«ТАКОЕ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ...»
В конце весны 2014 года из специалистов военно-медицинского клинического центра Центрального региона, расположенного в Виннице, был сформирован 59-й военный мобильный госпиталь. А в мае 2014 года больше сотни врачей вместе с техникой и оборудованием отправилось из Винницы на передовую. Уже в июне впервые в истории независимой Украины винницкие медики выполнили в полевых условиях сверхсложную операцию на брюшной полости. Ассистировала на этой операции старшая операционная сестра Ольга БАБКИНА, за что потом она была награждена орденом «За мужество» ІІІ степени.
«Это была сложная операция, но ее нужно было проводить срочно, иначе у бойца не было бы шансов выжить, — объясняет Ольга. — Помню тот день, как вчера. Дежурный врач разбудил меня рано утром и сказал готовиться к операции. На подготовку дали час, и это было катастрофически мало. Бойца доставили быстро, потому что каждая секунда была на вес золота. Осколок попал в печень, и было сильное кровотечение, нужно было действовать очень быстро. Операцию умело провел хирург Андрей Верба, в настоящее время он возглавляет медицинский департамент Министерства обороны Украины».
Женский персонал на передовую не брали. Но однажды Ольге все-таки пришлось выехать за раненым на вертолете. Вспоминает, как во время полета она только то и делала, что смотрела на лицо пилотов и хирурга. Говорит, на них не «проскакивало» ни одной нервной жилки, это успокаивало. Приземлились медики неподалеку от пылающего БТРа. Считанные секунды — и пострадавший на борту. Травмы были тяжелыми, поэтому командир принял решение транспортировать пострадавшего в Харьков. Довезли живым.
«Сопровождение пострадавшего на воздушном транспорте — это отдельная история. Вертолет пытается проскочить ненадежные зоны незаметно, поэтому летит низко, обходя посадки и здания. В кабине вибрация, тряска, услышать слабый голос раненого невозможно. И на этих «американских горках» пришлось подключать капельницу и останавливать кровотечение, — рассказывает Ольга. — Такие воспоминания не возможно вычеркнуть из памяти. Как можно забыть «трехсотых» и «двухсотых», которых везли в одной машине в госпиталь?.. Раненых сразу на операционный стол, а погибших готовили к отправке домой. Помню, как у одного из них в кармане постоянно звонил телефон. Достали, а там до 40 пропущенных. От матери... Никто не осмеливался взять трубку. Передавали ее из рук в руки и не могли ответить. Такое не забывается...».
«НАУЧИЛАСЬ БЫТЬ СИЛЬНОЙ»
59-й мобильный военный госпиталь переезжал с места на место несколько раз. Во время одного из переездов — из Сватово в Северодонецк — пришлось работать и военной медсестре Ольге ПЕЧЕНЮК. В зону АТО она отправилась весной 2016 года. Несла службу в терапевтическом отделении мобильного госпиталя, где лечились ребята с черепно-мозговыми травмами, контузиями и те, кто имел терапевтические патологии. Казалось бы, все то же, что и в госпитале в Виннице, но в АТО это вовсе не дома, признается Ольга.
«Больных постоянно было много. Пациенты менялись часто, переправляли их по нескольким критериям: по состоянию тяжести, количеству дней пребывания, по результатам анализов и т.п., — сдержанно рассказывает Ольга, а затем набирает полную грудь воздуха, выдыхает и говорит. — Там я научилась быть сильной. Не было ни страха, ни отчаяния. Старалась не думать и не принимать близко к сердцу то, что видела, потому что от того можно обезуметь. Я знала, что мне нужно делать все возможное, чтобы боец стал на ноги и вернулся на службу. Было ли трудно? Было. В первую очередь из-за того, что работали без выходных — мы жилы в госпитале и оказывали помощь независимо от того, дежуришь ты или нет. Даже на Пасху я не чувствовала, что это праздник, потому что каждый следующий день ничем не отличался от предыдущего».
Медсестрички Винницкого военно-медицинского центра не скрывают, что на передовой нелегко, некоторые воспоминания до сих пор бередят их души или тревожат в снах. Но если будет приказ опять ехать в АТО, они готовы, потому что для победы в войне каждый должен делать то, что умеет. А медики умеют спасать жизнь.