Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На перевале войны и мира

Украинский хирург Василий Братусь: завершающие операции
6 мая, 2020 - 10:20

Жизнь и судьба каждого фронтового хирурга — в сущности нескончаемая легенда. Так, в испытаниях над операционными столами, с лета 1941 года, складывался и многотрудный путь Василия Дмитриевича Братуся. В предвоенных вызовах, ставших перед мужчинами — старшекурсниками киевского медицинского института, в числе которых находился и Братусь, для многих из них новым вызовом предстал перевод в 1939 году на пятый курс Военной медицинской академии, срочно сформированный в тогдашнем Куйбышеве. Сражения надвигались, и возникла необходимость пополнения армии специально обученными военно-полевыми хирургами.

Действительно, после финских столкновений, где Братусь был призван врачом лыжного батальона, ему пришлось на себя взять новую героическую нагрузку. Началась война с Германией «Где только ни приходилось оперировать, — вспоминал Василий Дмитриевич, — в брезентовых палатках, в полуразрушенных домишках, под разрывом вражеских бомб, под слабым светом керосиновой лампы. Но первую радость мне пришлось испытать как хирургу войны, в декабре 1941 года, когда наши войска впервые нанесли удар противнику и отбили город Тихвин (административный центр Тихвинского района Ленинградской области. — Авт.)».

Дальше бывало всякое. 25-тилетний военврач был назначен ведущим хирургом армейского полевого госпиталя. Здесь, после того, как Власов сдал фронт, скопились около двух тысяч раненных. К новому месту пришлось добираться самолетом. Чтобы потом вывести из окружения врачей и раненных, вдоль многокилометровой узкоколейки.

Большой хирургический научный опыт сопровождал В. Братуся долгие мирные годы. Он дважды пребывал министром здравоохранения УССР, возглавлял КМИ усовершенствования врачей.

Докторскую диссертацию посвятил новым возможностям в лечении ожогов.

Сколько мог, руководил хирургической кафедрой, не оставляя государственного поста. Вырастил плеяду учеников и последователей, среди которых и видный хирург, академик НАН Украины Петр Дмитриевич Фомин.

Рассматривая хирургию как предмет научных обобщений, профессор Братусь впервые в Украине создал центр по неотложному лечению желудочно-кишечных кровотечений. Одним из его последователей стал академик П. Фомин.

Наверное, Василий Дмитриевич глубоко переживал бы с нами и испытания 2020 года. Его, члена-корреспондента НАН Украины, нет с нами уже около 12 лет. Но вот его слова о случившейся пандемии в мае 1945 года: «В ночь перед Победой мне довелось оперировать двух немецких мальчиков. Наш госпиталь был расположен в имении барона Дюлингера, находившегося в свое время фотографом при дворе Николая 2. Наступило огневое затишье. Но не тут-то было. Несколько немецких мальчиков, проявив любопытство, неосторожно взорвали новинку Вермахта — фаустпатрон. Двое из оставшихся в живых получили тяжелое ранение в живот. Раны желудка и кишечника были ушиты, и мальчуганы поправились. В день их выписки из госпиталя, а было воскресенье, священник местной кирхи произнес благодарственную молитву в нашу честь.

Возможно, два этих подростка, а тем более их потомки, сегодня живы. Невольно вспоминается песня — «и помнит мир, спасенный...» Перед нами мелодия и в честь украинского хирурга высшей пробы и миссии Василия Братуся. Фамилия его не случайна. Он был братом любому пострадавшему.

Юрій ВІЛЕНСЬКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ