В феврале на платформе EdEra начался онлайн-курс для учителей начальной школы. Его обязательно должны пройти 22 тысячи педагогов, которые будут учить 400 тысяч первоклассников уже этой осенью. Сейчас на дистанционное обучение зарегистрировалось свыше 50 тысяч желающих. Правда, вероятно, среди них есть родители школьников, ведь такая возможность предусмотрена и для них.
Все хотят понять суть изменений, так как учеба в первом классе вскоре будет совершенно иной. Урок на ковре посреди школьного коридора или в парке, сквозные темы-проекты, где дети учатся становиться исследователями, а не зубрят информацию. В школе должна появиться другая система обучения, когда важны не оценки, а развитие ребенка в целом. И блеск в его глазах по дороге в школу.
«МОИ УЧЕНИКИ СТАЛИ ОТКРЫТЫМИ»
Как учить младших школьников по-новому, хорошо знает Ольга Мирошникова. Она работает учителем начальных классов в киевской общеобразовательной школе І—ІІІ степеней №294, а также является участницей Всеукраинского педагогического эксперимента «Начальная школа: образование для жизни» и тренером Новой украинской школы.
Напомним, что пилотный проект Новой украинской школы сейчас проходит в ста учебных заведениях страны. Педагоги и их ученики первыми испытают новшества, которые скоро станут общими. Так, воспитанники Ольги в первые недели учебного года овладевали темой «Школа», а заодно — азами грамоты. Урок в трамвае, запись видеоинтервью с родителями об их школьной жизни, создание макета школы из конструктора «Лего» — все это составляющие урока и элементы познания мира. Ученики никоим образом не отстают от однолеток, которые учатся по старой системе. Просто считать до десяти или писать под диктовку предложения научились другим способом.
Ольга Мирошникова уже прошла первые модули нового онлайнового курса для педагогов и охотно делится с коллегами впечатлениями: «Мой совет — не надо бояться и паниковать. Это очень удобная форма работы. Онлайн-курс доступен круглосуточно, каждый учитель в любом уголке страны может зайти на сайт в удобное для него время. Сегодня можно выучить материал, а завтра составить тесты. Конечно, есть проблема ажиотажа, в первые дни большое количество желающих хочет зайти на сайт, серверы не выдерживают, поэтому советую пока не трогать тестирование, а просто изучать материалы. Построение курса тоже идеальное, за что благодарность тем, кто занимался подбором материала. Обучаясь в пределах курса, есть возможность воспользоваться дополнительными материалами. Но основное зерно заложено в видео продолжительностью всего шесть минут. Каждый видеоматериал имеет своего эксперта, это тоже легко воспринимается».
Родителям Ольга Мирошникова советует забыть о том, как учили в школе их, и довериться учителю. «Это дети другого века, и учеба будет другой, — убеждает Ольга. — Почему-то бытует мнение, что маленького ребенка нужно задействовать в максимальном количестве кружков. Но потребность шестилетнего ребенка — игра. Поэтому Новая украинская школа во всех ее проявлениях построена на принципах игры. Мы позволяем ребенку поиграть, общаться на уроке, динамично двигаться, даже поощряем к тому, что ребенок может прервать свою работу, если хочет отдохнуть. Результат будет только тогда, когда ребенок делает что-то с удовольствием. Мои ученики стали открытыми, у них нет страха и ограничений, они легко делятся своими наработками с родителями, умеют работать в малых группах».
«В УЧЕБУ НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ ФОРМА»
Кто-то отнесется к реформе школьного образования со скепсисом и недоверием. Мол, к чему здесь ковры и прозрачные стены. Ученый и член общественной организации «Точка роста: образование и наука» Ирина Егорченко описала в «Фейсбуке» опыт знакомой учительницы: «В начале урока из класса выносят ковры, учительница должна садиться с детьми на ковер и минут 15 урока беседовать с ними, что они будут изучать, и о жизни. Еще минут десять идет на возвращение в класс, сворачивание ковров и рассаживание. Остается время только записать задание. Нарушать нельзя. Если учительнице физически трудно садиться на пол и вставать — предложение директора увольняться».
С другой стороны, эксперимент для того и внедрен, чтобы вовремя выявить недостатки. Да и старые методы обучения почему-то не работают. Недавно активисты общественного объединения «Родители SOS» побывали в столичной школе, где внедряется проект НУШ. У них остались приятные впечатления.
«Одно дело — говорить о внешних признаках изменений, окнах или прозрачных стенах, другое — изменить философию обучения. Хотят ли все ее понять, я не знаю, — поделилась с «Днем» Елена Бондаренко, сопредседатель ГО «Родители SOS». — Дети должны понять, что мир вокруг — это возможность для учебы и познания. Необязательно учиться только за партой, поэтому делают открытые пространства, где дети учатся посреди коридора. Многое будет зависеть от исполнителей, от людей, которые примут решение, нравится ли им новая школа. В этот процесс учебы не вписывается школьная форма, потому что речь идет о свободе детей. У нас многие учителя и родители считают, что результат — это написать три строки ровных палочек и научиться прибавлять. Но не видят результатов в развитии ребенка, потому что этого нельзя оценить. Вот смогут ли люди воспринять другие результаты, которые будут проявляться в развитии ребенка, в понимании каких-то связей в мире?»
В ШКОЛУ — С УДОВОЛСТВИЕМ
В Министерстве образования и науки убеждены — все получится. Прежде всего нужно дать учителям новые знания. Для этого, собственно, и заработал онлайн-курс по переподготовке. Обучение будет длиться до 1 мая, а затем педагоги сдадут несколько очных сессий и получат сертификат, что зачтется как повышение квалификации.
«Курс дает возможность ознакомиться с новым государственным стандартом начального образования, получить практические навыки управления классом, научиться методикам компетентного и интегрированного обучения, — недавно объясняла педагогам министр образования и науки Лилия Гриневич. — Важной частью курса являются разделы, посвященные инклюзивному образованию и основам нейропсихологии, науке, которая позволяет понять особенности функционирования мозга ребенка, выявить причины трудностей в учебе и устранить их».
По словам Ольги Мирошниковой, школьники должны идти в школу не учиться, а узнавать что-то новое. С ее учениками именно так. Дети даже огорчаются, когда из-за болезни или по другим причинам пропускают уроки. Это лучшее доказательство, что учителю удается сохранить детскую жажду знаний.