ПЕРЕМЕНЫ К ЛУЧШЕМУ
Судак, наверное, сейчас один из самых оригинальных городков Крыма. Еще пять-шесть лет назад здесь ничего особенного не было. Как писалось в одной статье, что отдыхающие делятся на «судакеев» и «форосеев». Любители Судака — молодежь, студенты: веселые, но бедные. А состоятельные граждане предпочитают «номенклатурный» Форос — красивейшее место ЮБК, хотя и известное холодными течениями. Показательно, что именно там когда-то отгрохал себе дачку дворцового типа Михаил Сергеевич, да, правда, не успел ею насладиться.
Ругали Судак за мусор, неухоженность и т.п. Однако кто-то взялся за этот курортный городишко по-серьезному. Сейчас там: идеальная набережная, напичканная цветами и особняками. По сравнению с любыми другими крымскими курортами здесь традиционно больше молодежи и семей с малышами. Отсюда громадное количество кафе и ресторанов со своими оригинальными шоу-программами: от КВНщиков всех мастей, до женских боев в грязи. Есть кабак, где здорово играют рок-н-ролл, есть — где умело раздеваются. Кому что нужно: кому стриптиз, кому «Дип Перпл». А кому и то другое — ходят по очереди.
Образ Верки Сердючки — уже штатная единица ресторанов. Популярность Данилко достигла культовой отметки. Достаточно навесить на себя, словно на рождественскую елку, массу фольги, надеть маловнятные черные очки и — овации обеспечены. Все знают: перед ними клон. Но срабатывает рефлекс: должно быть весело. И люди радуются под фонограмму. Феномен!
Интересно пересечение Сердючки с самой модной на сегодняшний момент певицей — ГлюкОЗОЙ.
В Судаке я побывал на концерте «невесты» — профессинальнейшее шоу Макса Фадеева. Никаких скидок на «курортность». Шесть огромных экранов, по количеству музыкантов. Когда каждый из них выходил на сцену, его «сопровождал» мультипликационный двойник.
Толпа восторженных детей с цветами, раскованное поведение солистки, яркие клипы, умело подогреваемый культ при помощи виртуальной ГлюкОЗЫ. Но и здесь не обошлось без Верки.
ГлюкОЗА говорит: «Вас ждет сюрпрайз!». Зазвучал шлягер, который она исполняет в дуете с Данилко: «Жениха хотела вот и залетела». Сердючка там, как известно, в роли мамаши, увещевающей дочь. Понятно, что настоящего Данилко дождаться за те же деньги нереально, но все с удивлением обнаружили на шести экранах анимационное лицо любимца публики. Очередная ипостась Андрея. И опять — обвальный успех. Как Сердючку не продают еще в виде куклы? Думаю, скоро это произойдет.
ВОЙНА И МИР
В Судакской крепости два дня проходил рыцарский турнир. Достаточно интенсивная программа, в которой принимали участие актеры-любители и члены клубов по изучению истории и этноса.
В преддверии генерального сражения бахали пушки и мушкеты. Снаряд не представлял собой опасности — это скомканный кусок газеты. Но дыма и грохота было столько, что закладывало уши.
Рядом с бойцами девушки в старинных одеждах показывали умение обращаться с мирными агрегатами — прялками и ткацкими станками. Они объясняли, на случай очередного экономического кризиса, как можно самому себе сварганить рубище. Раздав народу глиняные медальки на память, девицы рассказывали о том, что любят залазить к своим и чужим бабушкам на чердаки в селах и вытягивать разные старинные аппараты. И не самогонного, а прядильного характера. «Мы не пьем, не курим, а красим вещи натуральными красителями. Луком, свеклой, крапивой. Однажды нас за этим занятием застукали родители, но узнав в чем дело, сказали: «Молодцы, девочки, красьте дальше...» — поведала девушка с большими круглыми очами. Затем она взяла соседку за косу и объяснила, что у древних славян наличие одной косы означало, что девица не замужем. Замужние ходили с парой кос. Что вполне логично — по количеству супругов. На вопрос: отрезали ли они косы после развода, круглоглазая объяснила, что в подобных случаях надевался платок. А вообще свадебная процедура была сопряжена с печальными элементами. Тот же белый цвет — был цветом траура, поскольку девушка вырывалась из родной семьи...
После этих, рвущих сердце подробностей, нам продемонстрировали, как работал старинный утюг. За такими и надрывались жены, гладя рубашки мужьям-тиранам. Утюга как такового не было. А было нечто вроде скалки, на которую наматывалась сырая ткань. Вот так бодренько, вручную наматывали рулончик и разматывали, пока складки не пропадали. Складки исчезали, но появлялись мозоли.
В 11 утра началась битва. В основу действа был положен сюжет про двух братьев и сестру. Один из братьев, как водится, был гадом, регулярно предающим родственников. Он вероломно нападал на них сзади. Всякий раз будущая жертва минут пять ждала, старательно подставляя тыл, пока ей подло нанесут удар. Чтобы как можно эффектнее шлепнуться в траву от изменнической братской руки.
Несколько десятков рыцарей в жестяных латах честно «месили» друг друга, воспроизводя осаду Судакеи. В результате взятия города вояки переименовали его в Солдатею. Напрашивалась мораль финала: грубая сила всегда права...
За действом невозмутимо наблюдал царь в красном платье, мудро подкрепляясь полезным яблоком.
Такое количество разряженных граждан порождало ощущение карнавала.
Умилила сценка, когда лошадь, экипированная согласно рыцарским требованиям, трогательно положила голову на плечо хозяина. Умаялась, бедняга, за время баталии!
Вносили живость и гости фестиваля, вроде компании молодых людей в наколках. Их речь изобиловала нецензурными выражениями. Толкнув на рекордное расстояния наковальню и напившись выигранного пива, они импровизированно включились в танец ансамбля «Одиссей». Главный нарушитель — приземистый широкопузый паря скакал в центре хоровода, как пьяный снеговик.
Любители-экскурсоводы вещали каждый на свой лад о крепости и ее обитателях. Получалось забавнее сухой статистики профессионалов. «Каждый генуэзский консул получал эту крепость на год, — говорила тоненькая девушка в платье, напоминающем хитон. — Чтобы он не слишком разбогател. Но и года хватало, чтобы бедный дворянин вернулся на родину набитый деньгами... Их было несколько, этих консулов, но последнему не повезло — турки перекрыли бухту. Своей смены он ждал семь лет! И дождался — его, кажется, сожгли. Хотя по другим данным, он успел бежать, но его поймали и бросили в пропасть. Не повезло мужику...» Трудно не согласиться.
На этой оптимистической ноте добираемся до музея с орудиями пыток, который расположен аккурат возле пропасти.
Любимое орудие смотрителя этой своеобразной экспозиции — железная маска позора, которую надевали женщинам за болтливость. В этой маске несчастная болтунья должна была таскаться по городу целый день. Ни покушать, ни попить, ни поговорить. Изуверство!
У туристов же наибольшей популярностью пользовалась гильотина. Голову желающего смотритель бережно укладывал на деревянную подставку и скидывал колодку, которая по направляющим стремительно падала, замыкаясь на шее жертвы.
Очень обрадовался десятилетний мальчик, когда его младшая сестричка оказалась в объятиях грозной машины. Он с откровенным удовольствием сфотографировался, довольно поглаживая неподвижную голову смелой сестры. В данный момент претендентка на конфеты была обезврежена.
ПРОДАЖНАЯ ВЫСОТА
Масса народа хотела забраться на высшую точку генуэзской крепости — Девичью башню. Основная тема разговоров отдыхающих при этом сводилась к рассказам о том, как они заболели в первые дни приезда. Карабкаясь наверх, все жаловались на головные боли, подскакивание давления, горло и насморк. Народ с наслаждением делился подробностями недугов, как будто ради них и сюда и прибыл.
Заранее предупреждают об одном опасном месте, где неоднократно срывались туристы. Поэтому со стороны камеры пыток в сторону Девичьей башни — не пускают. Огорожено.
Каково же было удивление одной москвички, когда она добралась до опасного места с другой стороны и уже собралась спуститься по нормальной лестнице, как с нее потребовали...10 гривен. Так сказать, за то, что проход запрещен. «Говорят, что это место опасное, но требуют деньги, отправляя обратно!» — возмущалась она, тоскливо собираясь в обратный поход.
Поболтав ножками с крепостных стен и понаблюдав сверху за копошащимися, точно муравьи, рыцарями, я решил заняться дайвингом. Погода наладилась!
ЕСТЬ КОНТАКТ!
Что касается дайвинга, то по обе стороны Судакской бухты — отличные подводно-надводные камни, где вы можете обнаружить крабов, рыб-собак и даже стайки кефали. Дикая природа: только скалы и нудисты.
Лично я впервые наладил контакт с подводным миром. Некое пучеглазое существо с малюсенькими рожками, мучимое любопытством, выглядывало из норы и таращилось в маску. При малейшем движении пальца — рогатая рыбка пряталась. Но через некоторое время она обнаруживала свою любопытную рожицу в другой дырочке. Мы буквально играли с ней в прятки. Ей было одновременно и жутко и интересно оглядывать незнакомого гостя...
А если вы забыли крем и сгорели, лучшее место, где остынуть — питерская кунсткамера в Судаке. Там жарко не бывает!
Здесь представлены заспиртованные аномалии, плюс восковые манекены граждан с разными болезнями.
Самая жизнеутверждающая там — девушка-экскурсовод. Как продавцы нахваливают, к примеру, «натуральную норку», она с той же интонацией говорила: «Натуральная оспа!» и с горделивой улыбкой указывала на соответствующий манекен.
Самым поразительным в этой экспозиции была не румынская вампирша-графиня (аналог Дракулы), замучившая 350 девушек, и не двухметровый алжирец, по бедности подыскивающий невесту в Москве, а некая девушка Аня, которая просто дремала возле входа. Эта самая Аня была так натурально сделана, она так умилительно во сне сдвинула носки кроссовок, что даже подойдя к ней вплотную, не верилось, что это восковая фигура. Казалось, она дышит. Поначалу все думают, что это задремавшая смотрительница музея. Если бы это был механический манекен и Аня внезапно подняла голову — парочка туристов наверняка бы грохнулась в обморок.
ПЕСОЧНЫЕ ЗАМКИМЕГАНОМА
Равномерно распределяя свое время между рыцарскими турнирами, кунсткамерами и дайвингом, я напоследок собрался на легендарный мыс Меганом, который находится недалеко от Судака, в направлении Коктебеля. По слухам, на этом мысе полно всяких контактеров с космосом и прочее в том же духе.
Место действительно оказалось необычным. Не слишком большая по площади территория, изрезанная небольшими, каменистые бухточками.
На среднем уровне, между горами и морем, в скалах были расположены странные образования, похожие на мини-горы или готические замки. Эти сказочные, почти декоративные гряды, казалось, населены гномами. Когда я добрался до них — они оказались хрупкими, почти песочными....
От скалы под названием Акулий плавник, расположенной в море, я решил двинуть на макушку Меганома.
Ракушечные крымские горы ужасно хрупки: за какой кусочек не возьмешься, он остается у тебя в руках. Под ногами сыплется известковая щебенка. Шагаешь по ней, оставаясь на месте, как по эскалатору, двигающемуся в обратную сторону. Сразу веришь, что это бывшее дно древнейших морей.
Поверхность мыса — холмы, укрытые зеленой скатертью трав. Здесь всегда ураганный ветер, крутящий ветряки, вырабатывающие электроэнергию. Не знаю, много ли они ее вырабатывают, но та, что в розетке моей комнаты, — с трудом поворачивает лопасти элетробритвы...
Подгоняемый ветрищем, я чудненько спустился по тропкам к подножию Меганома, где пасся небольшой лошадиный табунчик и было огромное количество автодикарей.
По дороге открылась фантастическая панорама: из моря плавно подымались фиолетово-бирюзовые и розово-синие горы, похожие на Гималаи с картин Рериха. Охота, конечно, их сравнить непосредственно. Но это в другой раз.